24-11-2018 18:05

Ананьинская культура (железный век): локализация, археологические находки

Ананьинская культура является археологической культурой финно-угорских племен в раннем железном веке, который датируется VIII-III веками до нашей эры. Она процветала в районе рек Кама, Волга, Вятка, Белая. Назвали Ананьинской культуру железного века по могильнику, откопанному в 1858 году в деревни Ананьино возле Елабуги. С тех пор началось изучение городищ, сел, могильников и ритуальных мест.

Общая информация

По официальным данным, Ананьинская культура произошла в результате слияния прикамского населения с этносом Зауралья. Городища ее находились на мысах рек, их укрепляли валы, рвы, окружали деревянные стены. В культурных слоях множество костей, по этой причине им и присвоили название «костеносных». Населявшие в те времена территорию Среднего Поволжья люди проживали в бревенчатых наземных и полуземляночных домах. В них были очаги, которые обкладывались камнями.

Чванливый – это кто такой?Вам будет интересно:Чванливый – это кто такой?

Ананьинские могильники были грунтовыми, порой весьма обширными – по 1100 погребений. Могильные ямы были как овальными, так и прямоугольными, ногами либо головой усопшие укладывались к реке. Был распространен ритуал трупоположения в ямы, над которыми строились отдельные «дома мертвых». Порой усопших сжигали.

Надгробные стелы

В Ананьинских могильниках были обнаружены оружие, орудия труда рядом с мужчинами и украшения рядом с женщинами. По большей части хоронили людей одиночно, но встречаются и парные захоронения наряду с групповыми – по 3-16 костяков. Помимо этого, раскопки, связанные с Ананьинской археологической культурой, позволили выявить, что эти люди древности совершали поминальные ритуалы. У могильников обнаружены следы кострищ, кости животных, частичные захоронения, повторные расчленения. На надгробных стелах изображались умершие воины, оружие.

О населении

Люди Ананьинской культуры преимущественно занимались скотоводством, подсечным земледелием, охотились, ловили рыбу. Большой популярностью здесь пользовалась обработка меди, железа, бронзы. Было распространено и ткачество, прядение, обработка кожи, кости, активно изготавливалась деревянная и глиняная посуда. В Ульяновской обл. было обнаружено множество лепных сосудов, которые украшались ямками, отпечатками шнура, зубчатыми штампами.

В ранние годы сосуществовали бронзовые и железные орудия труда, оружие. Отчетливо прослеживаются торговые связи между Ананьинской культурой и кавказскими, сибирскими племенами, скифами. Отчетливо прослеживается скифское влияние после исследования чувашских могильников, где были найдены конские головки из бронзы, поясные крючки.

Об обществе

Академия наук СССР: основание, научная деятельность, исследовательские институтыВам будет интересно:Академия наук СССР: основание, научная деятельность, исследовательские институты

Отмечается, что общество здесь было родовое, патриархальное. В значительной мере преобладали мужские роли. Было положено начало социальному расслоению. Представителей этой культуры считают родоначальниками удмуртов, коми-пермяков, угорских племен. Примерно во II веке до нашей эры у Камы начала развиваться пьяноборская культура, и здесь также проживали потомки ананьинцев.

Возле кургана

О поселениях

Самые ранние постройки этой культуры располагались от устья реки Белая до города Бирск. Здесь возводились неукрепленные поселения. Они покрывали как высокие, так и низкие берега крупнейших рек. Однако уже к VII веку до нашей эры большинство поселений было перенесено на высокие берега рек, их начали ограждать валами, рвами. Чуть позднее, как было установлено, сюда начал приходить поток нового поселения – стали появляться монголоидные черепа.

О религии

Точная информация о религии древних местных поселенцев установлена не была. Были высказаны предположения о том, что здесь в железном веке совместились две культовые традиции с разными истоками. Одна происходила из южного мира Ирана и Кавказа, что понятно при обнаружении предметов из тех областей. Вторая же линия относится к шаманскому культу, что было характерно для обитателей таежных зон.

Загадки

Судьба ананьинцев сложилась загадочно. В VII веке до нашей эры здесь наблюдался отток населения, а в V веке до нашей эры районы Поволжья у Казани запустели. С IV века до нашей эры люди покинули и восточные области. Вероятно, это связано с учащением набегов скифов и савроматов, которые таким образом захватывали добычу.

