- Современные методики обучения
- Определение ИКТ
- Классификация образовательных средств ИКТ
- Классификация по типу информации
- Рекомендации по использованию средств ИКТ в образовательном процессе
- Особенности метода
- Преимущества
- Дополнительные плюсы применения ИКТ
- Проблемы и недостатки использования ИКТ
- Заключение. Варианты использования средств ИКТ
Стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и внедрение их на территории Российской Федерации за последние пять лет наложило неизгладимый отпечаток на изменение в лучшую сторону личности современного ребенка. Сильнейший поток информации, рекламы, использование новых технологий на телевидении, достаточное распространение компьютеров, электронных игрушек и игровых приставок – все это оказывает существенное влияние на восприятие ребенком окружающего мира, а также на его воспитание. Значительные изменения претерпели и особенности практической деятельности детей: меняются игры, увлечения и любимые герои. В нашей статье пойдет речь об основных моделях использования ИКТ в образовательном процессе. Помимо разновидностей, рассмотрим их характеристику и направления в применении.
Современные методики обучения
Вам будет интересно:Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?
Сегодня школа является частью общества. Именно она позволяет получить отражение проблем, существующих во всей стране. Поэтому нужно научить каждого школьника за относительно небольшой период времени усваивать, преобразовывать, а также применять на практике внушительные массивы информации. Очень важна такая организация процесса обучения, в соответствии с которой он активно, увлеченно и с интересом будет работать на уроке, лицезреть плоды собственного труда, а главное – оценивать их.
Вам будет интересно:Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку
Помочь педагогу в решении столь непростой задачи помогает сочетание традиционных методик и использование ИКТ в образовательном процессе. Применение компьютера на уроке делает процесс обучения строго дифференцированным, мобильным и индивидуальным. Инструмент сочетает в себе возможности видеомагнитофона, телевизора, калькулятора, а также книги. Компьютер представляет собой универсальную игрушку, способную имитировать иные всевозможные игры. Современный информационный механизм является равноправным партнером для ребенка, способным весьма тонко реагировать на его запросы и действия, чего школьнику временами так не хватает. Важно учитывать, что использование ИКТ в образовательном процессе в школе является привлекательным решением и для преподавателей. Компьютеры позволяют лучше оценить знания и способности ребенка, понять его. Они побуждают находить нетрадиционные, новые методы и формы обучения.
Вам будет интересно:Украшение рекреации в школе к Новому году
В этой статье мы постараемся осветить ключевые возможности использования ИКТ в образовательном процессе. Начнем, разумеется, с понятия информационных технологий.
Определение ИКТ
На практике информационные методы обучения принято трактовать как технологии, в соответствии с которыми применяются специальные информационные технические средства (например, ЭВМ, видео-, аудио- или кино-). Когда использование ИКТ в образовательном процессе стало обычной и в то же время популярной практикой, появилось понятие новых информационных технологий. В общем говоря, любой педагогический инструмент – это в первую очередь информационная технология, потому что база процесса обучения формируется посредством информации и ее преобразования. Самый удачный термин для технологий обучения с использованием компьютера – компьютерная технология. Под ним следует понимать процесс подготовки и последующей передачи сведений обучаемому, средством реализации чего служит компьютер.
Такая технология может быть исполнена в соответствии с одним из трех вариантов:
- Первый вариант – это "проникающая" технология. Использование ИКТ в образовательном процессе в школе предполагает компьютерное обучение по разделам, темам, а также по отдельным задачам дидактического плана.
- Второй вариант рассматривается как основной. В данном случае определяются самые значимые части из используемых в технологии.
- Третий вариант именуется монотехнологией. В соответствии с ней категория обучения, включая мониторинг и все разновидности диагностики, опирается на использование ИКТ технологий в образовательном процессе.
В комплекс образовательных инструментов ИКТ входят различные программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных задач педагогического плана. Они наделены предметным содержанием и ориентированы на непрерывное взаимодействие с обучающимися.
Классификация образовательных средств ИКТ
Основные модели использования ИКТ в образовательном процессе можно классифицировать в соответствии с рядом параметров. Так, критерий решаемых педагогических задач предполагает существование:
- Средств, обеспечивающих базовую подготовку (системы контроля знаний, обучающие системы, электронные учебники).
