08-10-2018 09:00

Атрибуция музейных предметов: примеры

Каждый музейный экспонат - это уникальный предмет. Он призван вызывать определенные чувства, переживания, эмоции у посетителя, подтолкнуть его к размышлениям, а возможно даже переосмыслению собственных взглядов. Но вот атрибуция музейных предметов, напротив, должна быть сухой, сжатой, но при этом полной и информативной. Что это такое, по каким критериям она проводится, какого алгоритма должны придерживаться музейные работники, мы разберем далее. Представим также частные случаи и примеры по ним.

Что это?

Цистеин: формула и описание веществаВам будет интересно:Цистеин: формула и описание вещества

Атрибуция музейных предметов - это установление времени, локации создания, автора того или иного произведения, документа, памятника культуры. Исследователь при ее составлении опирается на анализ стиля, техники, манеры, сюжета, привлекает дополнительные данные, прямые и косвенные. Чем шире их круг, тем точнее описание.

Атрибуция музейных предметов - это спорное либо доказательное приписывание произведения какому-либо автору. Или установление личности персонажа на каком-либо экспонате.

Атрибуция музейных предметов - это и описание экспоната по установленным инструкциями правилам (признакам музейного предмета).

Требования к процессу

Физический смысл момента инерции: аналогия с линейным движением, примерыВам будет интересно:Физический смысл момента инерции: аналогия с линейным движением, примеры

Основное требование к атрибуции - это умение ее автором ясно и четко описать экспонат. При этом важно в полной мере раскрыть его характерные детали, особенности. Введение личностно-эмоционального описания недопустимо. Атрибуция музейных предметов - это документ, предлагающий возможность представить перед собой экспонат, не видя его перед глазами.

Что значит провести атрибуцию? Это составить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы:

  • Что это?
  • Из чего оно создано?
  • Кто его автор?
  • Для чего предназначено?
  • Когда и каким образом изготовлено?
  • Каково его социальное значения?
  • Какая здесь техника исполнения и проч.

Вещь без научного описания и точного определения не может быть использована в музейной деятельности. Но атрибуция не должна ограничиваться лишь непосредственным изучением ее автором экспоната. Он обязательно должен обращаться к дополнительным источникам: энциклопедиям, справочникам, историческим источникам, консультациям у специалистов.

Общий план атрибуции

Что это - нанометр? Сравнение с метром, понятие о нанотехнологиях, интересные фактыВам будет интересно:Что это - нанометр? Сравнение с метром, понятие о нанотехнологиях, интересные факты

Методические пособия по атрибуции музейных предметов предлагают следующий ее план:

  • Название экспоната.
  • Его шифр, инвентарный номер.
  • Источник поступления предмета.
  • Подлинник или копия?
  • История создания, находки, использования в жизни, поступления в музей. Общим словом, легенда экспоната.
  • Разбор надписей, отпечатков, клейм. В описании обычно копируются в формате 1:1, с сохранением пунктуации и орфографии автора.
  • Использованные материалы.
  • Техника, стиль, способ изготовления.
  • Полные размеры. Это длина, глубина, высота, ширина, вес, объем, диаметр.
  • Устройство и форма экспоната. Здесь наиболее полно разбираются сложные предметы, состоящие из нескольких деталей.
  • Краткая характеристика. Собственно, это и есть описание внешнего вида предмета.
  • Стилистические особенности. Пункт наиболее важен для предметов искусства.
  • Назначение предмета.
  • Информация о месте и времени его создания, изготовления.
  • Социальная принадлежность экспоната.
  • Авторская принадлежность.
  • Этническая принадлежность.
  • Принадлежность конкретному лицу. Наиболее важно для мемориальных экспонатов.
  • Сведения о сохранности.
  • Некоторые позиции из этого плана атрибуции музейных предметов (или атрибутирования) мы подробнее разберем ниже.

    Наименование

    Позиция начинается с имени существительного. Затем, если нужно, вводится его описание. Если предмет имеет какое-то отличное местное, этническое, историческое название, оно упоминается в скобках.

    Приведем примеры атрибуции музейных предметов здесь:

    • Тарелка суповая.
    • Грамота почетная.
    • Игрушка елочная "Дед Мороз".
    • Бусы (прутики) праздничные и проч.

    Авторство

    Под автором понимается в общем создатель данного экспоната. Поэтому в данной категории упоминают и художника, и писателя, и составителя, и ремесленника, и предприятие-изготовителя. Что касается завода, компании, то важно упомянуть именно историческое наименование конкретно на момент создания экспоната.

    Локация создания

    Это не только место создания, но и локация бытования, события. Тут также важно упомянуть именно историческое наименование - на момент появления, изготовления экспоната. Для некоторых атрибуций исторических экспонатов важно место использования, применения.

