20-02-2019 15:01

Метод замещающего онтогенеза: описание, применение, авторы

Одной из самых главных человеческих ценностей, которая существовала на протяжении всей многовековой истории, всегда были и остаются дети.

малыш на руках у мамы

Именно они являются продолжением жизни любого общества, его будущим. И от того, что вкладывается взрослыми в ребенка сегодня, во многом зависит, каков будет завтрашний день человечества.

Новое направление в психологии

Большинство родителей, заботясь о своих детях, прилагают максимум усилий для развития их способностей. И неоценимую помощь в этом им оказывает психология. У этой науки имеются свои достижения и открытия. Ее методы уже давно получили подтверждение как эффективные инструменты благотворного влияния на психическую сферу людей.

Что такое порошок: значение слова, разновидностиВам будет интересно:Что такое порошок: значение слова, разновидности

Одна из областей этой дисциплины изучает детский возраст и закономерности развития человека. И в этом направлении у нее имеется немало разработок. Тем не менее на сегодняшний день специалистам приходится сталкиваться с такими отклонениями в развитии детей, с которыми при использовании известных и хорошо зарекомендовавших себя способов справиться удается лишь частично. Объясняется подобное тем, что имеющиеся в распоряжении психологов методы ориентированы на те условия, в которых воспитывались и росли предыдущие поколения. Однако современные дети живут в совершенно ином мире. Они получают другой опыт и подвержены отличным от прежних воздействиям.

Изменения произошли не только в социальной ситуации, но и в экологии. И это не могло обойти стороной процессы появления ребенка на свет и его дальнейшего развития. Но ведь биологические законы, которые заложены в человека самой природой, остались неизменными. И этот факт нередко не учитывает та социальная ситуация, в которой происходит развитие ребенка. Подобное становится причиной несовершенства, проявляющегося в деятельности детей. Те задания, которые считаются нормой, вызывают у них большие трудности. Это и вызывает скопление препатологической и патологической симптоматики, которую с помощью традиционных методов коррекции устранить невозможно. Применяемые психологами действия в этом случае работают лишь частично. Они ослабляют проявление симптомов, однако не приводят к их полному устранению. Это становится причиной того, что некоторые признаки, указывающие на трудности психического развития ребенка, мало поддаются прямому на них воздействию.

Казанский технологический колледж КНИТУВам будет интересно:Казанский технологический колледж КНИТУ

педагог с двумя воспитанницами

Именно поэтому и возник в детской нейропсихологии метод замещающего онтогенеза. Его разработкой ученые занимались в период с 1990 по 1997 гг. Метод замещающего онтогенеза ориентируется не на устранение симптома, подлежащего коррекции, а на причину его возникновения. Базовым принципом данного направления служит соотнесение имеющего место психологического статуса маленького человека к основным этапам, которые имеют место в формировании мозговой организации всех психологических процессов. Также метод рассматривает и ретроспективное воспроизведение определенных участков развития, не освоенных полностью.

Каково значение слова "Эрмитаж"? Рассказ о самом большом музее РоссииВам будет интересно:Каково значение слова "Эрмитаж"? Рассказ о самом большом музее России

С этим современным направлением нейропсихической коррекции можно ознакомиться, изучив книгу «Метод замещающего онтогенеза». Данное направление основано на коррекции функций исходя из концепции А. Р. Лурии о трех блоках мозга. Автор метода замещающего онтогенеза – Семенович Анна Владимировна. Это профессор МГППУ и известный нейропсихолог. Вместе с ней данное направление разрабатывали Цыганок и Умрихин, Архипов и Гатина, Серова, Сафронова и Соловьева.

Преимущества нового направления

Метод замещающего онтогенеза Семенович позволяет скоординировать и стабилизировать работу отдельных участков мозга. С его помощью становится возможным построение разнонаправленных нейронных связей. Подобное позволяет обеспечивать работу мозга в качестве единой системы.

Выполнение задач, стоящих перед методом замещающего онтогенеза, возможно при применении комплекса специально подобранных упражнений, которые ориентированы на оптимизацию работы базового сенсомоторного уровня, являющегося основой когнитивных функций человека. Весь коррекционный процесс производится в этом случае в полном соответствии с природными этапами онтогенеза. Это и помогает ребенку восполнить те пробелы, которые имеются в его развитии.

Судя по отзывам родителей, метод замещающего онтогенеза позволяет получить довольно впечатляющие результаты. В большинстве случаев те симптомы, которые указывали на неблагополучное развитие ребенка, либо исчезали полностью, либо были успешно откорректированы после использования направленных на них способов.