- Средств практической подготовки (практикумы, задачники, виртуальные конструкторы, тренажеры, программы имитационного моделирования).
- Средств вспомогательного плана (энциклопедии, хрестоматии, словари, мультимедийные учебные занятия, развивающие компьютерные игры).
- Средств комплексного характера (дистанционные курсы для обучения).
Вам будет интересно:Крестьянский быт XVIII века в России
Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе подразумевает существование следующих категорий в зависимости от функционала:
- Информационно-обучающие инструменты (электронные библиотеки, электронные издания периодического выпуска, электронные издания, справочники, словари, информационные системы, обучающие компьютерные программы).
- Интерактивные инструменты (электронные телеконференции, электронная почта).
- Инструменты для поиска информации (каталоги или поисковые системы).
Классификация по типу информации
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает классификацию по типу сведений на информационные и электронные ресурсы. Причем информация может быть:
- Текстовой (учебные пособия, учебники, задачники, словари, тесты, справочники, энциклопедии, числовые данные, периодические издания, учебные и программные методические материалы).
- Визуальной (всевозможные коллекции: фотографии, иллюстрации, портреты, видеофрагменты явлений и процессов, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; динамические, статистические и интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории, лабораторные практикумы; символьные объекты: диаграммы, схемы).
- Аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, звуков неживой и живой природы, а также синхронизированные аудиообъекты).
- Аудио- и видеоинформацией (сюда целесообразно отнести аудио- видеообъекты неживой и живой природы, а также предметные экскурсии).
- Комбинированной (учебники, первоисточники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедии, задачники, периодические издания, словари).
Рекомендации по использованию средств ИКТ в образовательном процессе
Подготовка урока с применением ИКТ предполагает, что преподаватель должен формировать план мероприятия в зависимости от его целей. Так, в процессе отбора учебного материала должны соблюдаться ключевые дидактические принципы: последовательности и систематичности, дифференцированного подхода, доступности, научности и так далее. При этом стоит помнить, что компьютер не может заменить педагога – он лишь дополняет его функционал.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ и в школьных учреждениях определяет следующие характеристики такого урока:
- Принцип адаптивности, иными словами, приспособление инструмента к индивидуальным чертам ребенка.
- Диалоговые особенности обучения.
- Управляемость, то есть учитель в любой момент может корректировать процесс обучения.
- Взаимодействие ребенка с компьютером может реализовываться в соответствии со всеми известными сегодня типами: субъект-объект, объект-субъект или субъект-субъект.
- Оптимальное сочетание групповой и индивидуальной деятельности.
- Поддержание у учащихся состояния психологического комфорта в процессе общения с компьютерами.
- Неограниченное обучение, другими словами, его содержание, приложения и интерпретации велики настолько, насколько это угодно.
Особенности метода
В процессе использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ и школ весьма актуальным является вопрос касательно соотношения компьютера и элементов иных технологий. Важно отметить, что компьютер может применяться на всех стадиях процесса обучения: при введении (объяснении) нового материала, повторении, закреплении, а также при контроле знаний. Компьютерные инструменты обучения определяются как интерактивные. У них есть способность откликаться на действия преподавателя и учащегося, вступать с ними в диалог. Именно в этом и заключается основная особенность метода компьютерного обучения. Современный компьютер реализует следующие функции:
- Источник учебных сведений для педагога.
- Наглядное пособие для учителя.
- Тренажер.
- Инструмент для диагностики и контроля.
- Средство для подготовки текстов и последующего их хранения.
- Графический редактор.
- Инструмент для подготовки выступлений.
- Вычислительная машина, отличающаяся большим арсеналом возможностей.
Преимущества
Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ и других образовательных учреждениях имеет ряд плюсов, в числе которых:
- Индивидуализация обучения.
- Рост объема исполненных на уроке заданий.
- Интенсификация самостоятельной деятельности учащихся.
- Возможность получения разного рода материалов посредством сети Интернет и использования специальных дисков. Необходимо иметь в виду, что мультимедиасистема электронного учебного пособия позволяет вносить в учебную программу звуки естественных процессов, дублировать текст голосом диктора, создавать необходимый музыкальный фон, включать любой видеофрагмент, оживлять мультипликацией географические процессы. Все это обеспечивает максимальную наглядность и, соответственно, интерес учащихся.
