30-10-2018 05:15

Экологические задачи с решением для начальной школы

В настоящее время экологическим проблемам уделяется внимания в большем объеме. Ухудшение качества воды, почвы, атмосферного воздуха — все это негативно сказывается на состоянии здоровья населения. В подобной ситуации важным аспектом является формирование экологической культуры в подрастающем поколении. Именно поэтому необходимо использовать экологические задачи с решением не только на биологии, химии, но и в рамках школьного курса математики.

Задачи по экологическому праву с решением

Актуальность

Советский народ: культура, быт, образование, фотоВам будет интересно:Советский народ: культура, быт, образование, фото

Человек, который постигает законы природы, становится еще более могущественным. В настоящее время экологические знания необходимы для разумного применения природных богатств, а также для ускоренного развития научно-технического прогресса.

Он, в свою очередь, помимо позитивного влияния, также имеет и отрицательные черты. Увеличивается тот ущерб, который наносит природе человек. От деятельности промышленных предприятий в атмосферу поступают вредные вещества органического и неорганического происхождения. Поверхность океанов и морей покрывается нефтяной пленкой, уничтожающей морскую флору и фауну. Человечество способно полностью уничтожить все живое на нашей планете, поэтому так важно воспитывать в подрастающем поколении толерантное отношение к живой природе.

Экологические задачи в начальной школе

Фотохимический смог - что это такое? Условия его образованияВам будет интересно:Фотохимический смог - что это такое? Условия его образования

Именно на первой ступени обучения формируется фундамент личности ребенка, его взаимоотношения с обществом и природой. Экологические задачи с решением для начальной школы способствуют синтезу эмоционального и рационального восприятия живого мира. Дети не только считают, но и глубоко чувствуют прекрасное.

Математика создает благоприятные условия для количественной оценки разнообразных природных явлений и объектов, оценки положительного и отрицательного воздействия человека на природное сообщество.

Решение экологических задач по биологии

Особенности содержания

Экологические задачи с решением способствуют раскрытию вопросов о среде обитания, рациональном использовании природных ресурсов. С их помощью дети узнают о необходимости приумножения и восстановления природных богатств.

Экологические задачи с решением подбираются учителем так, чтобы ребята приобретали новые математические знания, которые позволяли бы им решать не только алгебраические действия, но и другие задачи прикладного характера.

Явление преломления. Показатель преломления воздухаВам будет интересно:Явление преломления. Показатель преломления воздуха

Примеры, которые педагог берет из окружающей реальности, способствуют раскрытию перед школьниками практической значимости математических умений, глобальность ее применения. ФГОС нового поколения предполагают использование в рамках школьного курса обучения исследовательских и проектных технологий, позволяющих формировать в подрастающем поколении навыки саморазвития и самосовершенствования.

Экологические задачи с решением подходят как для индивидуальной, так и для коллективной работы, а также для проектной деятельности.

Экологические задачи с решением по экологии

Классификация задач

Существует подразделение математических задач экологического содержания на несколько групп:

  • информационного вида (несут конкретную информацию, дающую представление об объектах и явления в экологии);

  • практического характера (описывают вариант оценки состояния среды);

  • прикладного вида (в их содержании присутствует экологическая проблема, для решения которой нужны математические вычисления);

  • демонстрационные (содержат описание природных объектов, культурных памятников);

  • проблемного вида.

Задачи по экологическому праву с решением могут применяться в следующих целях:

  • для мотивации введенного понятия;

  • для изучения определенного термина на содержательном уровне;

  • для закрепления теоретического материала.

Что нужно учесть

При продумывании текста заданий, важно опираться на концепцию воспитывающего и развивающего обучения. Среди тех вопросов, которые могут стать базой для математического задания с экологическим содержанием, можно рассматривать следующие аспекты:

  • воздействие внешних факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека;

  • взаимодействие человека с объектами живой и неживой природы;

  • положение человека в экосистеме;

  • эстетическое воздействие на формирование индивидуальности ребенка;

  • значимость законов природы для жизни человеческого общества.