Представители культуры

Об отраслях хозяйства

Преимущественно здесь занимались земледелием и скотоводством. При том есть данные о том, что ананьинцы занимались разведением практически всех современных домашних животных. Здесь было обнаружено множество железных и костяных мотыг, топоров, черешковых ножей, конских сбруй, грузил.

Вооружены местные жители были наконечниками стрел и копий скифского типа, мечами, топорами, кинжалами, булавами. Встречаются прекрасно оформленные топоры, которые являлись символом власти.

Александр 2 Освободитель: биография, годы правления, исторический портретВам будет интересно:Александр 2 Освободитель: биография, годы правления, исторический портрет

Считается, что представители этой культуры в основном не были европеоидами, они относились к монголоидному типу. Однако черепов европеоидного типа здесь было найдено немало. По большому счету, здесь проживал случайно пробравшийся на эту местность осколок восточных народов. Несмотря на преимущественно восточную внешность, эти люди вели скифский быт.

каким было жилище

О языке

Вероятнее всего, этот народ относился к финно-угорской языковой группе. Их отождествляют с тиссагетами, аргиллеями, про которых пишет древнегреческий историк Геродот. Он поместил эти народы на северо-восток от скифов и сарматов. Он ничего не пишет о внешности тиссагетов, так как, вероятно, они не отличались от европеоидных племен, а аргиллеев описывает как монголоидов.

Об Ананьинском могильнике

Этот могильник был расположен у правого берега реки Кама, под городом Елабуга. Его открыли случайным образом, когда весенние разливы принесли здесь человеческие кости с древними предметами.

Ананьинский меч

В 1858 году была произведена первая раскопка, в отчете значится, что обнаруженные здесь древние вещи оказались настолько любопытными, что мгновенно приковали к себе внимание представителей русской науки.

Вскоре были осуществлены вторичные раскопки, в ходе которых удалось восстановить по частям резной камень, который ранее лежал на могильнике. Само погребение было курганом, в высоту достигавшим 1 сажень, а в окружности – 219 шагов. Как рассказывали старожилы, на поверхности его находились камни с изображениями. В самом кургане был обнаружен круглый вал в 28 шагов в окружности. Внутри находилось 3 костяка с пережженной землей, глиной и угольями. Всего костяков в окрестностях было найдено примерно 50.

Примечательным стал тот факт, что обнаруженные здесь изделия были и бронзовыми, и каменными, и железными. Все указывало на то, что обитавшие здесь люди проживали на стыке бронзового и железного веков. На эпохальную отдаленность их быта указывало полное отсутствие признака письма и монет, которые всегда имели место быть в более поздних захоронениях. Помимо этого, найденные здесь орудия были выполнены достаточно грубо, а топоры представляли собой развитие каменных топоров, характерных для каменного века северной России.

На данный момент всего известно больше 100 памятников Ананьинской культуры. Поселения в Поволжье носили сезонный характер. Имелись зимние постройки – срубы в три-пять венцов и летние – шалаши из жердей с берестой и срубом в один венец. Чтобы утеплить жилище, по его периметру возводили «Завалинку». В таких постройках могло обитать по несколько семей по 5-7 человек.

Устройство домов

Уникален Шиховский могильник в Республике Коми, который был обнаружен в 1990-е годы. Здесь было найдено 36 погребений, часть которых была в лодках. В них обнаружено немало оружия, фигурок ящериц и пчел, предметов поясной гарнитуры. Здесь было выделено несколько культурных слоев.

Так, культурные слои Ласта, Перный, Чаркабож и Яшамор появились на основании лебяжской культуры в смешении ее с зауральской и прикамской, индоевропейской группами.

В наскальной живописи Ананьинской культуры чаще всего попадаются изображения человека либо человекоптицы. Они встречаются и на металлических изделиях. Вероятно, это отсылка к поверью в способность души летать в неведомый мир.

Найдено там

Рисунки хищников и домашнего скота, летящих птиц с человеческой личины отражены и в одежде, и в конской сбруе. Часто попадаются рисунки мужчины с оружием и украшениями, которые выбивались на надгробных каменных плитах. Множество имеется глиняных женских статуэток. В некоторых районах такие находки особенно часты, что связывается с сильными традициями материнского рода и культом женщины. В Нижнем Прикамье же, наоборот, укреплялись патриархальные отношения. Немало имеется парных изображений с подчеркнутыми половыми различиями.

Имеется немало изображений женщин в окружении животных. Это связано с почитанием женщины-владычицы зверей. Явно прослеживается в отдельных деталях звериный стиль скифо-сарматов.



Источник