26-04-2019 03:40

Подводная лодка "Сом": интересные факты истории

Дизель-электрические подводные лодки "Сом" по проекту 641б Советский Союз начал строить в 1971 году на кораблестроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). "Танго" - такое натовское отчетное название получил этот класс больших океанических субмарин.

Особенности конструкции

Для того времени это была крупнейшая не атомная подводная лодка. Длина ее составляла 90 метров, экипаж - 78 человек, в том числе семнадцать членов офицерского состава. Было построено два варианта лодок этого класса. Более поздние машины были несколько длиннее ранних аналогов. Изменения конструкции потребовали более современные ядерные противолодочные торпеды SS-N-15, принятые на вооружение в 1973 году.

Станица – это тип поселения и стиль жизниВам будет интересно:Станица – это тип поселения и стиль жизни

У субмарины "танго" был хорошо обтекаемый двойной корпус, без множества шумных свободных заливных отверстий или выступов, характерных для многих более ранних советских подводных лодок. Это сделало ее намного тише и быстрее предшественницы класса "фокстрот". Подводная скорость увеличилась до 16,6 узла против 15,0 у лодок, построенных по базовому проекту 641.

патрулирование в море

Больший размер корпуса позволил значительно увеличить емкость аккумуляторов. Лодка могла находиться под водой более недели, прежде чем требовалось всплытие для забора воздуха.

Подводные лодки этого класса оснащались современным радиоэлектронным оборудованием. Впервые в истории советского флота на дизель-электрической субмарине была установлена боевая информационно-управляющая система, частью которой была и автоматическая система наведения на цель и управления стрельбой.

Школа 112 Челябинска: информация для родителей первоклассниковВам будет интересно:Школа 112 Челябинска: информация для родителей первоклассников

Принципиально новой была и гидролокационная система.

Условия размещения экипажа также стали более комфортными. Конструкция жилых отсеков предусматривала возможность размещения дополнительного вооружения в военное время.

Преимущества

По сути, мореходные показатели субмарин класса "Сом" были сопоставимые с атомными подлодками. Но было и неоспоримое преимущество: дизель-электрические субмарины в плавании труднее обнаружить акустикам противника. Атомные подводные крейсеры производят гораздо больше хорошо идентифицируемого характерного шума при движении.

Звукоизоляция лодок этого класса была уникальной для своего времени. При монтаже двигательной установки использовались только звукоизолирующие фундаменты. Корпус имел специальную противогидроакустическую обшивку на каучуковой основе. Это конструкторское решение делало подводную лодку "Сом" 641б акустически малозаметной для аппаратуры обнаружения того времени.

Флотские зубоскалы тут же назвали субмарину "резинкой". Но служить на современной, хорошо оснащенной лодке мечтали многие

Область применения

Под водой

Подлодка предназначалась для применения на океанских театрах военных действий. Разведка на дальних морских коммуникациях, минирование, уничтожение надводных и подводных кораблей, сопровождение и защита дружественных конвоев - для решениях этих задач субмарина была укомплектована всем необходимым снаряжением и вооружением.

Современное оборудование, способность долго оставаться в подводном положении и акустическое покрытие на внешнем корпусе сделали подводную лодку "Сом" идеальной для скрытых засад. В океанах есть несколько естественных "запорных точек", и в случае вооруженных конфликтов именно эти субмарины поджидали бы надводные и подводные корабли противника в этих местах для атаки.

Вооружение

Штатное вооружение подлодки составляли шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм с боезапасом в 24 торпеды или 44 мины. Конструкцией была предусмотрена возможность размещения еще 12 торпед или 24 мин во втором жилом отсеке.

Торпедный отсек

Субмарина несла противолодочные и противокорабельные торпеды с головкой самонаведения по кильватерному следу весом 2 т и длиной 8 м. Торпедные аппараты заряжались с помощью специального скоростного устройства. Минирование производилось через торпедные люки.

Субмарины проекта 641б на флоте

Первый подводный крейсер этого класса покинул верфь Горьковского судостроительного завода в 1972 году. После заводских и государственных испытаний на доводочной базе завода в г.Севастополе в торжественной обстановке подводная лодка "Сом" с подъемом флага ВМФ была передана флоту. Всего было построено восемнадцать подводных судов этого класса.

Подлодку западные наблюдатели впервые увидели в Севастопольском военно-морском параде 29 июля 1973 года.

По состоянию на конец восьмидесятых годов прошлого века Северный флот эксплуатировал 15 субмарин класса "танго". А Балтийский флот – три. Одна или две ( в зависимости от политической напряженности в регионе) подводных лодки "Сом" Северного флота несли постоянное дежурство в Средиземном море.

Примечательным является тот факт, что ни одно из судов этого класса не было продано на экспорт, несмотря на то что Советский Союз и Россия в это время активно торговали вооружением.

Подлодка в Атлантике

Вывод из эксплуатации

Советский флот начал выводить из эксплуатации субмарины класса "танго" еще до окончания холодной войны. Большинство боевых единиц этого класса были списаны после 1995 года и утилизированы. Статус нескольких подводных лодок на текущий момент неизвестен. Несколько субмарин этого класса стали музейными экспонатами.

Подводная лодка - музейный экспонат

В годы после распада Советского Союза бюджет российского флота был резко урезан. Для того чтобы сохранить на плаву некогда столь гордый ВМФ, вынуждены были прибегнуть к старому, как мир, способу – продать что-нибудь ненужное. Ненужными оказались списанные корабли и подводные лодки.

В настоящее время можно побывать на многих советских подводных лодках во всем мире. B-39 - в Фолкстоне, B-143 - в Зебрюгге, B-413 - в Калининграде, B-39 - в Сан-Диего, B-427 - в Лонг-Бич (все класса "фокстрот"), B-80 - в Амстердаме ("зулу"), B-515 - в Гамбурге ("танго"), U-359 - в Накскове ("виски") и К-77 - в Провиденсе США ("Джульетта"). Это дизельные подводные лодки постройки шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Из приведенного выше списка ясно, что класс "танго" является редким музейным экспонатом.

Советская субмарина В-515 - достопримечательность Гамбурга

Лодка в Гамбурге

Подводная лодка класса "танго" по натовской классификации, или "Сом" в-515, переименована в U434. Лодка, стоявшая на вооружении советского Северного морского флота с 1976 по 2002 год и несшая боевое дежурство в глубинах морей и океанов, оставлена практически без изменений. Как музейный экспонат, пользуется большой популярностью, позволяя посетителям на несколько часов окунуться в быт моряка-подводника.

История субмарины U-434

В 2002 году субмарина куплена музеем подводных лодок в Гамбурге и отбуксирована из Мурманска в Германию. С подводной лодки перед продажей демонтированы все системы вооружения и радиоэлектронная аппаратура.

Судно было отреставрировано на Блом-унд-Восс, самой известной немецкой верфи Гамбурга. В свое время на стапелях верфи были построены известные флотам всего мира "Бисмарк", "Шарнхорст", "Адмирал Хиппер", "Вильгельм Густлофф" и многие другие надводные и подводные корабли эпохи холодной войны.

После реставрации дизель-электрическая советская подводная лодка "Сом" проекта 641б встала на вечную стоянку в Baakenhafen и доступна всем желающим.

В Полярном и Рязани выставлены боевые башни списанных и утилизированных субмарин класса "Сом".

В Тольятти, Парк техники

В России подводную лодку проекта 641б можно посетить в музейно-выставочном комплексе ВМФ в Москве и Парковом комплексе истории техники имени К. Г. Сахарова в Тольятти.