04-02-2019 00:29

Головачев Павел Яковлевич: биография, участие в сражениях, награды

Головачев Павел Яковлевич - Герой Советского Союза, летчик, участник Великой Отечественной войны. Имеет множественные награды. За время сражений показал высокое мастерство и проявил героизм и отвагу. Является почетным гражданином города Гомеля в Беларуси. Познакомимся подробнее с фактами из жизни этого выдающегося человека.

Биография

Головачев Павел Яковлевич родился 15.12.1917 года в крестьянской семье. Он появился на свет в селе Кошелево в Гомельской области. По национальности белорус.

Головачев в начале и конце карьеры

Очарование – это способность дарить сказкуВам будет интересно:Очарование – это способность дарить сказку

В 1936 году окончил школу ФЗУ и приобрел профессию токаря. Сегодня это ПТУ № 56 города Гомеля. После учебы работал на лесокомбинате в качестве фрезеровщика. Увлекался футболом и играл в команде, демонстрируя хорошие результаты. На работе имел репутацию квалифицированного специалиста.

Возможно, он успешно развивался бы и далее в этой сфере. Но недалеко от места его работы находился аэроклуб. Наблюдая за полетом самолетов, молодой человек мечтал оказаться в кабине одного из них. Поставив перед собой цель, Павел Яковлевич приступил к ее достижению. Днем он работал, а ночью изучал самолетовождение, строение мотора и аэродинамику. Вскоре он начал летать.

Начало войны

Пензенское артиллерийское училище (ПАИИ ВА МТО): адрес, специальности, как поступить, отзывыВам будет интересно:Пензенское артиллерийское училище (ПАИИ ВА МТО): адрес, специальности, как поступить, отзывы

В 1940 году Головачев окончил Одесскую военную школу летчиков в звании младшего лейтенанта. Он был направлен туда двумя годами ранее. После учебы Павел Яковлевич был распределен в Крым. Именно здесь, в 168-м полку, он проходил службу, когда началась война. Участие в боевых действиях летчик Головачев начал под населенным пунктом Яссы. Он штурмовал фашистские войска на истребителе И-16.

Первые боевые полеты не были удачными для Павла Яковлевича. Он не смог сбить ни один вражеский самолет и сам едва не погиб. Его выручил товарищ, который поразил врага с первого выстрела. Майор Ярославцев после боя указал ему на отсутствие выдержки, которое послужило причиной неудачи в сражении. На второй день Головачев сбил первый самолет, но при этом получил серьезное ранение.

Фото военного времени

69-й Одесский авиационный полк

Летчик Головачев Павел Яковлевич присутствовал на награждении героев авиации орденом Красного Знамени. Мероприятие происходило в Кировограде. Это были летчики полка под руководством героя Л. Л. Шестакова. Головачев познакомился с ними, а позднее узнал, что остается в составе данного подразделения. Летчик поклялся, что в дальнейшем будет достоин оказанной ему высокой чести.

Притягивать за уши – значение выраженияВам будет интересно:Притягивать за уши – значение выражения

В октябре 1941 года Головачев Павел Яковлевич был официально переведен в 69-й Одесский авиационный полк. Он прошел переобучение и приобрел навыки управления самолетом ЛаГГ-3.

Героические поступки

Летом 1942 года Головачев едва не погиб в воздушном бою с фашистским истребителем Ме-109. Атакуя вражеский самолет, Павел Яковлевич взорвал его первой выпущенной очередью. Увлекшись одержанной победой, он не заметил новой опасности и был ранен в правую руку. Бронированная спинка сиденья оказалась для летчика спасением.

Он с трудом достиг аэродрома, но тут оказалось, что выпустить шасси невозможно. Система была повреждена. Головачев зажал коленями ручку управления и одной уцелевшей рукой выдвинул шасси. Посадив самолет, летчик из последних сил выбрался из кабины самолета и сразу же был отправлен в госпиталь.

Головачев принимал участие в боях за Сталинград. Обязанностью советских летчиков-асов, среди которых был и Павел Яковлевич, являлось уничтожение фашистской техники, осуществляющей доставку боеприпасов и продовольствия группе врагов, находящихся в окружении. Головачев успешно справлялся с поставленной задачей.

Советский летчик проявлял образцовое мужество и упорство в боях. Получив приказ уничтожить вражеский FW-189, пилот кинулся в атаку. Получив жестокий отпор, он не сдавался. Под огнем, рискуя жизнью, он делал одну за другой попытки расправиться с противником и отступил только тогда, когда увидел, что выполнил задание.

В ходе сражения под Ореховским летчик Павел Головачев влетел в колонну вражеской техники и сбил один "Юнкерс". Но враг успел выстрелить в лицо советского героя. Пилот потерял сознание, а самолет начал терять высоту. Придя в себя, Головачев сумел выровнять машину и врезался в берег Дона. Потеряв хвост, самолет приземлился. В результате ранения летчик лишился возможности видеть. Доктор Филатов восстановил ему зрение, и через месяц герой вернулся на место службы. После совершенного подвига Головачев Павел Яковлевич был повышен до звания лейтенанта и отмечен высокой наградой - орденом Красного Знамени.