Альтернативой методу замещающего онтогенеза является применяемый на протяжении длительного периода способ песочной терапии. Используются для коррекции развития ребенка сказкотерапия, музыкотерапия и многие другие подобные средства.

Концепции А. В. Лурии

Для того чтобы наиболее полно уяснить метод замещающего онтогенеза Анны Семенович, понадобится ознакомиться с темой развития мозга. Основатель отечественной нейропсихологии А. В. Лурия условно разделил головной мозг человека на три блока.

изображение мозга

Первый из них - «Я хочу». Это энергетический блок. Его формирование происходит, начиная от внутриутробного развития и заканчивая возрастом 2-3 года. В этом блоке собраны все наследственные программы действий. Также он отвечает за тонус мозга, уровень бодрствования, жизненно необходим в процессе выполнения психической деятельности любого вида. Первый блок принимает участие в организации памяти и внимания, а также в регуляции мотивационных и эмоциональных состояний (боль и страх, гнев и удовольствие).

Нарушения в развитии первого блока выражаются в:

  • вялости, утомляемости;
  • эмоциональной неуравновешенности;
  • разнообразных проявлениях аллергии;
  • повышенной частоте заболеваний;
  • гипер- и гипотонусе;
  • двигательной неловкости;
  • вычурных позах;
  • сужении полей зрения.

Второй блок головного мозга условно называется «Я могу». Его формирование происходит в период от 3 до 7-8 лет. В этом блоке осуществляется переработка информации и ее хранение. «Я могу» в ответе за:

  • работу тактильного, слухового и зрительного аппарата;
  • организацию человека в пространстве и во времени;
  • контроль речи;
  • развитие интеллекта.

Инкерманский камень - белоснежное великолепиеВам будет интересно:Инкерманский камень - белоснежное великолепие

Несформированность второго блока головного мозга выявляется по следующему:

  • бледности ребенка и однотипности движений его тела;
  • неловкости;
  • недостаточной координации;
  • несформированности сенсорно-моторных координаций и пространственных представлений.

Третий блок А. В. Лурия условно назвал «Я должен». Его формирование происходит в период от 7-8 до 12-15 лет. В этот блок входят лобные доли мозга, которые отвечают за целесообразность поведения человека в целом, а именно за:

  • постановку целей и их достижение;
  • контроль над исполнением задач;
  • ответственность;
  • сознательность.

Если третий блок головного мозга сформирован недостаточно, то такие дети:

  • любят считать ворон;
  • проявляют безразличие к любой деятельности;
  • отвлекаются на все что возникает в поле их зрения;
  • неспособны найти решение смысловых задач;
  • имеют бедную речь.

Норма онтогенеза

Всеми имеющимися у человека психическими функциями ребенка с момента его рождения природа не наделяет.

дети лежат на животе

Они формируются постепенно, начиная свой путь с периода внутриутробного развития. В норме онтогенез (развитие) ребенка должно быть следующим:

  • прохождение по родовым путям;
  • способность лежать на спине;
  • перевороты на живот и с боку на бок;
  • ползание по-пластунски;
  • подъем с упором на руки;
  • способность садиться;
  • ползание на четвереньках;
  • подъем на ножки при помощи рук, а затем без них;
  • ходьба при поддержке взрослого, а после самостоятельная.

Возможные патологии

Нередко у детей законы онтогенеза, заложенные в человека природой, не соблюдаются. Причиной тому могут послужить:

  • родовые травмы;
  • неблагополучное течение беременности матери и т.д.

Нередко младенцы долго не переворачиваются со спину на бок, а после начинают делать это и тут же садиться. Или ползают мало, но быстро встают на ножки. То есть некоторые этапы своего развития ребенок не проходит и вовсе. Это приводит к появлению гипо- или гипертонуса.

Таким детям требуется нейропсихологическая коррекция. Метод замещающего онтогенеза предполагает оказание помощи в развитии мозга и настройки функционирования всех его структур. Весь процесс обучения при этом протекает согласно законам природы. Это и помогает ребенку максимально эффективно восполнить те пробелы, которые имеются в его развитии.

Нейрокоррекционная программа

Суть метода замещающего онтогенеза заключена в воздействии на сенсомоторный уровень, что осуществляется с учетом всех основных закономерностей развития. Это и способствует активизации всех ВПФ (высших психических функций).

