24-12-2018 06:50

Природа не терпит пустоты: значение, особенности и автор выражения

«Природа не терпит пустоты» – это выражение, которое каждый наверняка слышал не один раз. Но при этом его значение, а тем более автор, известны далеко не всем. Написанные на тему «Природа не терпит пустоты» эссе, как правило, рассматривают в моральном аспекте. Хотя на самом деле это выражение имеет непосредственное отношение к науке - физике.

Автор трактата

Величайший мыслитель

Автор выражения «природа не терпит пустоты» – Аристотель. Этот философ жил в Древней Элладе в 4 в. до н. э. Он был учеником знаменитого мыслителя – Платона. Позже, с 343 г. до н. э., был приставлен к юному Александру Македонскому в качестве воспитателя. Аристотель основал философскую школу перипатетики, более известную под названием «Лицей».

Дебелый — это устаревшее прилагательноеВам будет интересно:Дебелый — это устаревшее прилагательное

Он принадлежал к натуралистам классического периода и имел очень большое влияние в ученой среде. Основал формальную логику, заложил фундамент для развития естественных наук. Аристотель создал систему философии, которая охватила многие сферы человеческого развития. К ним относятся:

  • социологию;
  • философию;
  • политику;
  • логику;
  • физику.

Именно к последней из указанных наук имеет отношение высказывание Аристотеля «природа не терпит пустоты».

Фундаментальный трактат

Платон и Аристотель

Шероховатость поверхности - это что за показатель? Свойство шероховатости, способы измерения, параметрыВам будет интересно:Шероховатость поверхности - это что за показатель? Свойство шероховатости, способы измерения, параметры

Основы физики как науки были заложены величайшим мыслителем и философов в одном из его трактатов под названием «Физика».

В нем он впервые рассматривает ее не в качестве учения о природе, а как науку, изучающую движение. Последняя из категорий тесно связывается Аристотелем с понятиями времени, пустоты и места.

Чтобы разобраться, что означает утверждение Аристотеля «природа не терпит пустоты», следует хотя бы очень кратко ознакомиться с тем, о чем он говорил в своем фундаментальном трактате, состоящем из восьми книг.

Суть трактата

Рукопись трактата

В каждой из его книг сказано следующее.

  • Книга 1. Полемика с философами, утверждавшими, что движение невозможно. Для доказательства обратного вводятся примеры различия между такими понятиями, как форма и материя, возможность и действительность.
  • Книга 2. Свидетельства существования в природе начала покоя и движения. Отделение случайного от произвольного.
  • Книга 3. Отождествление природы с движением. Связь ее с такими понятиями, как время, место, пустота. Рассмотрение бесконечности.
  • Книга 4. Представление о перемещении как основном виде движения, для которого место является важным фактором. Пустота и хаос – также разновидности места, хотя первую философ и считает несуществующей.
  • Книга 5. Речь идет о двух видах движения – возникновении и уничтожении. Движение применяется не ко всем философским категориям, а только к качеству, количеству и месту.
  • Книга 6. Утверждение о непрерывности времени, о существовании движения, в том числе и бесконечного, которое идет по кругу.
  • Книга 7. Рассуждения о существовании Перводвигателя, так как любое движение должно быть чем-то инициировано. Первое из движений – перемещение, которое имеет четыре вида. Речь идет о притяжении, толкании, несении, вращении.
  • Книга 8. Постановка вопроса о вечности движения и переход к парадоксам. Вывод о том, что первопричина кругового движения – это неподвижный Перводвигатель, который должен быть един и вечен.
  • Таки образом после краткого ознакомления с сутью трактата Аристотеля становится понятным, что выражение «природа не терпит пустоты» является неотъемлемой частью рассуждений философа об основополагающих физических понятиях и их взаимосвязи.

    Отрицание пустоты

    Как уже отмечено выше, именно в четвертой книге пустота и хаос трактуются Аристотелем в качестве разновидностей места. При этом пустоту философ рассматривал лишь теоретически, он не считал, что она существует в действительности.

