02-10-2018 11:40

Сравнительная педагогика: история, этапы развития и задачи

Благодаря сравнительному изучению педагогического опыта, теоретических основ процесса воспитания и обучения в разных странах можно совершенствовать существующие и создавать новые, более рациональные системы образования.

Цель, предмет и задачи

Целью этой науки является объективное изучение и сопоставление международного опыта развития педагогической теории и практики.

Задачи сравнительной педагогики заключаются в изучении процессов, относящихся к сфере образования и воспитания в разных странах, последующем выявлении положительных и отрицательных аспектов педагогических систем, выявлении предпосылок совершенствования отечественных педагогических систем, разработке рекомендаций и коррекции отечественной системы образования.

"Предавать" или "придавать" — как правильно?Вам будет интересно:"Предавать" или "придавать" — как правильно?

Одна из задач сравнительного исследования - дать убедительный и исчерпывающий отчет о том, как социальные и политические позиции ценностей переводятся в локализованные акты обучения. Решить такую задачу сравнительной педагогики можно, сосредоточив внимание и на сравнении педагогики. Кроме того, данная наука призвана объединить ценности и практику, чтобы позволить преподаванию, встроенному в один контекст, сравниваться с преподаванием, встроенным в другой, чтобы лучше информировать педагогов.

Свет: частица или волна? История развития представлений и корпускулярно-волновой дуализм.Вам будет интересно:Свет: частица или волна? История развития представлений и корпускулярно-волновой дуализм.

Предметом сравнительной педагогики является все разнообразие образовательных систем разных стран.

Проблема определения

При изучении литературы по сравнительному образованию за последние 100 лет становится ясно, что в отношении ее границ существует «кризис идентичности», и в основном путаница связана с размытыми границами предметного поля. До конца двадцатого столетия несколько авторов работали над разъяснением различий между двумя областями: сравнительным образованием и международным образованием, и на самом деле многие авторы небрежно использовали «сравнительное образование» и «международное образование» либо взаимозаменяемо, либо одновременно без каких-либо различий.

Несомненно, в истории сравнительной педагогики и международного образования существует совпадение, хотя компаративисты, по-видимому, имеют более сильное представление о том, кто их отцы-основатели, каковы ключевые литературные произведения в истории и когда произошли важные сдвиги.

Обоснование сравнения образования

История и гибель лайнера "Нормандия" (Normandie)Вам будет интересно:История и гибель лайнера "Нормандия" (Normandie)

Уже давно предполагалось, что сравнение имеет положительное значение. Это дает возможность учиться на опыте других. Акт сравнения также является подходящим методом в некоторых обстоятельствах для освещения существенных проблем. В частности, это относится к соотношению обучения и его социально-политического контекста. Многие исследования подтверждают, что преподавание тесно связано с обществом и системой образования, в рамках которых оно существует. Такие исследования показывают, что конкретные политические и экономические системы стран, а также различные системные и подотчетные структуры, в рамках которых учителя работают, порождают различные концепции преподавания и профессионального развития.

Действительно, в таких условиях появляются разные профессиональные идентичности, которые проявляются как в практике, так и в убеждениях учителей. Например, профессиональная идентичность учителей начальной школы в Англии и Франции и, следовательно, их приоритеты и видение их обязанностей связаны с их национальной культурой и образовательными традициями. В обеих странах преподаватели согласуют внешние требования, предъявляемые к ним с точки зрения их культур и традиций для интерпретации приоритетов и желательных занятий в классе, отличающиеся от тех, которые предусмотрены правительственными директивами. Хотя исследования описывают и сопоставляют политический, институциональный и индивидуальный контексты, которые изучает сравнительная педагогика, они также предлагают учителям играть центральную роль в опосредовании влияния каждого внешнего фактора на их практику.

История

Историю сравнительного образования можно разделить на несколько основных этапов развития сравнительной педагогики, основанных на характеристике вида деятельности.

  • Этап, где главными были рассказы путешественников – так называемый период путевых заметок (от древности до 1817 года).
  • Этап появления первых исследователей (с 1817 по 1900 год) - выборочное заимствование.
  • Этап философов (озабоченность культурным контекстом) - с 1900 до конца Второй мировой войны в 1945 году.
  • Этап развития социальной науки (с 1945 до конца ХХ века).
  • Современные тенденции.
  • Важно отметить, что этапы, используемые для обозначения изменений в историческом развитии дисциплины, ретроспективны и накладываются друг на друга. Их нельзя рассматривать как точку конкретного или внезапного поворота в истории развития. Все изменения происходили постепенно. При этом переход на новый этап не означал полного разрыва с предыдущим.

    Этап путевых заметок

    Формулы для длины окружности и площади круга и пример их использованияВам будет интересно:Формулы для длины окружности и площади круга и пример их использования

    Этот период охватывает время от древности до примерно 1817 г., когда Марк Антуанн Жульен (Парижский) опубликовал свою знаменитую работу «План и предварительные взгляды на работу в сравнительном образовании». До этого времени работы по зарубежным системам образования представляли собой просто описания иностранных образовательных систем лицами, которые совершали поездки по другим странам с совершенно разными целями: для торговли, из любопытства или по причине военного конфликта. Некоторые из таких путешественников, интересуясь воспитанием детей или образованием, изучали то, что происходило в тех общинах, которые они посещали. Основным мотивом для таких работ были любопытство и необходимость сравнения. К работам такого рода относятся труды Ксенофонта, Цицерона, Платона, Тацита, Юлия Цезаря, Марко Поло, Маттео Риччи, Уильяма Петти.

