26-09-2018 16:15

Что такое зернь: ювелирное зерно в филигранных узорах

Увидеть, что такое зернь, можно не только в музеях, но и на выставках, в художественных салонах. Эта техника ювелиров, популярная по сей день, применялась в России не менее 12 веков, поскольку есть находки, относящиеся к 8 веку нашей эры. А за рубежом еще до нашей эры создавались уникальные вещи с использованием зерни.

Точно определить, что такое зернь, совсем не сложно - это способ художественной обработки металла, при котором из него делают мельчайшие шарики. Затем эти шарики припаивают к металлической основе, создавая разнообразные узоры.

Пищевые сети и цепи: примеры, различияВам будет интересно:Пищевые сети и цепи: примеры, различия

Еще одно определение, что такое зернь: декорирование ювелирных украшений с помощью мелких металлических шариков, скрепленных в виде орнамента на основе из металла или дополняющих ажурную скань (узоры из тонкой проволоки).

Русская зернь

Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.

Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов - скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.

Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь. Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.

Как делают ювелирное "зерно"

Ученые считают, что способы изготовления зерни не изменились за столетия. Мастера владели несколькими методами ее создания.

Один из них - пропустить струю расплавленного золота или серебра в воду через фильтр. В результате получается зернь неоднородная по форме и диаметру.

Когда же зернь производят из заготовок любого вида (отрезки, колечки, зерна), то эти металлические детали расправляют в порошке, полученном из древесного угля. В итоге получаются шарики стандартного размера.

Пайка - загадка зерни

Вопрос, который изучают не только ученые-историки, но и специалисты в сфере металловедения, как прикреплялась зернь в том или ином случае, поскольку техника припоя значительно отличалась у разных мастеров.

Соединение шариков между собой или припой гранул к основе - тема, которая интересовала ювелиров во все века. В этой технологии было много особых секретов. В некоторых образцах почти не видно, как прикреплен шарик к основе.

Тонкий припой зерни и скани – рукотворное чудо, основанное на свойствах золота, серебра и ртути. Ювелиры делали амальгаму из них, после чего наносили на уже готовый узор из скани и зерни. В сильно нагретом предмете испарялась ртуть – и все части прочно соединялись между собой.

Приемы укладки скани и зерни отличались на разных территориях. Историки в деталях изучают не только, что такое зернь, но и различия в ее изготовлении.

Настоящая и "ложная" зернь

Зернь – это мелкие шарики, которые были искусно припаяны. А вот "зернь", которая получалась при помощи литья в специальной форме, сделанной для всего украшения, - это ложная зернь. Такой ложной, разумеется, была и отлитая скань.

Литые украшения производились в 12-13 веке для упрощения и ускорения процесса их изготовления. Мастера знали, что такое скань и зернь, владели приемами их изготовления, но, скорее всего, был спрос и на литые изделия. Хотя рисунок, по сравнению с настоящей сканью и зернью, становился несколько нечетким.

Исследователи, изучающие и реконструирующие технологию изготовления настоящей зерни, предполагают, что древний мастер за неделю (летнюю, с длинным световым днем) не мог успеть сделать больше, чем одну серьгу с несколькими бусинами. Такие украшения были очень дорогими.



Источник