22-10-2018 15:08

Начинающим исследователям: объект науки - это...

Научный терминологический словарь достаточно сложен для начинающих исследователей. Однако без усвоения точных значений терминов дальнейшее изучение чего-либо невозможно. «Понятийная каша» в голове грозит серьезными заблуждениями и получением недостоверных результатов исследований, что имеет далеко идущие негативные, а порой и трагические последствия. Среди них «двойка» в зачетке — сущий пустяк.

Что такое объект познания

Следует различать часто смешиваемые понятия — объект науки и предмет науки.

Дальневосточное высшее военное командное училище (ДВВКУ)Вам будет интересно:Дальневосточное высшее военное командное училище (ДВВКУ)

В существующей реальности имеется множество независимых от человека и его сознания явлений и материальных объектов. По многим причинам (защита, любопытство, практическое использование) он стремится к максимальному их изучению и делает объектом исследования. То есть объект науки — это часть всего научного познания. Он часто указывается в самом названии дисциплины: математика, биология, информатика.

Познавательная потребность человека побуждает его к исследованиям внешнего и собственного, внутреннего мира, а затем к их преобразованиям в соответствии с потребностями (материальными и духовными, индивидуальными и общественными).

Объект науки - это не только то, что можно ощутить органами чувств, но и доступное лишь сознанию человека (например, философия, психология).

Предмет научного познания

Предмет познания — более узкое понятие, оно обозначает деталь объекта, его фрагмент, подвергающийся исследованию. Например, психология — объект, а психология управления производством — частный вопрос психологии, более узкая сфера научного анализа, то есть это предмет изучения.

Начиная научную работу, следует выбрать сначала объект изучения, затем определить его аспекты, проблемы, которые могут стать предметами детального научного исследования. Например: объект изучения — дошкольная педагогика, предмет — организация и методика физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье. В юриспруденции объект науки — права гражданина Российской Федерации, предмет — его право на социальное обеспечение (на образование, на медицинскую помощь).

Методы научного познания

Чаще всего объект науки — это сложное сочетание его свойств и качеств, условий существования, взаимодействия с другими объектами. Поэтому изучение объектов и явлений требует специального инструментария.

Таковым являются методы научного исследования. Тесная связь объекта и методов науки обусловлена его особенностями и условиями изучения, степенью изученности.

Методы — это способы получения информации. Рассмотрим основные из них.

Теоретические:

  • анализ (выделение существенных особенностей, свойств, качеств объекта);
  • синтез (объединение полученных разрозненных данных в целое);
  • абстрагирование («просеивание» результатов анализа и синтеза для глубокого изучения конкретной стороны объекта);
  • конкретизация, формализация (отображение нового знания в графиках, таблицах, формулах, символах);
  • моделирование объекта с целью более детального изучения.

Эмпирические (общие и частные) основываются на чувственном восприятии: обследование, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент, наблюдение, опрос.

Практика показывает, что в чистом виде эти методы исследования не используются.

Приемы исследовательской работы

Методы исследования осуществляются рядом необходимых и последовательных действий, которые называются приемами. Например, метод сбора информации об объекте может быть осуществлен такими приемами: беседа (с самим объектом, если это человек, с другими лицами), интервью, изучение документации, литературы с интересующими исследователя сведениями, видеоматериалов, наблюдения в разных условиях существования объекта.

Выбор способов (приемов) рационального проведения метода зависит от темы, целей научной работы, реальных технических и других возможностей работы исследователя, условий (например, наличие оснащенной лаборатории или ее отсутствие).

Объект и методы социологии

Пристально изучаемый объект социологии — это человеческое общество, а предмет изучения — его социальная жизнь: связи, отношения, взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей, принадлежащих к самым разным обществам, классам. В учебниках по социологии можно найти описания особенностей групп, организаций, социальных институтов (семьи, экономики, образования), движений, связанных с ними проблем, перспектив развития, причин деструктивных проявлений.

Широко применяя общенаучные методы исследования, социология использует и специфические: опрос устный и письменный (анкетирование), контент-анализ различной документации с целью получения достоверной информации, наблюдение, эксперимент.

Человек как объект социальных наук изучается с разных точек зрения медициной, психологией, педагогикой, культурологией, философией и целым рядом других дисциплин. Они, в свою очередь, разрабатывают свои методы научного исследования.

Заключение

Предметы и объекты науки — это бесконечный ряд поводов для исследований ввиду их многообразия и проявлений материального и нематериального мира.

Общество крайне заинтересовано в поступательном развитии научного знания — это гарантирует физическую безопасность и материальное, духовное благополучие человечества. Именно поэтому производятся огромные вклады в различные отрасли науки, культивируются наиболее одаренные научные кадры.

Научный прогресс зависит еще от того, насколько хорошо исследователь владеет теорией и практикой научной работы. Он должен быть свободным от предубеждений и предрассудков и в то же время уметь отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать.



Источник