27-09-2018 11:45

Подводные лодки проекта 611: модификации и описание, отличительные характеристики, известные лодки

10 января 1951 года в г. Ленинграде случилось важное событие, определившее судьбу советского военно-морского флота. В этот день на судостроительном заводе, ныне носящем гордое название «Адмиралтейские верфи», была заложена первая головная дизель-электрическая подводная лодка нового образца, получившая название «Проект 611».

Особенности проекта

Подводные лодки проекта 611 (сокращенно – ПЛ) на момент создания были самыми крупными и совершенными в мире. Они пришли на смену «крейсерским» кораблям периода Второй мировой и стали первыми подлодками, построенными после Великой Отечественной войны. В классификации НАТО ПЛ проекта 611 были отнесены к классу Zulu, по которому получили свое название и нумерацию. По внешнему виду и характеристикам они были близки к передовым немецким подлодкам и к американским подводным суднам класса «гуппи». ПЛ проекта 611 на фото весьма похожи на немецкие лодки класса XXI.

Сорайя Манучехри: история, интересные факты, фотоВам будет интересно:Сорайя Манучехри: история, интересные факты, фото

Где строились подлодки

Первые лодки проекта 611 были построены на Ленинградском судостроительном заводе № 196 (ныне – Адмиралтейские верфи). Всего там было построено 8 субмарин. Затем право строить лодки проекта 611 перешло к корабельному молотовскому заводу № 402 (будущий Севмаш), который занимался строительством подлодок с 1956 по 1958 год. Он создал еще 18 единиц нового типа.

Эксперименты над уже построенными образцами проводились преимущественно в северных водах.

Разработка подводных лодок

Страноведение в Великобритании: географическое положение, климат, национальный характерВам будет интересно:Страноведение в Великобритании: географическое положение, климат, национальный характер

Подводные лодки 611 проекта разрабатывались еще до Великой Отечественной войны (приблизительно с начала 40-х годов), но с ее началом все проекты вынужденно были свернуты, все финансирование было брошено на успешное ведение войны. К слову, до начала Второй мировой подводные лодки не считались залогом успеха в войне, так как они были еще в новинку для большинства военных и моряков.

Лишь в 1947 году проект был возобновлен по указу Наркомата промышленности, именно тогда стало заметно отставание советских лодок от немецких и американских. Возглавил его конструктор С. А. Егоров, получивший в 1946 году Сталинскую премию третьей степени за изобретение нового вида морского вооружения и в дальнейшем возглавивший еще несколько проектов подлодок, последовавших после успеха в разработке 611.

Строительство

Для работы над проектом была создана особая технология постройки, заключающаяся в возможности монтажа в секциях всех видов оборудования без предварительного гидравлического испытания. Это позволяло сократить время строительства, но было революционным и потому диковинным решением. В дальнейшем эта технология была признана не слишком надежной, и потому монтаж проходил только после гидравлических испытаний всех частей корабля, как и планировалось ранее. Первая подлодка проекта 611 была заложена в 1951 году и спустя год была спущена на воду. На постройку всех единиц проекта уходило не более двух лет.

Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примерыВам будет интересно:Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры

Спустя два месяца после спуска на воду первой подлодки нового типа, судостроительный завод посетил министр промышленности В. А. Малышев. Он ознакомился с описанием испытаний корабля и остался не удовлетворен организацией работы - его не устраивали сроки выполнения, а также пугало приближение зимы и ледостава. Для содействия в быстрой постройке новых подводных лодок было принято решение перегнать лодку в Таллин, чтобы избежать проблем, вызванных ледоставом и заодно испытать проходимость судна в ледовых условиях.

Проблемы при испытаниях

При первых попытках произвести выстрелы с судна были замечены колебания его носовой части. Чтобы разобраться с проблемой, на завод был приглашен академик Крылов. Изучив чертежи корабля и особенности холостой стрельбы, он пришел к выводу, что колебания случаются из-за выхода воздушного пузыря и находятся в пределах нормы. Вскоре был найден еще один дефект – магнитное поле лодки во время эксплуатации критически превышало допустимую норму. Было обнаружено, что происходит это из-за неверно собранного гребного электродвигателя. Под руководством профессора Кондорского ошибка была исправлена, что дало положительные результаты. Таким образом, большая часть проблем на подлодках была вызвана не ошибками в расчетах и чертежах, а человеческим фактором.

В конце мая - начале июня 1952 года лодка снова вернулась в Ленинград для доработки и ликвидации обнаруженных изъянов и дефектов. Долго велись скоростные испытания, по итогам которых некоторые части конструкции решено было заменить более прочными. Было принято решение обрезать гребные винты, чтобы добиться наибольшего обтекания и, как следствие, наивысшей скорости в воде. Несмотря на то что в результате всех действий с лодкой она получила способность развивать достаточно большую по меркам того времени скорость, цель достигнута так и не была.