    Описание

    Описательный раздел - самая главная часть музейной атрибуции. Специалисту тут важно охарактеризовать все основные признаки предмета:

    • Цвет.
    • Конструктивные особенности.
    • Форма.
    • Художественный стиль.
    • Структура.
    • Имеющиеся изображения.
    • Подписи, надписи и клейма.

    Например, атрибуция музейных предметов из меха обязательно включает в себя описание одежды, ее принадлежность к модным течениям своего времени, описание покроя, происхождение меха, его качество, натуральность и проч. Если предмет сложный (из нескольких деталей), то подобным образом описывается каждый из его элементов.

    При атрибуции музейных предметов из бумаги разделяются описания для художественных произведений, исторических свидетельств и документов. Для последних важна не только характеристика внешнего вида, но и содержания. Когда проводится атрибуция музейных предметов из фарфора, описывается форма, структура предмета, детально разбирается рисунок на нем, оформление. Указывается информация о фирме-изготовителе.

    Датировка

    Датировка может быть точной - для книги или фотографического снимка. Допускается и примерная - для археологических, этнографических экспонатов, а также предметов быта.

    Техника и материалы

    В данном разделе специалист должен скрупулезно перечислить все материалы в составе изделия. Тут важна конкретика: не металл, а никелевый сплав, не дерево, а дуб, груша, сосна, не ткань, а хлопок, лен, синтетическая комбинация. Но если нет возможности определить состав изделия точно, то общие термины допускаются.

    Важно также представить технику исполнения или создания: вышивка, ручная ковка, живопись, чеканка и проч.

    Размеры

    В музейном деле принято указывать размеры в сантиметрах. Исключение здесь - только нумизматика. Притом сначала указывается вертикальный, а затем горизонтальный размер. Для предметов одежды - длина изделия, ширина плеч, пышность юбки. Для посуды - высота, диаметр горлышка и донышка. Для картин и фотографий сначала указываются размеры без рамки, а лишь затем - с рамкой или полями.

    Сохранность

    Еще один важный момент в атрибуции - информация о сохранности экспоната. Специалист должен скрупулезно изучить предмет на вопрос даже мельчайших повреждений. Все найденное он фиксирует:

    • "Ткань выцвела в определенных местах..."
    • "На изделии имеются пятна синего цвета в..."
    • "Видны загрязнения на..."
    • "Невооруженным глазом заметны сколы, потертости на участках..."

    Легенда

    И последний важный пункт, о котором нельзя забывать при составлении атрибуции - это легенда. Под ней подразумевается история создания или происхождения предмета, факт его принадлежности знаменитым людям, связь с определенными событиями или местностью, интересная информация об авторе, владельце.

    Легенда атрибуции - это тот самый источник, на который сотрудники музея опираются при составлении этикетажа и программ экскурсий.

    Пример атрибуции № 1

    Разберем теперь конкретные примеры:

  • Кринка (корчажка) для молочных продуктов.
  • Изготовлена из красной глины, сделана на гончарном круге.
  • Изделие темно-коричневого цвета.
  • Сосуд отличается округлым выразительным венчиком, выгнутым наружу. Горлышко здесь высокое и широкое, плавно переходящее в овальное плечико. Тулово кринки плавно сужается к донышку. Как внешняя, так и внутренняя поверхность сосуда блестящие, так как мастер покрыл их поливой.
  • Кринки бытовали на территории России повсеместно. Главное их использование - хранение и подача на стол молочных продуктов.
  • Крынка принадлежала жительнице села Иваново Петровой Марии Семеновне (1925 г. р.). Передана музею на безвозмездных началах ее внучкой - Сергеевой Ксенией Александровной.
  • Предположительное место производства - Московская область. Дата изготовления - 1905-1910 гг.
  • Материал - глина. Техника изготовления - обжиг. Оформление - полива.
  • Высота - 22 см, диаметр горлышка - 5 см, диаметр донышка - 15 см.
  • Экспонат имеет трещины и царапины на тулове, два небольших скола на венчике.
  • Пример атрибуции № 2

    Теперь атрибуция одежды:

  • Сарафан-саян женский.
  • Материал - домотканая шерстяная ткань красного цвета.
  • Изделие на лифе. Последний подшит холстом, имеет застежку (застегивается на 5 пуговиц). К лифу присоединена юбка, состоящая из 5 полотнищ, присборенная. Изделие украшено тремя атласными ленточками белого цвета, пришитых параллельно линии подола. Швы - машинная строчка, обработка краев материи - ручная.
  • Принадлежал Семеновой Маргарите Павловне (1925 г. р.). Изделие передано музею его владелицей.
  • Производства: СССР, Брянская область, с. Ольховка. Дата изготовления: 1930-е годы.
  • Материал - шерстяная ткань, холст.
  • Длина - 120 см, ширина в плечах - 35 см.
  • Сарафан немного поврежден молью на спинке.
  • Атрибуция - краткое, но всеобъемлющее описание музейного экспоната. Она должна быть составлена таким образом, чтобы у читателя перед глазами возникал полный и верный образ характеризуемого предмета.