29-01-2019 15:25

Уровни коммуникации: понятие, виды и классификация

21-й век — век интенсивного развития информативных технологий, что не исключает живого человеческого общения. От того, насколько человек умеет выстроить диалог с внешним миром, зачастую зависят и его личная судьба, и судьба его дела: уметь убеждать — значит уметь побеждать.

Немного терминологии

Диалог невозможен, если общающиеся говорят на разных языках. Так же нельзя понять суть предмета, если не овладеть специфическими словами, обозначающими его понятия. То есть терминологией. Для понимания темы «коммуникация» следует хорошо усвоить следующее:

  • коммуникация — процесс обмена информацией в обществе;
  • субъект коммуникации — лицо, передающее информацию;
  • объект коммуникации — тот, кому она адресована;
  • коммуникационный канал — способ передачи сведений: письменный, с помощью технических средств, световых или шумовых сигналов; передача информации от субъекта к объекту может быть произведена с помощью другого человека (например, курьера);
  • формы коммуникации — а) словесная, или вербальная; б) невербальная — движения, взгляд, мимика.

Почин – это хорошее началоВам будет интересно:Почин – это хорошее начало

Кумулятивный эффект - это двигатель прогрессаВам будет интересно:Кумулятивный эффект - это двигатель прогресса

высокий уровень коммуникации

Другие термины, требующие более подробного разъяснения, будут рассмотрены в отдельных разделах статьи.

Понятие об уровнях коммуникации

Этот вопрос по-разному рассматривается в научной литературе. Одни авторы определяют уровень коммуникации по числу участников процесса: межличностный, в малой группе или массовый. Другие (Конецкая В. П., 1977 г.) — по способам общения:

  • Знаковый, или семиотический уровень — передача информации с помощью общепринятых условных знаков, воспринимаемых зрительно, на слух. Например, венки у памятников героям — знак уважения и памяти о них; изображение солнца в прогнозе погоды обозначает солнечный день; сирена на переезде предупреждает о приближающемся поезде.
  • Словесный, или лингвистический. Слово — устное или письменное — главный способ общения людей.
  • Межъязыковой, или металингвистический уровень коммуникации. Характерен для научной области, где преобладает употребление специальных терминов, понятных узкому кругу людей.
  • Околоязыковой, или паралингвистический уровень. Информация передается с помощью не словесных средств и их сочетаний: жест, движение, взгляд, междометия, высота голоса и пр. Они могут использоваться намеренно и неосознанно для большего воздействия на собеседника.
  • Искусственный (синтетический) уровень. Передача экспрессивной информации с помощью разнообразных визуальных и невизуальных видов искусства — кино, графики, музыки и пр. Ее цель — формирование эстетических и нравственных чувств, переживаний, знаний.
  • Как называются слова, которые читаются наоборотВам будет интересно:Как называются слова, которые читаются наоборот

    уровни коммуникации массовая коммуникация

    На практике происходит не изолированное, а смешанное использование этих способов, форм коммуникации с целью компактной передачи и максимально понятной для объекта информации.

    Коммуникация: высокий и низкий уровень

    Множество недоразумений и даже человеческих трагедий происходит из-за того, что объект не умеет правильно оформить и передать информацию, или же ее восприятие субъектом неполное или искаженное.

    Наиболее высокий уровень коммуникации наблюдается там, где ее объект и субъект:

    • Умеют легко устанавливать межличностные контакты.
    • Обладают культурой общения с отдельными людьми, с их группой или большой массой.
    • Испытывают интерес к теме общения и к его результатам.
    • Не безразличны друг другу.

    Самый высокий уровень коммуникации наблюдается, когда партнеры связаны родственными, дружескими, духовными узами.

    уровни организации коммуникации

    Качество общения зависит, конечно, и от того, как говорит или слышит человек, от его эмоционального состояния. Невнятная речь, неграмотная, насыщенная незнакомой лексикой, плохой слух или его отсутствие у слушателя, неумение понимать невербальные сигналы говорящего и неправильное их толкование, предвзятое или враждебное отношение к партнеру — причины искажения информации при ее передаче или восприятии. Другая причина — отсутствие интереса к предмету обсуждения, когда, например, слушатель засыпает на скучной для него лекции. То есть это признаки низкого уровня коммуникации.