Решение экологических задач на устойчивость и развитие

Пример экологических задач математического вида

Как совместить экологию и математику? Предлагаем конкретные тексты заданий. Решение экологических задач с ответами такого вида способствует формированию творческого и логического мышления школьников.

Можно ли сегодня обратиться к людям словами «народ честной»?Вам будет интересно:Можно ли сегодня обратиться к людям словами «народ честной»?

1 задача. Каждый километр грузовики и автобусы выделяют по 23 грамм азота. Сколько газа выделит автобус маршрута №13, если им сделана одна поездка? Расстояние от вокзала до центра села составляет 10 км. (Ответ: 230 г. Определяем общее количество граммов азота, умножая 23 грамма на 10 километров).

2 задача. На территории Смоленской области есть 1150 рек. Что произойдет, если 150 рек пересохнут из-за вырубки лесов? Сколько останется рек в области? (Ответ: погибнут многие растения, животные, насекомые, останется 1000 рек. Чтобы найти количество рек, нужно из 1150 вычесть 150).

Решение экологических задач на устойчивость и развитие экосистемы — отличный способ формирования толерантного отношения к живой природе в подрастающем поколении.

3 задача. В нашу область прилетают сотни тысяч птиц. Вы отлично знаете, что именно птицы уничтожают вредных насекомых, защищая от них лесные угодья. Одна пара поползней за сутки приносит своим птенцам 300 гусениц, дятлы - в 3 раза больше, чем поползни. Скворцы — в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят птенцам скворцы, чем дятлы? Что случится с лесом, если часть птиц погибнет? (Ответ: лес погибнет из-за насекомых-вредителей, на 600 гусениц больше. Сначала определяем число гусениц, которые приносят птенцам дятлы, умножаем 300 на 3, получаем 900. Потом считаем количество гусениц, которые приносят птенцам скворцы, умножая 300 на 5, получаем 1500. Вычитаем из полученного 900, выходит ответ - 600 гусениц ).

Решение экологических задач на устойчивость связей между функционированием человека и природной экосистемой, способствует формированию экологической культуры в молодом поколении россиян.

Специфика экологических задач в школьной программе

Школьные задачи на сохранение природных ресурсов

Какие лучше подбирать для младших школьников экологические задачи с решением: по экологии человека или по приумножению природных ресурсов? Данный вопрос интересует преподавателей начальной школы.

К примеру, можно выбирать такие задания, решение которых способствует формированию у младших школьников экологической культуры, станет стимулом для бережного и ответственного отношения к хрупкому живому миру. Приведем несколько конкретных примеров таких задач с ответами.

Задача 1. Носороги находятся под угрозой вымирания. Рог этого млекопитающего весит 2, 8 кг. Браконьерами убито 500 носорогов. Полиции удалось поймать их, изъять 1000 кг рогов. Сколько (в кг) рогов браконьеры успели продать? (Ответ: 400 кг. Чтобы решить задачу, сначала определяется путем умножения общая масса рогов носорогов, потом вычитается 1000 кг, которую обнаружили сотрудники полиции.)

Задача 2. Миша зимой кормил птиц. Каждый день он с мамой подсыпал в кормушку по 250 граммов пшена. Сколько килограммов птицы съедали зерна за неделю? (Ответ: 1, 75 кг. Чтобы справиться с данным вопросом, нужно провести умножение.)

Внимание

Если правильно подобрать задания экологического содержания, можно поспособствовать формированию навыков саморазвития и самосовершенствования.

При систематическом применении задач с экологическим содержанием, расширяется кругозор школьников, у них формируется бережное отношение к живой природе.

Экология для малышей

Вопросы для старшеклассников

Решение экологических задач по биологии является прекрасным примером взаимосвязи между экологией и биологией. Предлагаем несколько примеров таких заданий для старшеклассников.