В начале лета 1953 года была обнаружена еще одна проблема – вибрация при погружении. Во время пробного погружения на 60 метров для изучения вибрации носовой части произошел пожар. Весь экипаж был срочно эвакуирован, а отсек подвергся герметизации. Пожар был такой силы, что его не удавалось потушить довольно долгое время, и он успел нанести значительный материальный ущерб. К счастью, человеческих жертв удалось избежать. Для восстановления сгоревшего отсека потребовалось больше двух месяцев и немалое финансирование. Была создана особая комиссия, целью которой было выявление причин возгорания. Как оказалось, причиной стали не технические недочеты судна, а халатность экипажа, занимавшегося его сборкой, – отсек загорелся в результате короткого замыкания, которое не несло бы опасности, если бы один из электромонтажников не оставил за распределительным щитом свой промасленный ватник.

После пожара испытания решено было прекратить, и лодка была сдана в эксплуатацию. Началось строительство целой серии подобных моделей.

Предназначение новых лодок

Новый проект подлодок был разработан для выполнения нескольких задач. Во-первых, новый тип лодок должен был действовать на океанских коммуникациях против судов противника. Во-вторых, ПЛ проекта 611 должны были служить для обороны других кораблей. И, в-третьих, новые лодки были пригодны для дальней разведки.

Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словомВам будет интересно:Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом

В дальнейшем подводные лодки 611 проекта служили для экспериментов и тестов новых военных разработок. На их бортах тестировали новейшее оружие, и именно их модификации стали первыми в мире субмаринами, способными запускать баллистическую ракету из-под воды.

Нововведения на подлодках нового типа

В конструкциях новых моделей заметно ощущалось влияние немецких образцов. Особенно сходство прослеживалось в дизайне подводных лодок 611 с немецкими суднами серии 21.

Новшеством стало особенное строение кораблей. Были использованы новые для Советского Союза методы использования шпангоутов – они были установлены с внешней стороны, что позволило улучшить прочность корпуса и внутреннюю компоновку, позволив отвести больше места под механизмы.

Основные характеристики

Подводные лодки 611 проекта имели длину 90,5 м. Их ширина составляла 7,5 м. Скорость менялась в зависимости от положения. Над водой лодка развивала скорость в 17 узлов, а скрывшись под воду, – 15 узлов. Дальность прохождения также зависела от внешних факторов: над водой она составляла более 2000 миль, а под ней – 440 миль.

Топливная система дизельной подводной лодки проекта 611 была создана с использованием наружных топливных систем. Внутрь топливо подавалось через специальные трубочки.

Погружаться лодка п. проекта 611 могла на глубину до 200 м, имела возможность существовать автономно более 70 суток, вмещая в себя экипаж в количестве 65 человек.

Конструкция

Подлодки проекта 611 были двухкорпусными и трехвальными. Корпус делился на 7 отсеков:

  • 1-й отсек – носовой. Там располагалось 6 торпедных аппаратов.
  • 2-й отсек – аккумуляторный. Там были расположены аккумуляторные батареи, над которыми находилась кают-компания для офицеров, душевая и рубка.
  • 3-й отсек являлся центральным, в нем располагались выдвижные устройства.
  • 4-й отсек – как и второй, аккумуляторный. Над ним находилась кают-компания для старшин, радиорубка, кладовые и камбуз.
  • 5-й отсек – дизельный, вмещающий в себя два дизель-компрессора и три двигателя.
  • 6-й отсек – электромоторный, служил для размещения трех электрических двигателей.
  • 7-й отсек – кормовой. Там размещалось четыре торпедных аппарата, а над ними каюты личного состава.

Модификации

Можно сказать, что проект 611 - подводный прорыв Советского Союза. Существовало множество модификаций лодок этого типа. Известны подпроекты 611РУ, ПВ611, 611РА, 611РЭ, АВ611, АВ611Е, АВ611С, П611, АВ611Ц, АВ611Д, 611П, В611 и другие. Подводные лодки 611 проекта в дальнейшем были переработаны в свои модификации – более боеспособные и быстрые. Одной из наиболее успешных переработок стала модель «Лира». Этот проект подлодки был создан не для военных целей, а для научных исследований.

В 1953 году командованию Военно-Морского Флота СССР пришла идея оснастить корабли баллистическими или крылатыми ракетами. Правительство поддержало идею, тем более что стало известно, что в Америке уже приступили к оснащению подлодок подобным типом оружия. В начале 1954 ЦК КПСС издало постановление о начале экспериментальных работ по вооружению подлодок баллистическими ракетами и разработке нового судна с передовым реактивным вооружением. Работа над проектом велась под грифом «секретно» и получила кодовое наименование «Волна». Главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, инженер-кораблестроитель, работавший над проектом 611. Ответственным за разработку стал С. П. Королев – основоположник космонавтики и отец многих ракетно-космических и оружейных разработок в СССР. Проект модификации был готов уже в августе 1954 года, его главным оружием стала баллистическая ракета.