    Любое из мест характеризуют три измерения – длина, ширина и глубина. Нужно различать тело и место, так как тело может быть уничтожено, а место нет. Основываясь на своем учении о месте, философ и исследует вопрос о природе пустоты.

    Спор с натурфилософами

    Ее существование предполагалось некоторыми из представителей греческой натурфилософии и в первую очередь - атомистами. Их тезис о том, что без признания такой категории, как пустота, нельзя говорить о движении. Ведь если бы существовала всеобщая заполненность, то промежутка для движения у тел не было бы.

    Аристотель считал этот взгляд неправильным. Так как движение способно происходить и в сплошной среде. Это можно увидеть на примере движения жидкостей, когда одна из них занимает место второй.

    Другие доказательства тезиса

    Афинская школа

    Кроме сказанного, признание факта наличия пустоты, напротив, приводит к отрицанию возможности всякого движения. Аристотель не видел причины для возникновения движения в пустоте, раз она и здесь, и там одна и та же.

    Движение же, как видно из трактата «Физика», предполагает присутствие в природе разнородных мест. Тогда как их отсутствие ведет к неподвижности. Заключительным аргументом Аристотеля при рассмотрении проблемы пустоты является следующий.

    Если предположить существование пустоты, то, придя однажды в движение, никакое из тел уже не смогло бы остановиться. Ведь тело должно останавливаться в своем естественном месте, а такого места здесь не наблюдается. Следовательно, сама по себе пустота существовать не может.

    Все сказанное позволяет понять, что означает «природа не терпит пустоты».

    В переносном смысле

    Выражение «природа не терпит пустоты» из области науки перешло в социальную практику, и сегодня по большей части употребляется в переносном смысле. Свою популярность оно приобрело благодаря Франсуа Рабле, писателю-гуманисту из Франции, творившему в 16 веке.

    В его знаменитом романе «Гаргантюа» упоминаются средневековые ученые-физики. Согласно их точке зрения, «природа боится пустоты». Это было их объяснением некоторых явлений, как, например, подъема воды в насосах. Тогда еще не существовало понимания разности давления.

    Одно из иносказательных пониманий изучаемого выражения состоит в следующем. Если в человеке или в обществе сознательным образом не культивировать и не поддерживать хорошее, доброе начало, то на смену ему неизбежно приходит дурное и злое.

    Сон разума рождает чудовищ

    Франсиско Гойя

    Эта испанская пословица является аналогом выражения «природа не терпит пустоты», когда оно употребляется в переносном смысле. Пословица приобрела широкую известность будучи использованной Франсиско Гойей, известным испанским живописцем 18 века, в названии одного из его творений.

    Оно входит в нашумевший цикл офортов, который известен как «Капричос». Сам Гойя написал комментарий к картине. Его смысл сводится к следующему. Если разум спит, то в сонных грезах фантазии рождаются чудовища. Но если фантазия сочетается с разумом, то она превращается в прародительницу искусства, а также всех его замечательных творений.

    В эпоху Гойи существовало такое представление о живописи, согласно которому она рассматривалась в качестве универсального языка общения, доступного каждому. Поэтому изначально у офорта было другое название – «Всеобщий язык». Однако художник счел его слишком дерзким. Впоследствии картина получила название «Сон разума».

    Сон разума

    Для того чтобы описать окружающую его реальность, Гойя использовал фантастические образы. Сон, который рождает чудовищ, – это состояние мира его современников. В нем царит не разум, а глупость. При этом люди не делают никаких попыток избавиться от оков страшного сна.

    При утрате разумом контроля происходит его погружение в сон, человек попадает в плен темных сущностей, которых художник называет чудовищами. При этом речь идет не только о глупости и суеверии одного человека. Дурные вожди, ложные идеологии, нежелание изучать природу вещей овладевают умами большинства.

    Представляется, что ко всему, о чем говорил испанский живописец, в полной мере можно применить и выражение «природа не терпит пустоты», если использовать его в иносказательном смысле.