    Организация коммуникативного процесса

    Маркиза - это не только супруга или дочь маркизаВам будет интересно:Маркиза - это не только супруга или дочь маркиза

    На всем пути следования от субъекта к объекту информация может исказиться, исчезнуть, быть неправильно понятой, в результате чего цель общения не достигается. Организатору коммуникативного процесса следует знать, когда, как и почему может произойти такой сбой.

    Уровни организации коммуникации соответствуют этапам ее прохождения от объекта к субъекту.

    1 этап — подготовка субъектом, то есть инициатором, целей, содержания, формы, средств коммуникации. Он должен серьезно продумать, насколько адекватно способен воспринять его информацию объект. Например, наиболее ярким, эмоциональным, наглядным изложение научных данных будет для учеников школы. И более насыщенным научной терминологией, техническими фактами, схемами и графиками — для студентов вуза.

    2 этап — выбор кодировки сообщения: устное, письменное, в виде плана, графика, видео и пр., с учетом численности адресантов (для индивидуального пользователя, для группы или для большой массы населения) и уровня их подготовленности. Существенно будет различаться подготовка, к примеру, сообщения о достижениях медицины для специального журнала и для населения в СМИ.

    3 этап — выбор наиболее эффективных средств коммуникации. Устное или письменное сообщение, распоряжение, приказ с использованием технических средств или через посредников. Директор учреждения издает письменный приказ и на совещании делает устное распоряжение руководителям подразделений довести его до сведения персонала, дать разъяснения в случае возникновения вопросов.

    4 этап — декодирование, расшифровка, осмысление полученной информации объектом и принятие решений о каких-то действиях.

    5 этап — обратный сигнал от объекта к субъекту о приеме информации и реакции на нее.

    Ответные действия объекта меняют местами его с субъектом: первый теперь становится отправителем, источником, а второй приемником информации.

    коммуникации между уровнями

    Коммуникация между уровнями управления предприятием, организацией тем эффективнее, чем меньше помех («шумов»), искажающих ее смысл, возникает на пути ее следования от источника к объекту. Это могут быть неисполнительность, самовольные умышленные или неумышленные действия исполнителей, технические сбои и т. д.

    Социальная коммуникация: критерии классификации

    Отправителем информации, как и ее получателем, может быть не одно лицо, а группа лиц, коллектив, организация, общество. Объем коммуникационного процесса бывает небольшим (прохожие поздоровались друг с другом) и масштабным, глобальным, охватывающим много стран (решение территориальных притязаний).

    Это определяет следующие уровни социальной коммуникации:

  • Аутокоммуникационная — общение со своим «Я». Человек наедине с собой познает, оценивает собственные возможности и способности.
  • Интерперсональная - межличностное взаимодействие двух или нескольких лиц.
  • Групповая коммуникация, отличающаяся количеством участников и содержанием общения (деловое, дружеское и пр.) в различных вариантах: индивида с группой,членов одной группы между собой, членов различных групп.
  • Личностно-групповая (лектор — аудитория).
  • Публичная — касается социальных проблем и интересов. Как правило, это общение представителей властных структур с народом, работников сферы торговли, обслуживания, образования, культуры с клиентами.
  • Межгосударственная — коммуникации между государствами на дипломатическом уровне по вопросам войны и мира, культурного обмена, торговли, науки и пр.
  • Глобальная охватывает громадные территории Земли, обеспечивает межнациональное общение ее населения.
  • Массовая коммуникация.
  • Организационная осуществляется между иерархическими уровнями управленческой пирамиды.
  • уровни социальной коммуникации

    Массовая коммуникация направлена на большие аудитории и исходит от различных субъектов, имеющих свои цели, средства и способы воздействия на сознание населения.

    Задачи

    Потребности людей в информации удовлетворяются посредством массовой коммуникации — деятельности, имеющей свои функции, собственную систему знаний, приемы, нормы и правила, средства.

