30-10-2018 06:27

Методика "Рукавички": описание, особенности, цели и задачи

Галина Анатольевна Цукерман - ведущий специалист в области психологии, является профессором и доктором психологических наук. Она посвятила свою жизнь изучению поведения младших школьников, их умению сотрудничать и договариваться для получения положительного результата в работе. Исследовала проблемы общения между детьми и учителями. Продумала методики тестирования школьников и рекомендации педагогам и родителям по их результатам.

В сотрудничестве с известными психологами нашего времени, такими как Б. Д. Эльконин и А. Л. Венгер, написала ряд книг по методике обучения чтению, развитию учебной самостоятельности, критериям оценки качества знаний школьников. Одним из самых простым и легких способов проверки умений детей договариваться и работать в паре является методика Цукерман "Рукавички", о которой и пойдет речь в нашей статье. Это довольно простой тест, который педагоги используют и в младшем школьном возрасте и в подготовительной группе детского сада. По результатам тестирования становится понятно, как ребенок умеет договариваться с товарищами, насколько он умеет прислушиваться к мнению других детей.

Тема исследований

Экологические задачи с решением для начальной школыВам будет интересно:Экологические задачи с решением для начальной школы

Советский народ: культура, быт, образование, фотоВам будет интересно:Советский народ: культура, быт, образование, фото

Во время проведения тестирования по методике "Рукавички" исследуется поведение ученика в ходе выполнения простого задания в паре с товарищем. Помимо коммуникативных способностей, педагог должен проверить умение согласовывать свои действия, сотрудничать с другим ребенком, договариваться о порядке выполнения работы. Проверяют умение прислушиваться к мнению товарища, понимать, планировать и контролировать действия, четко выражать свои мысли, спокойно вести дискуссию.

Ход работы с учениками

Для работы по методике "Рукавички" детей усаживают за столы попарно. Выдают листочки, на которых изображены контуры рукавиц - левой и правой. Каждому ребенку достается по одному рисунку. Также педагог выдает набор цветных карандашей или восковых мелков.

цветные карандаши

Детям рассказывают, что нужно сделать обе рукавички полностью одинаковыми, как будто это настоящая пара. Для этого нужно придумать узор, какими цветами будет раскрашиваться каждая деталь. Каждый может предложить свой вариант рукавички. Сначала необходимо продумать и обговорить, что именно будет нарисовано, а уже потом приступать к совместной работе.

Задача педагога

Методику "Рукавички" может провести школьный психолог или учитель самостоятельно. Во время рисования и общения детей задача исследователя внимательно наблюдать за работой пары и делать небольшие заметки.

контуры рукавичек

Оцениваться будут не только рисунки пары, но и то, как они между собой общаются. У всех детей разные характеры. Одни спокойно обговаривают задание, другие эмоционально неуравновешенны, повышают голос, злятся, доказывают что-то партнеру. Есть дети замкнутые, которые молча выполняют поручение, только изредка перебрасываясь парой слов. Все это должно фиксироваться по время проведения методики "Рукавички" для младших школьников.

Критерии оценивания

Существует несколько критериев, по которым будет производится оценивание. Это:

  • Продуктивность работы. Это прежде всего определяется по рисункам детей, а именно насколько схожи обе рукавички.
  • Коммуникативные способности. Насколько ребенок умеет общаться со сверстниками, как он убеждает товарища, умеет ли он договариваться, аргументировать свои решения. За поведением детей наблюдает педагог. Чтобы не пропустить ничего из поля зрения, желательно проводить методику "Рукавички" небольшими подгруппами.

дети рисуют рукавички

  • Умение контролировать. Тут нужно внимательно смотреть, как ребенок проверяет действия своего партнера. Это видно по тому, как часто смотрит ученик на рисунок другого и сверяет свои действия согласно изображению партнера.
  • Оказание помощи товарищу. Это можно заметить при наблюдении за парой, услышав подсказки и советы, которые дети могут давать друг другу.
  • Эмоциональное состояние учеников во время работы. Данный критерий имеет 3 типа поведения детей: 1 - работают с увлечением, задание им нравится, дети веселые; 2 - общаются между собой только при острой необходимости, выражают полное равнодушие к деятельности; 3 - ругаются, злятся, нервничают, спорят, обижаются друг на друга.

Высокий уровень

Методика "Рукавички" Г. А. Цукерман оценивается тремя уровнями. Первый из них - высокий. Такую оценку ставят детям, которые раскрасили рукавицы полностью одинаково, при этом вели себя спокойно и организованно, мирно общались, не повышали голоса, согласовывали свои действия относительно цветов раскрашивания и вида узоров.

одинаковые рукавицы

По ходу работы дети внимательно следили и контролировали действия своего товарища, проверяли правильность выполнения задания. Помогали друг другу подсказками, давали нужный карандаш и т. д.

Средний уровень

Рукавички имеют схожесть, но не полную. Есть некоторые ошибки и неточности в изображении. Дети во время работы были невнимательны, мало общались, не согласовывали свои действия.

небольшие отличия в работе

Есть варианты, когда один делал работу, а другой молча срисовывал у него, причем не очень внимательно. Общения почти не было, контроль имелся изредка.

Низкий уровень

В данном случае результат работы совершенно не отвечает требованиям педагога. Рисунки полностью различны. Дети не смогли договориться, так как не прислушивались к мнению товарища. Каждый настаивал на своем, не слушал соседа, не согласовывал свои действия.

большая разница между рисунками

В итоге получилась не пара рукавиц, а две совершенно разные единицы изделий.

Методика "Раскрась рукавички"

Для дошкольников подготовительной группы детского сада также можно использовать данную методику. Это задание в игровой форме можно провести в конце года при тестировании подготовки ребенка к школе. Данный тест поможет выявить не только коммуникативные способности ребенка, но и покажет его готовность к обучению в школе.

При выполнении школьных заданий пригодится умение аргументировать свои действия, замечать несхожесть, перерисовывать в точности, как на образце. Все эти качества понадобятся при выполнении уроков и школьных заданий на контрольной работе. Ведь как часто родители сталкиваются с тем, что их ребенок получил плохую отметку только за то, что неправильно переписал условие задачи или напутал знаки в решении примера.

В статье подробно рассказано, как проводить и оценивать результаты во время тестирования по методике Галины Анатольевны Цукерман "Рукавички".