Проект утвердили в сентябре. Работа предстояла огромная, в то время никто не знал, как должен производиться пуск с качающейся платформы субмарины, возможен ли пуск под водой, как влияют раскаленные газы ракеты на подлодку и как скажется глубина и качка на ракетах. Специалисты были первопроходцами в этих вопросах, буквально с нуля прокладывая путь для будущих изобретений и разработок.

С нуля пришлось разрабатывать пусковую шахту. Требовалось создать новый аппарат, способный выдержать невиданные до этого условия и перегрузки. Ведь предстояло запустить с воды или из-под воды ракету весом в несколько тонн!

"Требовалось создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку, убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить от крепления в нужный момент. Все эти операции после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 мин и при волнении до 5 баллов, да еще с ракетой, весившей свыше 5 т!" - так об этом писал в своих воспоминаниях работник ЦКБ-16 В. Жарков.

Проект велся в условиях абсолютной тайны. Реконструируя уже готовую лодку Б-67, большая часть экипажа не подозревала, что происходит на самом деле, полагая, что ведутся простые ремонтные работы. Под видом ремонта рубки вместо группы аккумуляторов была размещена ракетная шахта и необходимое для поддержания ее работы оборудование. В частности были установлены передовые на тот момент азимут горизонта «Сатурн» и счетные приборы типа «Доломит», выдающие указания системе наведения ракет.

Чтобы разместить новое и не входящее до этого в план оборудование, пришлось пожертвовать частью артиллерии, запасными аккумуляторами и запасными ракетами. Это удалось сделать вполне успешно, так как замены и модификации не сказались на безопасности и боеспособности подводных агрегатов.

Для изучения воздействия качки на ракеты в феврале 1955 года на полигоне Капустин Яр состоялся экспериментальный пуск ракет с нескольких платформ, качающихся и имитирующих состояние лодки под водой. Параллельно проходили испытания новых устройств, специально разработанных для подлодки нового типа.

Судно вступило в строй 11 сентября 1955 года. Через пять дней был назначен пробный запуск ракет. Снаряды были доставлены на борт Б-67 в условиях полной секретности. Исанин и Королев лично присутствовали при их запуске. С ними прибыли представители правительства, промышленности и военно-морского флота. За час до намеченного старта началась подготовка. Командовал лодкой капитан Ф. И. Козлов (ныне носящий звание адмирала и Героя Советского Союза). В 17 часов 32 минуты была дана команда старта, и ракета впервые в мире была запущена с борта подводной лодки. Точность стрельбы подтвердила успех работы. В дальнейшем было произведено еще семь пробных пусков, лишь один из которых окончился неудачей из-за проблем с ракетой.

Стрельба с модифицированных лодок проекта 611 производилась только при нахождении судна над водой и при волнении моря не более 5 баллов. Скорость лодки при этом не должна была превышать 12 узлов.

На подготовку ракет к старту уходило около 2 часов. Пуск первой ракеты обычно занимал около 5 минут. За это время поднимался пусковой механизм с ракетой. Если пуск после поднятия механизма по какой-либо причине отменялся, ракета не могла быть опущена обратно в шахту, и ее полагалось сбросить в воду. После этого на подготовку к пуску следующей ракеты снова требовалось приблизительно 5 минут.

Нужно ли выделять слово "преимущественно" запятыми?Вам будет интересно:Нужно ли выделять слово "преимущественно" запятыми?

Модификация проекта 611 показала себя успешно, был отдан приказ о массовом строительстве таких судов. Новый проект получил название AB-611 (в кодировке НАТО – Zulu V). Часть судов проекта 611 была также адаптирована для надводного пуска ракет. Они использовались как экспериментальные: благодаря проведенным с них пускам накапливался опыт эксплуатации субмарин такого типа и ракетного оружия. Лодки множество раз перестраивались и модифицировались, и последняя из них была выведена из эксплуатации только в 1991 году.

Перед разработкой подлодок, пуск ракет с которых мог производиться под водой, необходимо было проверить еще несколько нюансов. Например, изучить влияние внешних факторов (например, давления) на целостность пусковых шахт. Одним из экспериментов стало затопление лодки (естественно, без экипажа) и последующая атака ее глубинными бомбами. Эксперимент показал, что шахты способны выдержать такой урон и остаться действующими.