    Этап постановки проблемы сравнительной педагогики

    Последствия французской революции, промышленная революция, аграрная революция и процесс колонизации характеризовали XIX век в Европе. Большинство реформаторов образования того времени были обеспокоены социальными и политическими условиями революции и реакциями в начале этого столетия. В образовании они увидели возможность морального совершенствования и социального улучшения. Возникла необходимость в создании какого-то способа обмена лучшими идеями и практикой. Это привело к существенному изменению подхода в развитии сравнительной педагогики, предлагающего систематический и всеобъемлющий сбор данных и возможность выборочного заимствования в системе образования.

    Особенности развития в XIX веке

    Этот период был ориентирован на разработку методологии и систематических правил, которые необходимо было соблюдать при изучении сравнительной педагогики. Начало этому периоду положила работа Марка Антуанна Жульена. Он стремился разработать методологию или систему правил, которые следует соблюдать при изучении иностранных систем образования, найти способ извлечь уроки из иностранных систем с целью заимствования идей. В этот период предпринимались серьезные попытки наблюдения и изучения других систем образования. Теперь исследователи путешествовали не просто из праздного любопытства. Они хотели узнать, что происходит в образовании в других странах, чтобы заимствовать аспекты с целью улучшения своих собственных образовательных систем. В этот период большое значение имела деятельность Петра I, Горация Манна, Джозефа Кея, Меттью Арнольда, Льва Толстого, Константина Ушинского.

    Этап сравнения культурного контекста

    Публикация в 1900 году коротких эссе Майкла Сэндлера (1861-1943 гг.) открыла новый этап сравнительных исследований в области образования. Хотя намеки на этот подход можно обнаружить в работах писателей в предыдущие годы, в частности, Мэтью Арнольда в Англии, Вильгельма Дильтея в Германии и других, с этого момента открываются новые перспективы для сравнительного образования. Они приобрели более всеобъемлющий, аналитический и объяснительный потенциал.

    В рамках этого подхода конкретные образовательные системы, которые изучает сравнительная педагогика, рассматривались как результат идентифицируемого набора исторических и социальных сил и факторов. Школы, как утверждалось, можно было изучать только как интегральную часть общества, в котором они развивались. Отдельные части не могли быть извлечены из образовательного контекста, а школьную систему нельзя было рассматривать отдельно от общей культурной среды. Первые работы, написанные на этом этапе, многократно обращали внимание на историческое и политическое развитие за пределами школы. Тенденции к аналитическим исследованиям взаимосвязи между образованием и обществом стали общепризнанными. В своих исследованиях компаративисты учитывали особенности, существующие в системах образования, с точки зрения сил и факторов, которые их формировали. К этому периоду относится деятельность Уильяма Т. Гарриса, Вильгельма Дильтея, Майкла Сэдлера и других.

    Этап развития социальной науки

    После 1945 года резко возрос интерес к сравнительному образованию. Особенно это затронуло два основных аспекта.

  • Работа новых и влиятельных национальных и международных организаций, связанных исследованием, планированием и реализацией программ образования. При этом большое значение придавалось различным международным проектам.
  • Повышенная активность в изучении и преподавании сравнительной педагогики как дисциплины в колледжах, университетах, создание исследовательских центров. Все это указывает на сдвиг акцента на социальные науки.
  • Современные тенденции

    В настоящее время развитие сравнительной педагогики характеризуется двумя одинаково сильными тенденциями.

    Во-первых, устойчивостью процесса расширения предметного поля науки. Национальное государство остается наиболее распространенной единицей анализа, однако при этом сфера деятельности расширяется на более крупные (глобальный, региональный) и более мелкие (государственный, районный, классный, индивидуальный) уровни анализа. Во-вторых, парадигма, характерная для периода начала прошлого столетия, остается доминирующей. При этом существует много возможностей для ее расширения не только с точки зрения большего количества уровней анализа, но также с точки зрения методов и тем изучения.

    Методологическая основа

    Так как данная наука является междисциплинарной, то, соответственно, пользуется практически всем арсеналом методов смежных наук. Можно выделить следующие основные методы сравнительной педагогики.

    При использовании описательного метода описывают внешние признаки, черты, характеристики педагогических явлений. Составленное описание должно быть точным, объективным, описанные факты должны быть систематизированы, информация должна быть собрана в достаточном количестве для того, чтобы провести анализ.

    При использовании статистического метода анализируются количественные показатели. Определенные трудности при использовании этого метода связаны с тем, что данные национальных статистик плохо поддаются сравнению.

    Использование исторического метода предполагает изучение того, как развивалась система образования или ее отдельное звено.

    При помощи социологического метода оценивают то, насколько организация образования реализует потребности общества на определенном этапе развития.

    В качестве основного метода выступает сравнительный. Он позволяет выявить особенности, свойственные образовательным системам, закономерности и тенденции развития.

    Также ученые прибегают к аналитическим методам – анализу, синтезу, обобщению, абстрагированию, индукции, дедукции.

    Сравнительная специальная педагогика

    Эта наука занимается решением аналогичных общих задач. Однако в рамках этой дисциплины проводятся исследования и решаются специфические задачи, относящиеся именно к специальному образованию. Сравнительная специальная педагогика занимается изучением состояния и тенденций развития специального образования на разных уровнях, включая международный, межкультурный и ретроспективный; занимается изучением структуры, целей, функций, содержания, экономических и социально-­ политических условий, в которых развивается специальное образование.