движение руки

Обучение методу замещающего онтогенеза представляет собой выполнение различных упражнений, способствующих формированию и развитию работы как отдельных областей, так и всего мозга в целом. По этой программе специалисты работают не только с детьми. Их пациентами являются и взрослые люди, имеющие различные физические и психические патологии, причиной которых являются нарушения в работе головного мозга. Судя по отзывам, метод замещающего онтогенеза весьма актуален для детей. Особенно это касается тех случаев, когда наблюдается неправильное формирование и развитие некоторых психических элементов.

При выполнении разработанной А. Семенович программы используются три базовых подхода. Среди них:

  • Нейропсихологический. Этот подход предусматривает применение клинико-психологических, логопедических и дефектологических методов.
  • Телесно-ориентированный.
  • Доведение до нормы психосоматического онтогенеза, а также иммунопрофилактика без применения медикаментов.
  • Для осуществления системного подхода к коррекции нейропсихического развития детей в программу метода включены элементы педагогики, логопедии, дефектологии, возрастной психологии, нейрофизиологии и психотехники.

    Рассмотрим упражнения, которые используются при обучении методу замещающего онтогенеза.

    Движения глазами

    Такие упражнения метода замещающего онтогенеза призваны расширить восприятие путем увеличения поля зрения. При разнонаправленных и однонаправленных движениях глаз, а также языка, происходит развитие межполушарного взаимодействия. Помимо этого, такие упражнения во время проведения занятий по методу замещающего онтогенеза способствуют повышению энергетизации всего организма.

    Выполняемые в разных направлениях движения глаз приводят к активизации процесса обучения. Почему так происходит? Объясняется это тем, что большинство черепных нервов, идущих от мозга, соединяются с глазом. Благодаря этим связям активизируется движение зрачка во всех направлениях, сокращаются или расслабляются его мышцы и изменяется форма хрусталика. Глаза, находясь в постоянном движении, собирают информацию сенсорного характера и строят в трехмерном пространстве весьма сложные схемы тех образов, которые необходимы для обучения. Все это поступает в мозг. И здесь происходит построение визуальной картины восприятия. Она и необходима для дальнейшего успешного обучения ребенка.

    На сегодняшний день педагоги, как правило, используют двухмерное пространство в виде таблиц, книг, тетрадей и т.д. Глаза же при этом остаются малоподвижными. Существенно повысить качество обучения позволят глазодвигательные упражнения при проведении программы занятий по методу замещающего онтогенеза. Они активизируют кровообращение и ослабят умственную нагрузку, повысят координацию глаз и их способность фокусироваться.

    В конспекте занятий метода замещающего онтогенеза могут присутствовать следующие упражнения:

  • Ребенок должен сидеть на полу. Положение его головы при этом зафиксировано. Взгляд направлен прямо. Отработка глаз начинается по четырем основным и стольким же вспомогательным направлениям. То есть вверх и вниз, вправо и влево, а далее по диагоналям. После этого глаза должны быть сведены к центру. Точки для фиксации должны менять свое расположение. Сначала их необходимо определить на расстоянии вытянутой руки, после - локтя, а далее - у переносицы. Совершать все указанные движения следует в медленном темпе (3-7 секунд). В крайних положениях взгляд понадобится зафиксировать. Отрабатывая глазодвигательные упражнения, необходимо использовать игрушки или другие маленькие предметы. Это позволит привлечь внимание ребенка.
  • Второе упражнение выполняется, как и первое. Однако здесь рекомендуется применить усложнение, которое заключается в том, что ребенку необходимо плотно сжать челюсти.
  • В третьем упражнении движения глаз выполняются аналогично первому. Но они совмещаются с дыханием. Движения глаз должны производиться на вдохе, а фиксация в крайних точках – на выдохе. В качестве усложнения понадобится немного прикусить язык. Выполнять упражнение можно и широко открыв рот.
  • Развитие артикуляции

    Что такое бенто? История возникновения, приготовление, особенностиВам будет интересно:Что такое бенто? История возникновения, приготовление, особенности

    Такие упражнения метода замещающего онтогенеза позволяют стимулировать работу отдельных систем головного мозга. При этом происходит активизация тех участков, которые контролируют высшие психические функции человека, а именно его поведение, мышление и речь.

    Судя по отзывам родителей, метод замещающего онтогенеза позволяет выработать у ребенка четко скоординированные движения артикуляционного аппарата. Это приводит к тому, что перемещения языка и губ становятся более точными.

