25-02-2019 01:04

Глобальная деревня: определение понятия, основатель теории

В ходе совершенствования средств коммуникации, благодаря огромным скоростям, образованным электричеством, время и пространство стали упраздняться, что позволило человеку, помимо своих личных вопросов, принимать участие в решениях и глобальных проблем. Чтобы обрисовать сложившуюся коммуникационную, а в дальнейшем и культурную ситуацию, канадский философ М. Маклюэн внедряет понятие «глобальная деревня», которое он широко описывает в своих книгах «Галактика Гутенберга» (1962) и «Понимание средств массовой информации» (1964). Исследователь дает картину, как через электронные средства связи вся планета «сжимается» до размеров деревни, и теперь стала возможной мгновенная передача информации в любую точку мира.

В одной «деревне»

Антропогенная нагрузка — это... Виды, показатели и последствияВам будет интересно:Антропогенная нагрузка — это... Виды, показатели и последствия

Понятие «глобальная деревня», появившееся в научных кругах в середине ХХ столетия, благодаря канадскому деятелю электронной культуры Герберту Маршаллу Маклюэну, применяется в основном метафорически, давая описание Всемирной информационной сети. В этой сети расстояния между людьми перестают иметь какое-либо значение для коммуникации, время и пространство словно стираются, и вместе с тем сближаются культуры, традиции, мировоззрения и ценности. Из-за большой скорости обмена информацией у человека появилось преимущество: он может стремительно реагировать на происходящее в мире, принимать и распространять информацию.

Математическая вероятность. Ее типы, в чем измеряется вероятностьВам будет интересно:Математическая вероятность. Ее типы, в чем измеряется вероятность

Маклюэн предполагал, что современные коммуникации будут принуждать людей быть втянутыми в дела и проблемы друг друга как в свои собственные. Контактируя между собой путем электронных каналов связи, они начинают взаимодействовать таким образом, будто находятся совсем рядом, как будто живут в одной деревне. Эта форма общения вырабатывает иную социологическую структуру в границах имеющегося контекста культуры.

Маршалл Маклюэн

Гуру коммуникации

Маршалл Маклюэн (1911-1980) считается одной из ярких личностей интеллектуально-научного сообщества Канады и Соединенных Штатов 60-70-х, получившей признание за исследование влияния электрических и электронных форм коммуникации на современного человека и общество.

На ранних этапах карьеры Маклюэн представлял собой «традиционного» литературоведа, который подвергал критике современный мир, вменяя ему в вину недостаточное внимание к классической литературе. С 50-х, оставляя критический пафос, он начинает изучать системы коммуникаций в их собственных терминах. После выхода работ «Галактика Гутенберга» и «Понимание медиа» имя Маклюэна приобретает популярность не только в академических кругах, но и за их пределами.

Что такое имперские города? В какой стране они были?Вам будет интересно:Что такое имперские города? В какой стране они были?

Автор нашумевших книг долгое время не сходил со страниц периодических изданий и экранов телевизоров, эпатируя публику своими остроумными изречениями. Теоретик медиа сумел понравиться и молодому поколению, которое воспринимало его как незаурядного хип-профессора, сформулировавшего их видение мира. Стоит обратить внимание, что дизайн книг Маклюэна весьма отличался от сухих научных работ того времени, благодаря использованию языка графики, фотографии и своеобразному тексту.

концепция Маклюэна

Концепция М. Маклюэна

В своих исследованиях Маклюэн утверждал, что в ХХ веке культура достигла рубежа не меньшего значения, нежели в эпоху Ренессанса. Все значительные шаги в истории человечества, по его мнению, связаны с инновациями технических средств коммуникации.

Основные положения концепции:

  • Развитие любой культуры происходит под влиянием распространенных в ней средств коммуникации: речь, письмо, печатное слово, транспорт, телекоммуникации, компьютерные системы и другие.
  • Определенная форма коммуникации образует собой целый социальный мир – галактику.
  • Коммуникационные средства не просто проводники информации, но обособленно от нее являются средствами структурирования реальности.
  • Образование новых форм связи, общения и информации будут формировать новую картину мира, стиль мышления и другие принципы общественной организации.
  • Способность человека к восприятию дает возможность выделить аудио- (речевую) и видео- (зрительную) коммуникации.
  • В истории развития человечества выделяются следующие вехи: эпоха устной речи, тысячелетия фонетического письма, время "гутенберговой галактики" и современная электронная цивилизация.

