15-01-2019 20:00

Отмена кормлений 1556 г.: причины, проведение Земской реформы и результаты

Царь Иван IV вошел в отечественную историю под прозвищем Грозный, и на то имелись все основания, однако для того, чтобы составить объективное представление о его правлении, следует учесть и целый ряд осуществленных им государственных преобразований, многие из которых были весьма прогрессивны. Одним из них стала Земская реформа, включавшая в себя отмену кормлений (1556 г.) и во многом ограничившая произвол местных властей. В чем же состояло это новшество?

На дворе княжеского наместника

Бремя, понесенное народом

Номенклатура химических соединений: совокупность названий, виды и классификацияВам будет интересно:Номенклатура химических соединений: совокупность названий, виды и классификация

Прежде чем начать разговор о проведенной в 1556 году отмене кормлений, следует подробнее остановиться на значении самого этого термина, а точнее, на особенностях местного управления, с которыми он связан. Дело в том, что еще в середине XI века на Руси установилась практика, когда великие и удельные князья принуждали население подвластных им земель содержать за свой счет должностных лиц (княжеских наместников) и в течение всего срока службы снабжать их продовольствием, а также всем прочим, что необходимо для жизни.

«Увещевание» – это о душеспасительной беседеВам будет интересно:«Увещевание» – это о душеспасительной беседе

Эта форма материального обеспечения царских наместников стала называться «кормлением» и просуществовала до середины XVI века. Следует отметить, что в начальный период она не распространялась на всю территорию Руси, и к тому же носила эпизодический характер. Однако со временем чиновничество на практике ощутило ее выгоды и приложило все усилия для повсеместного распространения. Что же касается отмены кормлений 1556 года, то это был вынужденный акт, о причинах которого будет сказано ниже.

Поборы, подкрепленные правовой базой

Юридическим обоснованием «кормлений» являлся сборник законов, появившийся на Руси в начале XI столетия и носивший название «Русская правда». В нем содержался подробный перечень всех правовых норм, установленных в то время на территориях, подвластных киевским князьям. В этом документе среди прочего указывались категории должностных лиц, которым давалось право получать с населения довольствие в виде продуктов питания для себя и своей челяди. Действие закона распространялось прежде всего на чиновников, деятельность которых была связана с постройкой новых городов и сбором податей в пользу казны.

Великокняжеский наместник

Несмотря на то что отмена кормлений (1556 г.) является одной из прогрессивных реформ, осуществленных Иваном Грозным, принято считать, что в период XII-XIV веков эта форма обустройства административного аппарата сыграла весьма положительную роль в организации местного управления.

Кормление ненасытных чиновников

Согласно установившейся тогда традиции, великие князья поручали управление городами и волостями своим наместникам, а также подчиненным им служилым людям – тиунам. При этом на местное население возлагалась обязанность содержать их и три раза в год – на Пасху, Рождество и Петров день, отмечавшийся 29 июня (12 июля) – снабжать запасами продуктов, необходимых им самим, а также членам семей и многочисленной прислуге.

Это был обычный корм, но кроме него существовал еще и так называемый въезжий. Его горожане и жители деревень должны были привозить на двор новоназначенного чиновника сразу же по его прибытии к месту службы. Въезжий корм также подавался запасами мяса, хлеба, рыбы и других продуктов. Отдельной статьей шел корм для лошадей и разного рода домашней живности чиновника – коров, свиней коз и т. д. С конца XVI века продуктовый налог был заменен денежным, и в кошельки княжеских наместников потекла звонкая монета. К моменту отмены кормлений в 1556 году подобная практика была принята повсеместно.

Крестьяне, приносящие чиновнику продукты

Кормушка для коррупционеров

Несмотря на то что «кормления» в целом соответствовали нормативным актам того времени, их конкретные объемы не были установлены, что открывало возможность для разного рода злоупотреблений со стороны великокняжеских наместников. Чтобы этому воспрепятствовать, в середине XV века московскими властями была сделана попытка регламентировать размеры чиновничьего содержания и даже введена практика выдачи особых «кормленных уставных грамот», в которых указывалось, кому и сколько положено продуктов и наличных денег. Однако к тому времени коррупция среди служилого люда приняла столь широкие масштабы, что высылаемые на места княжеские циркуляры не способны были исправить положение. Незаконные поборы принимали все больший размах и угрожали социальным взрывом.

Кормильцы великокняжеских наместников

Царская реформа

К середине XVI века обстановка обострилась настолько, что единственной возможностью ее стабилизации могла быть полная или хотя бы частичная отмена кормлений. В 1556 году царь Иван Грозный осуществил свою знаменитую Земскую реформу, во многом изменившую порядок местного управления и способствовавшую укреплению централизованной государственной власти.

Согласно одному из ее положений, чиновники всех уровней переводились на государственное обеспечение, и им запрещалось взимать в свою пользу подати с населения. Однако хоть и было отменено кормление в 1556 году, тем не менее вплоть до конца XVI века его рецидивы проявлялись на всей территории России. Об этом свидетельствуют многие сохранившиеся до наших дней исторические документы.

Царь Борис Годунов

Инициатива Бориса Годунова

Отмечается также, что даже в более поздний период, когда коренным образом изменилась сама организация государственной власти, и кормления в их изначальном виде отошли в прошлое, все тяготы, связанные с содержанием чиновничьего аппарата, по-прежнему возлагались на простой народ. Изменилась лишь внешняя форма взимания поборов.

Так, одним из указов Бориса Годунова, настойчиво, но безуспешно пытавшегося прогрессивными реформами упорядочить процесс управления огромным государством, была установлена система налогов – «кормленных откупов», предназначавшихся для содержания чиновничьего аппарата. С народа по-прежнему взимались средства, необходимые на его содержание, но делалось это более корректно, что, впрочем, не меняло самой сути дела, но отчасти усложняло положение.

Согласно новым правилам, деньги от населения, прежде чем осесть в карманах чиновников, поступали в казну, и лишь оттуда отправлялись к своим получателям. Это, казалось бы, разумное решение на практике было причиной появления череды посредников между «кормильцами» и теми, кого они содержали, а следовательно, влекло за собой дополнительные издержки, покрывавшиеся за счет народа. Таким образом, задекларированная в документе 1556 г. отмена «кормлений» ни в тот период, ни в последующие годы не была осуществлена в полной мере, и для ее реализации потребовались еще много времени и усилий.