Головачев возле самолета

Он освоил Як-1 и взял на себя командование звеном. В это же время лейтенант Головачев впервые выполнил функции ведущего. Шестаков в ходе одной из военных операций повернул ход атаки таким образом, чтобы дать возможность новому командиру звена попробовать возглавить группу. Головачев успешно справился с задачей и в дальнейшем часто выполнял эти обязанности.

Всего в боях за Сталинград Павел Яковлевич совершил 150 полетов, в которых самостоятельно сбил восемь вражеских самолетов.

Донбасс и Приднепровье

В составе знаменитого 69-го полка Головачев Павел Яковлевич, советский летчик, совершил большой боевой путь. Участвовал он и в сражениях за Донбасс. Здесь пилот сбил шесть самолетов в пятнадцати боях.

В мае 1943 года Головачев в колонне истребителей Як-1 вошел в сражение с сотней вражеских самолетов-бомбардировщиков и шестьюдесятью истребителями. Советским летчикам удалось показать свое боевое искусство и уничтожить сорок две единицы вражеской техники, потеряв при этом лишь три единицы своей. Головачев внес в это свой вклад, сбив один самолет.

В августе 1943 года летчик уничтожил бомбардировщик и истребитель в одном бою.

Як 9-М Головачева

Крым

В Мелитополе Головачев Павел Яковлевич сражался на "Аэрокобре" и выполнял обязанности ведущего группы. Он принял участие в тринадцати воздушных боях и уничтожил еще шесть единиц фашистской техники. В октябре 1943 года на счету пилота значилось уже двести двадцать пять боевых вылетов, девяносто два боя и семнадцать лично сбитых самолетов. Статистика говорила о высоком мастерстве и большом героизме военного летчика и являлась основанием для присвоения высочайшего звания Головачеву Павлу Яковлевичу - Героя Советского Союза.

1 ноября 1943 года он был отмечен двумя наградами: орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда". В этом же году его родные земли были освобождены от фашистских захватчиков.

Конец войны

В 1944 году герой Головачев Павел Яковлевич сражался уже в небе Прибалтики и Восточной Пруссии. В декабре того же года, совершая вылет, он увидел вражеский самолет-разведчик, который мастерски маневрировал и уклонялся от атаки. Советский пилот находился на высоте девяти километров. Наконец ему удалось прицелиться во врага и выстрелить, но тут случилось ужасное. На большой высоте пушки замерзли и залп не удался.

Головачев, осознавая всю тяжесть ситуации, пошел на крайние меры. Он решил действовать тираном. Летчик нажал на газ и подошел вплотную к врагу, а затем ударил винтом по его хвосту. Фашистский самолет рухнул, а Головачев сумел выровнять свою траекторию и долететь до аэродрома. Это был один из последних таранов в истории войны, и выполнен он был с высочайшим уровнем мастерства. Павел Яковлевич вновь был награжден медалью "Золотая Звезда".

В это время пилот летал уже на Ла-7 и мог по достоинству оценить все преимущества характеристик данной техники. До конца войны он работал на этом самолете, после чего сдал его в один из музеев.

В кабине Ла-7

На пути к победе

1945 год Головачев Павел Яковлевич встретил в небе Германии. 18 января в двух боях он уничтожил четыре самолета за один день. В феврале 1945 года герой сражался в рядах 900 истребительного полка. 18 марта группа советских штурмовиков во главе с Головачевым встретилась с хорошо подготовленной бригадой Ме-109. Советские летчики заставили врага спасаться бегством после потери двух "Мессеров". Один из них был уничтожен Павлом Яковлевичем.

Победу летчик встретил в Берлине, там же одержал свои последние боевые победы. 25 апреля он возглавлял группу из трех самолетов. На пути им встретились двадцать противников. Советские пилоты прикрывали переправу, им нельзя было допустить к ней врага. Ни минуты не сомневаясь, Головачев дал команду к атаке. Он и подбил первый вражеский самолет первой шестерки, после чего остальные враги обратились в бегство.

Советский пилот повернулся к следующей группе и подбил их ведущего. Остальные в панике сбросили бомбы на собственные войска и сбежали. Пилот подбитого самолета попал в плен к советским бойцам. Это был последний бой Головачева. За все время он уничтожил тридцать одну единицу вражеской техники и побывал в 125 сражениях.

После войны

С наступлением мира Головачев Павел Яковлевич продолжил службу в составе советской армии. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. Летчик изучил много видов самолетов и занимал различные должности в составе командования.

Генерал-майор Головачев

В 1959 году Головачев окончил Военную академию Генерального штаба. Последние годы своей службы он провел в родной Белоруссии. Он часто встречался с молодыми людьми и проводил с ними военно-патриотическую работу. Везде к нему относились с уважением и встречали с почетом. Закончил свою карьеру Головачев Павел Яковлевич в звании генерал-майора авиации.

Умер советский герой 2.07.1972 года в результате короткой болезни. Погребен на Восточном кладбище в городе Минске. На его малой родине - в селе Кошелево установлен бюст в память о знаменитом летчике, родившемся на этой земле. В Гомеле воздвигнут памятник.

Память о герое

В этом же городе открыт музей Героя Советского Союза Головачева П.Я. Его именем названы такие объекты, как улица, школа и училище. На территории ОАО «Гомельдрев», где когда-то начинал свою трудовую деятельность летчик, можно увидеть мемориальную доску.