    Основными задачами массовой коммуникации являются:

    • просветительская;
    • регулирующая — формирование общественного сознания и связей индивида и общества;
    • контрольная — надзор за различными процессами в социуме, пропаганда желательных норм поведения;
    • культурфилософская, или культурологическая — ознакомление с традициями, наследием, достижениями в области искусства, развитие интереса к творчеству.

    Действуя на всех уровнях коммуникации, массовая коммуникация посредством убеждения, просвещения, внушения через СМИ формирует общественное мнение, организует социальную деятельность как индивидуальную, так и различных групп населения.

    Уровни межкультурного общения

    Классификация прав: определение понятия, основные виды и нормыВам будет интересно:Классификация прав: определение понятия, основные виды и нормы

    В многонациональной стране, которой, например, является Россия, неизбежно общение людей разных этнических групп. При этом происходит взаимное знакомство с нормами нравственного поведения, обычаями, верованиями, национальными традициями на уровне как личных, так и общественных, деловых, производственных отношений.

    уровни межкультурной коммуникации

    Изучение этих процессов привело к выделению уровней межкультурной коммуникации в зависимости от количества ее участников.

  • Межличностный уровень общения людей разных этнических групп. В непосредственном общении человек вольно или невольно демонстрирует не только языковые особенности, но и поведенческие. Большую роль в налаживании межличностного уровня коммуникации играют его пол, возраст, внешний вид, образованность, общественное положение. Готовность понимать и уважать национальные особенности партнера по общению вызывает доверие и желание поддерживать деловые или личные контакты.
  • Межкультурная коммуникация членов малых групп может осуществляться в рамках деловых встреч (участие в мероприятиях, обмен опытом, координация производственной деятельности) или возникает случайно (поездки, путешествия). Особенности речи, поведения, мышления людей разных национальностей оказывают серьезное влияние на характер их общения. Они могут вызвать негативные реакции, если партнеры демонстрируют их исключительность и не готовы искать приемлемые для обеих сторон формы общения.
  • Межкультурная коммуникация на этническом уровне (больших групп) способствует обновлению и взаимообогащению культур соседствующих народностей. Но в то же время порождает тенденции к сбережению национального самосознания, особенностей быта, верований, традиций. Насильственное подавление культуры какого-либо этноса другим, доминирующим на общей территории, приводит к полному или частичному ее уничтожению.
  • В многонациональных государствах, где существует хозяйственное и политическое единство народов, их населяющих, возможен национальный уровень межкультурной коммуникации.

    Условия эффективного взаимодействия

    Внешние проявления доброжелательности к собеседнику или к аудитории, открытость, хорошие манеры и речь вызывают ответные чувства симпатии и готовность к общению. Установление деловых отношений требует от их инициатора некоторых специальных знаний и навыков, определенной подготовки. Они касаются и речевого, и неречевого поведения во время общения.

    межличностный уровень коммуникации

    Если субъект хочет добиться собственных целей, то он должен хорошо подготовиться к разговору, предварительно изучив цели и особенности поведения противоположной стороны. Это поможет подобрать аргументы для защиты своих интересов, предусмотреть спорные, конфликтные моменты и компромиссные решения.

    Понимание психологического состояния партнера по невербальным сигналам, знание манипулятивных приемов и способов их нейтрализации, умение сдерживать или демонстрировать собственные эмоции — это малая часть навыков, составляющих коммуникативную компетентность.

    Заключение

    Война любого масштаба — в большинстве своем есть результат неумения противников цивилизованно решать спорные вопросы. Успешность бытовых, профессиональных — любых! - контактов зависит от того, как человек общается с окружающими, что демонстрирует и что прячет глубоко в себе.

    Можно сказать, что наука налаживания коммуникативных связей — это есть наука побеждать. Целенаправленное изучение психологии общения должно стать обязательным, если кто-то хочет научиться успешно отстаивать свои интересы. Она раскроет в каждом человеке психолога-практика, внутренне готового к любым жизненным подаркам и неожиданностям.



    Источник