Формы организации образовательного процесса бывают разные. Но их объединяет то, что все они направлены на обеспечение всестороннего развития учащихся. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, начнем статью с определения образовательного процесса.
Понятие
Перед тем как перейти к формам организации образовательного процесса, нужно выяснить, что подразумевается под этим понятием.
Итак, образовательным процессом называют всестороннее и многофакторное воздействие на человека, которое позволяет социализироваться и развиваться личности.
Вам будет интересно:Почему соленая вода закипает быстрее, чем обычная, правда ли это так?
Что касается форм организации образовательного процесса, то это способ донести до человека ту или иную информацию посредством разной организации ее подачи.
Как можно получить образование
Не только в России, но и в мире существует несколько способов получения знаний.
Первым и самым распространенным способом будет получение образования в образовательном учреждении. Учащиеся проходят курс или всю программу, после чего сдают экзамены. Можно учиться как на дневном отделении, так и на вечернем.
Вам будет интересно:Пара слов об обыденном, или Что такое килограмм?
Довольно популярен экстернат. Человек учится на дому, к нему приходят педагоги или он сам изучает программу. Далее учащийся сдает экзамен в ближайшем образовательном учреждении соответствующего уровня.
Сейчас эра компьютерных технологий, а потому все больше предпочтение молодежь отдает дистанционному обучению или образованию на расстоянии. Учатся люди с помощью компьютерных программ и также сдают экзамены.
Для работающих людей подходит больше всего заочная форма. Учащийся может обращаться к преподавателям учреждения за консультациями и разъяснениями. Он должен сдавать контрольные работы, экзамены и зачеты в оговоренный срок.
Какие бывают формы
Форм организации образовательного процесса немало, что позволяет преподавателям добиваться хорошего качества знаний. Выбираются они в зависимости от того, какую цель преследует преподаватель, сколько человек необходимо обучить, места, где проходит обучение, и прочее.
Основные формы организации следующие:
Свойства образовательного процесса
Вам будет интересно:Что такое супостат и кого так называют?
Образовательный процесс не только помогает получать знания, но и возлагает на себя воспитательные свойства.
Кроме всего прочего, к свойствам относится:
Если образовательный процесс выстроен правильно, то результатом его будет нравственное, интеллектуальное и социальное развитие обучающихся.
Что такое форма
Когда речь заходит о форме занятий, сразу понятно, имеется в виду организация учебной деятельности, построение учебных занятий. Поэтому формы организации образовательного процесса в школе или университете постоянно меняются. Это обусловлено тем, что учреждения развиваются, изменяются задачи образования или вовсе та или иная форма просто перестает быть актуальной для учащихся.
Можно привести пример из истории, когда дети обучались на дому. Это привело к тому, что только малая часть населения страны была грамотной. Обществу нужны были образованные люди, а потому изменилась система получения знаний.
Классно-урочная система
С появлением классно-урочной образовательной системы проблема решилась полностью. Название у системы такое, потому что занятия проводятся в классе, с определенным количеством учеников одной возрастной группы. Вторая часть названия говорит о том, что занятия проходят в форме уроков, которые имеют фиксированное время, и между ними устраиваются промежутки отдыха.
На сегодня именно урок считается главной формой учебного процесса. На уроке преподаватель может последовательно рассказывать материал, при этом учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под контролем учителя. Преподаватель может применять различные методы обучения, что улучшает качество усвоения материала, например, лабораторный практикум во время урока позволяет соединить сразу два метода обучения: самостоятельное и под наблюдением педагога.
Вам будет интересно:Что такое зернь: ювелирное зерно в филигранных узорах
Урок также позволяет решать воспитательные задачи. Структура урока зависит от того, какую цель преследует педагог. Он может решить проверить знания, а может дать новый материал к самостоятельному изучению.
Требования к уроку
Образовательный процесс основан на проведении уроков. По этой причине к этой форме обучения предъявляются повышенные требования. Рассмотрим некоторые из них:
Лекционно-семинарская система
Эта образовательная система появилась вместе с первыми университетами. Основой такой системы являются практические занятия, семинары, лабораторные занятия и лекции. Сюда же можно отнести прохождение практики и различные консультации.
Чтобы система была успешной, обучающимся нужно иметь базовые знания по дисциплинам и уметь работать самостоятельно. Так как такая образовательная система не имеет альтернативы в высших учебных заведениях, бытует мнение, что формы процесса образования в этих учреждениях не развиваются. Это далеко не так, просто именно этот вид обучения приносит максимальные плоды.
Виды лекций
Если урок — это основная форма обучения в школе, то лекция — основная форма обучения в вузе. Лекции бывают нескольких видов, каждая из которых несет определенный набор задач:
Недостатки традиционной системы
Как вы уже поняли, для достижения нужного результата применяются разные формы и методы организации образовательного процесса. Но несмотря на то что дисциплинарная или классно-урочная система в нашей стране применяется уже несколько сотен лет, на сегодня многие люди недовольны ей. И действительно, недостатков немало. О них расскажем подробнее.
Главным недостатком сейчас называют несоответствие образовательной базы специалиста и требований к работе по профессии. Так происходит потому, что в учебном заведении даются абстрактные знания по предмету. На производстве оказывается, что нужно совершенно другое. Вспомните поговорку о том, что как только вы устроитесь на работу, должны забыть все, чему учились в университете. Мешает правильному направлению знаний и образовательный процесс, который построен таким образом, чтобы разделить знания по дисциплинам.
Получается, чтобы студенты могли успешно применять полученные знания на работе, нужно реорганизовать систему образования. Если изменить формы и технологии организации образовательного процесса, то получится именно то, что нужно.
Например, стоит дать студентам больше времени на самостоятельное изучение материала. Подойдет и изменение форм подготовки на те, что подразумевают сотрудничество студентов между собой. Если преподаватели начнут вести со студентами диалог, то это очень поможет в усвоении материала и повысит интерес к предмету.
Требования к организации образовательного процесса
Вам будет интересно:Пищевые сети и цепи: примеры, различия
Согласно программе ФГОС НОО и СОО, образовательный процесс должен отвечать заявленным требованиям. В чем же они заключаются?
Стили и виды обучения
Чтобы знания были усвоены, нужно уделять внимание не только формам организации образовательного процесса в начальной школе по ФГОС или средней школе, но и стилям и видам обучения. Выделим некоторые из них:
Заключение
Как вы уже поняли, образовательная система в нашей стране несовершенна, но это не значит, что она никуда не годится. С каждым годом вводят инновационные формы организации образовательного процесса, которые помогают улучшать качество образования. Появилось большое количество приспособлений для обучения, ими обладают даже сельские школы.
Преподаватели повышают квалификацию, Федеральный государственный образовательный стандарт редактируется. Все это ведет к тому, что качество обучения повышается.
В том же ФГОС четко прописаны все требования для каждого образовательного учреждения. Такой подход позволяет дать максимально разностороннее образование и развить детей как личностей. Если раньше детям не разрешалось иметь собственного мнения и высказывать против того, что им рассказывали учителя, то сейчас точка зрения каждого ребенка ценна, и ее внимательно слушают.
Вообще, качество образования зависит не только от педагогического состава и законов. В большей степени на него влияет заинтересованность учеников и их стремление получать знания. Если дети любознательные, то при любой форме образовательного процесса они извлекут все самое нужное для себя.
Школа всегда считалась вторым домом, зачастую ребенок проводит там больше времени, чем с родителями. Естественно, что личность ребенка формируется благодаря той информации, которую он получает от преподавателей. Если в школе работают увлеченные люди, то и дети там учатся умные и счастливые.