- Повышение мотивации и познавательной активности в усвоении знаний по причине разнообразия форм деятельности, а также возможности введения игрового момента. К примеру, «решишь примеры верно – откроется интересная картинка», «вставишь все буквы правильно – продвинешь сказочного героя ближе к цели». Компьютер дает преподавателю новые возможности. Он позволяет ему вместе с учащимися получать удовольствие от познавательного процесса, а также раздвигать стены школьного кабинета не только посредством силы воображения, но и с помощью новых технологий, которые позволяют погрузиться в предельно красочный мир. Такие занятия вызывают у ребят эмоциональный подъем. В результате даже отстающие ученики с охотой и искренним желанием работают за компьютером.
- Использование ИКТ в образовательном процессе ФГОС позволяет педагогу переложить долю своей работы на ПК. При этом процесс обучения превращается в более интересный, разнообразный, интенсивный. В частности, ускоряется запись теорем, определений и иных не менее важных составляющих материала, потому что преподавателю не приходится повторять текст по несколько раз – он просто-напросто выводит содержание урока на экран. Ученику, в свою очередь, не нужно ждать, пока педагог повторит необходимый ему фрагмент.
Дополнительные плюсы применения ИКТ
Вам будет интересно:Плавание судов. Плавание судов - физика (7 класс)
Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы или средних, а также высших учебных заведений предполагает наличие следующих преимуществ дополнительного характера:
- Методика обучения с применением ИКТ очень привлекательна для учителей: она позволяет за короткий промежуток времени получить объективную картину степени усвоения изучаемой информации в отношении всех учащихся, а также своевременно ее скорректировать. При этом в настоящее время существует возможность выбора уровня сложности задания для конкретного учащегося.
- Сразу после исполнения теста (когда эти сведения еще не потеряли своей актуальности) ученик получает объективный результат с определением и пояснением ошибок, что считается невозможным, к примеру, при устном опросе.
- Разобранные ниже варианты использования ИКТ в образовательном процессе так или иначе предполагают освоение дошкольниками и школьниками современных информационных технологий. На тех уроках, которые интегрированы с информатикой, учащиеся овладевают компьютерной грамотностью, а также учатся применять в работе с материалами школьных предметов один из самых мощных универсальных современных инструментов – компьютер. Именно с помощью его ученики решают уравнения, строят чертежи, графики, готовят всевозможные тексты, а также рисунки для своих выступлений и работ. Таким образом, сегодня учащиеся имеют возможность полноценно проявить творческие способности.
Проблемы и недостатки использования ИКТ
Как и любая другая категория, применение ИКТ имеет свои минусы. Среди них важно отметить следующие:
- Отсутствие компьютера дома у учителей и учащихся, ведь время на самостоятельную работу в компьютерном классе есть не во всех школах. Сегодня данная проблема теряет свою актуальность, ведь компьютеры имеются практически у всех.
- Недостаточное количество времени у преподавателя на подготовку к уроку, в процессе которого применяются компьютеры.
- Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагога.
- Отсутствие взаимодействия с преподавателем информатики.
- Дефицит времени для исследования возможностей сети Интернет у учителя.
- Отсутствие демонстрационного центра.
- Возникновение сложностей в интеграции компьютера в поурочную структуру занятий.
- Нехватка на всех компьютерного времени.
- Отсутствие принципа деления класса на группы в случае работы за компьютерами и так далее.
Заключение. Варианты использования средств ИКТ
Итак, мы полноценным образом разобрали категорию применения ИКТ в процессе образования. В заключение следует отметить, что на сегодняшний день используются различные варианты информационно-коммуникационных технологий. Среди них важно обратить внимание на урок с мультимедийной поддержкой. В данном случае в классе устанавливается один компьютер. Преподаватель использует его как электронную доску, а ученики, например, при защите проектов. Помимо этого, урок может протекать с использованием нескольких компьютеров (как правило, в специально оборудованном классе). За ними работают все учащиеся одновременно или по очереди. Урок, интегрированный с информатикой, в любом случае проходит в компьютерном классе. Существует также самостоятельное изучение (иногда – дистанционное) посредством соответствующих обучающих систем. Сегодня в учреждениях образования, расположенных на территории Российской Федерации, оно становится все более популярным. Это говорит о том, что учебно-воспитательные структуры активно используют средства ИКТ в своей деятельности.