Финалом проекта модификаций стали пуски ракет из-под воды. Королев передал работу над этим проектом конструкторам под руководством В. П. Макеева. Множество теоретических расчетов и испытаний на макетах подтвердили возможность пуска ракет из заполненной водой шахты. Начались работы над строительством субмарин. Из 77 пробных пусков успехом увенчались 59, что было очень хорошим результатом. Из оставшихся 18 неудачных пусков 7 закончились провалом из-за ошибок экипажа, а 3 – по причине поломки ракеты.

Так закончились работы над модификациями проекта 611. Нелегок был труд первопроходцев в этом деле – они закладывали основу для судостроения в дальнейшем. Данные, полученные во время проводимых в 50–70-х годах экспериментов, до сих пор актуальны и используются для строительства новых типов глубоководного вооружения и подводных лодок.

«Знаменитые» представители проекта 611

Модификация подлодки Б-61 (на заводе проходила под номером 580) была заложена 6 января 1951 года, через несколько месяцев вышла на воду и прослужила 27 лет.

Лодка Б-62 была построена менее чем за год и прослужила с 1952 по 1970 год. На ее счету множество научных испытаний, в том числе гидролокационного оборудования.

Лодка Б-64 (заводской номер 633) была несколько раз переоборудована. Выйдя на воду в 1952 году, в 1957-м она была переоборудована в ракетную подлодку и совершила четыре пуска на испытаниях ракет нового типа. В 1958 году ее снова вернули в первоначальный вид, после чего она прослужила еще 20 лет.

Б-67 (заводской номер 636) была спущена на воду в начале сентября 1953 года. С нее впервые в мире в 1955-м был успешно произведен пуск баллистической ракеты. Через два года после испытания ракеты лодка подверглась еще одному эксперименту. Так, в декабре 1957 субмарина была намеренно затоплена с целью изучения воздействия глубины на снаряды и бомбы. Затопление велось без экипажа и прошло успешно. Спустя еще два года была проведена пробная попытка подводного старта ракеты. Запуск долго не удавался, и попытки увенчались успехом только в 1960 году, когда удалось запустить баллистическую ракету на глубине 30 метров. В дальнейшем с лодки были сняты устаревшие типы ракет, но она продолжала служить для военных экспериментов.

Лодка Б-78 вступила в строй в 1957 году. Она получила название «Мурманский комсомолец» и спустя чуть меньше десяти лет успешной военной службы была переоборудована для экспериментов и исследования навигационных систем. Она прослужила дольше своих «сестер» и была выведена из строя лишь с распадом СССР.

Интересна судьба лодки Б-80, получивший номер 111. Заложенная в Северодвинске, она участвовала в походе в Египет, а после выведения из строя снова попала за границу, будучи проданной голландским предпринимателям. В 1992 году, полностью освобожденная от военных атрибутов, лодка была представлена публике в качестве плавучего бара. Последнее известное место стоянки Б-80 – г. Ден-Хельдере (близ Амстердама) в Голландии.

Лодка Б-82 была спущена на воду в 1957 году. Почти сразу на ней стали проводится эксперименты по буксировке и передаче топлива под водой. Благодаря успеху в экспериментах на данной лодке были внедрены новые методики и системы, связанные с дозаправкой и буксиром под водой.

Б-89, на заводе числившаяся под номером 515, послужила науке – на ней проходили испытания гидроакустической аппаратуры. Она пробыла в строю до 1990 г.

Значение для флота

Подводные лодки 611 проекта имели огромное значение для советского, а затем и российского флота. Будучи первыми лодками, сконструированными после Второй мировой, они стали экспериментальной основой для изучения и тестирования новых разработок в военно-морской отрасли.

Благодаря подводным лодкам типа 611 появилось множество типов других субмарин, например, подлодки проекта «Акула» - самой большого подводного судна на сегодняшний день. Этот проект считается одним из самых успешных.

Еще не выведены из эксплуатации подводные лодки 611, на их бортах еще продолжаются эксперименты, а уже появилось и спущено на воду несколько новых поколений субмарин. Это говорит о том, что они отлично выдерживают испытание временем. Например, подлодки проекта «Антей», ставшие вершиной работы над «убийцами авианосцев» - кораблями, способными дать отпор воздушным судам.

Особые подводные лодки были созданы для экспорта в другие страны. Подлодки проекта «Варшавянка», получившие свое название по Варшавскому договору, также обязаны своим появлением работе над лодками 611.

Даже такие современные корабли, как лодки типа «Ясень» или «Борей» обязаны своим появлением советским разработкам. Например, подлодки проекта «Ясень» могут погружаться глубоко под воду благодаря экспериментам с затоплениями первых судов, созданных после Второй мировой войны.

Интересен и самый передовой представитель военно-морского подводного флота России. Это подлодки проекта «Борей», собравшие в себе все лучшие технологические новинки, тестируемые и разрабатываемые на предыдущих проектах кораблей.