"Галактика Гутенберга"

Одним из самых фундаментально важных трудов канадского исследователя М. Маклюэна является произведение "Галактика Гутенберга". Книга стала знаменательным событием в становлении теории коммуникации. По мнению автора, появление гусиного пера стало запалом для "взрыва технологий", а его эпицентр приходится на изобретение И. Гутенбергом ручного печатного станка. С того времени начала происходить фрагментация общества и отчужденность личности: печатное слово дало возможность индивидуального познания мира, за пределами коллективного сознания социума.

В своей книге Маклюэн собрал довольно интересный материал, привлекая внимание читателя к развитию средств коммуникации от древней культуры до эпохи телевидения. Он утверждал, что достижения в сфере электромагнетики заново сотворили «поле» во всех областях человеческой жизнедеятельности, благодаря чему человечество ныне существует в рамках «глобальной деревни».

понятие глобальная деревня

От галактики к деревне

Предаваясь размышлениям о коммуникативном пространстве, М. Маклюэн неоднократно использовал точные науки. Следуя примеру архитектора З. Гидеона, который рассматривал пространство в искусстве с позиции новейших достижений в электромеханике, он анализирует коммуникативное пространство в сопоставлении с развитием научной мысли в физике. Таким образом, мир печатной культуры, выдаваемый за галактику Гутенберга, для канадского исследователя имеет однородную природу ньютоновского пространства. А концепцию единого пространства и времени Эйнштейна (1905–1906) он связывает с новой революцией в средствах массовой коммуникации: появлением телефона, телеграфа, далее электронных СМИ.

Произошедшие открытия, как считал Маклюэн, стали причиной распада «галактики Гутенберга» и возникновения объемного коммуникативного пространства, способного в любой момент стянуться в точку. Ученый писал о новом мире, где время и расстояние перестают иметь значение, и все совершается мгновенно, как будто мы живем в «глобальной деревне».

обсуждения на форумах

Обсуждения на завалинках

В век Интернета и информационных технологий воззрения Маклюэна возымели новый смысл. Концепция мира как «глобальной деревни» стала соответствующей времени: теперь невозможно ничего утаить, и все несут ответственность за все. Виртуальная среда сопоставляется с сельской, где на завалинках обсуждается все подряд. Такими завалинками отлично служат социальные сети, чаты, блоги, форумы и прочее. Предметом обсуждения становится любая новость, вынесенная на всеобщее внимание, причем независимо от того, насколько она подлинна. В этой среде каждый человек может оказаться в центре внимания и стать объектом дискуссий. Пользователи Интернета уверены, что вправе обсуждать все и всех, а также в правдивости и справедливости своих взглядов.

Черты современного интернет-общества все больше схожи с жизнью людей в деревне: старейшины, именитые личности, простые обыватели и отшельники. И что самое важное, в этой деревне человек зачастую теряет свое истинное лицо, он становится фигурой, которой придают отсутствующие элементы и избавляют от лишних. За образованными масками жизнь все больше превращается в театр, в котором постоянно нужно играть разные роли.

информационная цивилизация

Эпоха информационной цивилизации

Канадский теоретик, выказывая открыто свою позицию по отношению к «глобальной деревне», не отзывается о ней одобрительно, но как бы подмечает существующее положение вещей. Если «визуальный человек» продвигался к целям, желая претворить в жизнь свои серьезные идеи, то для «виртуальной личности» важен диалог и незамедлительная вовлеченность.

«Глобальная деревня» Маклюэна имеет следующие особенности:

  • синтез различных форм и средств сообщения;
  • нарастание линий взаимодействия;
  • глобальность информационных и коммуникационных процессов.

Характеристика информационной цивилизации, сформулированная исследователем, отвечает существующей реальности намного больше, нежели можно было предполагать в 60-е. Революция средств коммуникации привела к небывалому слиянию всевозможных человеческих культур в глобальном информационном пространстве, где их взаимодействие стало постоянным и неразрывным процессом.

мир как одна деревня

Предвидение будущего

Концепция М. Маклюэна о свертывании мира до «деревенского» размера под давлением молниеносно распространяющейся информации в любые точки планеты имела большей частью характер предвидения, потому как сам он не дожил до выпуска первого персонального компьютера. В эпоху развития телефона, радио и телевидения тенденция к устранению границ (государственных, культурных и религиозных), ликвидации языковых барьеров и упразднению расстояний между континентами была лишь едва наметившейся, но в полной мере она вошла в реальность при появлении Интернета.

Сетевые технологии внесли в сферу коммуникации чувство сужающегося пространства и мгновенности, обеспечили всеобщим доступом к информации и возможностью общения с огромным числом людей. Озвученный тезис «глобальной деревни» М. Маклюэна как всеобщей платформы коммуникации стал фактически пророчеством о киберпространстве и подготовил людей к новым технологиям.