    Развитие взаимодействия между полушариями

    Принимая во внимание нейропсихологию детского возраста, метод замещающего онтогенеза предлагает и другие упражнения, способствующие развитию у ребенка высших психических функций. Они представляют собой выполнение перекрестных движений. Например, ребенку предлагается сжать одну руку в кулак. Другая же в это время должна быть расслаблена, а ее ладонь лежать на поверхности стола. Одновременно необходимо сменить положение рук.

    Различные движения могут быть выполнены и другим способом. Одной рукой, например, предлагается рисовать круг, а другой - восьмерку.

    Дыхательные упражнения

    При их выполнении повышается энергетическое обеспечение функционирования мозга. Помимо этого, дыхательные упражнения снимают или снижают стресс, а также уменьшают проявление соматических нарушений. Мозг обеспечивается кислородом, что позволяет восстановить общий тонус организма и снять эмоциональное и физическое напряжение. Приобретенное умение контроля над дыханием способствует развитию самоконтроля над своим поведением. Особенно эффективны эти упражнения в коррекции детей с невнимательностью и гиперактивностью.

    Например, ребенку предлагается откинуться на спинку стула. При вдохе ему предстоит надуть живот как шарик. После некоторой паузы следует выдох. Продолжительность каждой из фаз одинакова. На первых занятиях она составит 1 с, а далее доводится до 2-3 секунд. В виде усложнения могут быть добавлены движения рук. На вдохе их нужно поднять вверх, а на выдохе - опустить вниз.

    Двигательные упражнения

    Сжатие и растяжение мышц тела позволит нормализовать их гипо- и гипертонус. Ведь при любых негативных изменениях происходит замедление двигательной и психической активности человека.

    девочка поднимает ножку

    Рассмотрим пример такого упражнения. Ребенку нужно предложить наклониться и представить, будто он поднимает тяжелую штангу. Тело при этом следует максимально напрячь. После этого нужно медленно поднимать «штангу», подержать ее некоторое время над головой, а после резко «бросить» и расслабиться.

    Выполнение подобных упражнений позволяет ребенку выработать многие важные факторы, от которых зависят умения и навыки человека. Среди них:

  • Кинестетический. Этот фактор связывает между собой логическое мышление и счет, рисование, письмо, а также двигательные навыки. В случае его нарушения движения ребенка прерывисты и изолированы. Осознанное воздействие на этот фактор производится при выполнении растяжек при занятиях йогой.
  • Пространственный. Этот фактор отвечает за восприятие и обработку пространственных соотношений.
  • Произвольная саморегуляция. Она осуществляется в 3-м функциональном блоке мозга. Принятая при выполнении упражнения поза предполагает постановку цели. После этого следует ее правильное удержание, контроль над исполнением движения и фиксация положения тела.
  • Энергетический фактор (1-й блок). На его развитие влияют упражнения по снятию мышечных спазмов. При правильном дыхании и чередовании расслаблений и напряжений повышается энергоснабжение всего организма. При этом активизируется работа пищеварительной системы, улучшаются обменные процессы на клеточном уровне и постепенно организм очищается от шлаков и токсинов.
  • Релаксация

    Проводят такие упражнения в начале занятий. Их целью является интегрирование полученного опыта.

    девочка медитирует

    Как правило, упражнения на релаксацию представляют собой нахождение ребенка в расслабленном состоянии. Одним из примеров является поза лотоса. Также можно уложить ребенка на спину. Руки и ноги при этом должны быть без перекреста, в открытой позе. Желательно, чтобы при этом звучала релаксационная музыка.

    Самонаблюдение

    Метод замещающего онтогенеза предполагает изучение ребенком собственного тела. Самонаблюдение довольно эффективно позволит обнаружить те участки, на которых имеет место застойное мышечное напряжение, а после устранить их. В первую очередь такая работа представляет собой осознавание ребенком своих кинетических ощущений. Достигнуть подобного можно благодаря получению навыков деавтоматизации восприятия. Ребенок в таком случае начинает обращать внимание на те ощущения, которые, как правило, игнорируются им.

    Подобный процесс аналогичен детской непосредственности восприятия и позволяет вернуться к естественному осознаванию своего организма, утраченному в процессе обучения маленького человека культурно обусловленным и социально приемлемым выражениям эмоций и стереотипам поведения.

    Противопоказания

    Метод замещающего онтогенеза не используется:

    • в остром периоде любого вида инфекционного заболевания;
    • при наличии ДЦП;
    • в случае травмирования, носящего острый характер;
    • после проведенного хирургического вмешательства, когда пациент находится на стадии ранней реабилитации.