Задача 1. Биологами была установлена парадоксальная зависимость: при истреблении в водоеме выдр, в них резко увеличивается количество рыб. Затем численность рыбы снижается. Если снова поместить в него выдр, рыбы снова становится гораздо больше. Почему? Ответ: выдра уничтожает ослабленных и больных рыб.

Решение экологических задач с ответами (11 класс) является отличным вариантом подготовки к выпускным экзаменам сразу по нескольким учебным дисциплинам: математике, биологии, химии. Помимо определенных алгебраических действий, старшеклассники используют для поиска правильного ответа логическое мышление, творческое воображение.

Задача 2. Не все болота одинаковые. Есть верхние, которые располагаются на водоразделах. Питаются они лишь атмосферными осадками. Верховые болота с торфом толщиной порядка 5 м на 100 га площади приходится около 5,5 м3 чистой воды. Низинные болота, которые расположены в поймах рек, питаются грунтовыми водами. Каковы последствия осушения болот? Ответ: прежде чем принимать решение об осушении болота, необходимо проанализировать его особенности. Негативные последствия для экосистемы будет иметь осушение верховых болот, так как они являются источником пресной воды. Положительный эффект даст осушение низинных болот, это позволит получить плодородные почвы для сельскохозяйственных посадок.

Сборник «Экологические задачи: 11 класс с решениями» можно использовать для подготовки ребят к разным турам олимпиады.

Задача 3. Зимой на озерах и реках рыбаки делают проруби. Иногда они вставляют в нее тростник. С какой целью они это делают? Ответ: Подобным способом они обогащают озеро кислородом, не допуская гибели рыб.

Задача 4. Правильное ведение лесного хозяйства предполагает полное очищение делянки от остатков древесины и хвороста. Те стволы, которые оставляют на просеке на летнее время, обязательно очищают от коры. Какое значение имеют такие правила для леса? Ответ: это позволяет предотвращать появление очагов насекомых-вредителей, способных в будущем переселяться на здоровые деревья, уничтожать их.

Решение задач по экологии в разных классах

Варианты задач с ответами для развития логики

Задачи по экологическому праву с решением могут иметь разные направления. Например, в них можно вложить русские пословицы и поговорки.

Задача 1. Поясните смысл поговорки: «Один человек в лес оставляет след, сотня - тропу, а тысяча - пустыню». Ответ: происходит ухудшение структуры почвы, снижается проводимость влаги и воздуха, что негативно отражается на молодых саженцах деревьев.

Задача 2. Некоторые леспромхозы осуществляют рубку леса следующим образом: они вырубают в течение 10-12 лет около 8-10 % от всей массы стволов. Подобные действия проводятся в зимнее время. Почему подобный способ рубки считается для леса наиболее безболезненным? Ответ: снежный покров не позволяет повреждать саженцы, а также различные подлесочные растения.

Экологические задачи

Их можно предложить не только школьникам, но и взрослым людям. Предлагаем рассмотреть наглядный пример.

Примерная задача. К загрязнениям атмосферы причисляют скопление в атмосфере пыли. Образуется она в результате сжигания твердого топлива, а также в других ситуациях. Над сушей атмосфера в 15-20 раз превышает показатели по загрязнению, чем над океаном, над мегаполисом такие показатели превышены в 60-70 раз. Почему? Как опасно загрязнение атмосферы для здоровья человека? Ответ: при загрязнении воздуха пылью около 10-50 % солнечных лучей поглощается. Пары воды оседают на частицах пыли, что приводит к нарушению круговорота воды в природе. В воздухе накапливаются оксиды азота и серы, которые негативно влияют на здоровье человека.

Подведем итоги

Задачи экологического содержания позволяют педагогам формировать в подрастающем поколении основы экологической культуры. Решая такие задания, ребята не только тренируют свои арифметические навыки, но и получают определенные знания об объектах живой природы, необходимости их своевременной защиты и охраны.