03-10-2018 16:38

Веб-квест - это что такое... Способ активизации учебной деятельности учащихся

В настоящее время интернет оказывает сильное влияние на развитие молодого поколения. Поэтому актуальным становится внедрение информационных технологий в процесс обучения. Использование ресурсов всемирной сети позволяет разнообразить образовательный процесс и сделать его более современным и занимательным для молодежи. Также использование интернета на уроках позволяет образовательным учреждениям идти в ногу со временем и быть на одной волне с учениками.

Одной из наиболее эффективных инновационных технологий являются веб-квесты. Это достаточно новое явление для нашей системы образования, однако уже успевшее хорошо себя зарекомендовать.

Определение

Государственное управление. Объект и субъект - особенности и содержаниеВам будет интересно:Государственное управление. Объект и субъект - особенности и содержание

С английского языка на русский "веб-квест" (webquest) дословно переводится как "интернет-викторина". Однако наиболее популярным стал именно англицированный вариант.

Веб-квест – это сочетание задания, содержащего проблему, и своеобразной ролевой игры. Для решения этой задачи обучающимся необходимо самостоятельно искать материалы во всемирной паутине.

Образовательный веб-квест – это страница в интернете, на которой расписан подробный план исполнения задания для участников. Благодаря квестам становится возможным наиболее эффективно сочетать глобальную сеть и учебные дисциплины. Веб-квесты могут быть посвящены одной теме, одному предмету, но также могут охватывать несколько дисциплин и быть межпредметными. Считается, что последние более продуктивны, поскольку позволяют знания из одной области применить в других сферах.

Во время прохождения веб-квестов учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах. Такие задания отличаются тем, что информация для работы разбросана на многих сайтах, следовательно, учащимся необходимо проделать немаленькую работу, чтобы справиться с задачей.

После прохождения квеста у учеников появляется возможность публикации результатов работ на веб-сайтах в интернете.

Технология веб-квестов заключается в том, что учитель подбирает задания в интернете, составляет свои задачи и публикует их на определенном сайте в формате квеста. Затем обучающиеся следуют заданной очередности в выполнении заданий, а результаты оформляют на отдельной веб-странице либо в форме проектной работы, распечатав результаты или рассказав о них устно.

Результаты работы можно представить не только в форме веб-страницы или сайта. Также возможна сдача отчета по итогам веб-квеста средствами Powerpoint в форме презентации. Работа с такими презентациями достаточно легка и не составит особого труда даже для младших школьников.

Подготовка управленческих кадров (президентская программа). Послевузовское профессиональное образование и стажировкаВам будет интересно:Подготовка управленческих кадров (президентская программа). Послевузовское профессиональное образование и стажировка

Основоположником интернет-викторины является американский профессор Берни Додж, который ввел данный термин в 1995 году. Он занимался внедрением IT-технологий в учебный процесс.

Данная технология быстро стала популярной в США и Европе, полюбившись американским и европейским учителям.

Считается, что веб-квесты – это очень эффективный метод обучения, поскольку заставляет учащихся проделывать исследовательскую работу и самостоятельно отыскивать ответы для решения задач.

Это своего рода проект, работая над которым ученик собирает нужную информацию, анализирует ее, систематизирует и готовится защищать перед своими одноклассниками и учителем.

Такое проектное обучение помогает ученикам закрепить пройденный на занятиях материал и познакомиться с исследовательской деятельностью, которая пригодится им в будущем, во время учебы в вузе при написании курсовых и дипломных работ.

Виды и форматы

На практике встречаются различные виды веб-квестов. Например, они различаются по длительности проведения. Одни квесты выполняются в течение короткого времени, а другие требуют более длительного срока на исполнение. Короткие выполняются за несколько занятий и предназначены для закрепления материала и совершенствования знаний в конкретной области. Длинные могут выполняться в течение полугода или целого учебного года и созданы для получения более углубленных знаний по предмету.

Веб-квесты могут составляться в различных форматах. Например:

  • Пересказ найденного материала в форме презентации или творческой работы, например, нарисованного плаката. Это самый простой вид веб-квеста.
  • Составление собственного проекта на основе изученных материалов.
  • Исследование различных сторон личности.
  • Исследование различных источников и написание своей работы на основе изученных данных, например, изучение картин известных авторов и создание своей виртуальной выставки.
  • Творческая работа учащихся (стихотворение, песня, видеоролик и т. д.).
  • Систематизация изученных материалов.
  • Составление выводов в форме загадки, ребуса или даже детектива.
  • Принятие решения по рассматриваемой проблеме.
  • Аргументирование выбранной точки зрения по проблеме.
  • Изложение информации в виде журналистского расследования.
  • Убеждение в правоте своего мнения.
  • Изучение актуальных исследований в разных областях науки.

Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельностьВам будет интересно:Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельность

Из чего состоит веб-квест

Давайте рассмотрим составляющие такого задания:

  • Введение. В нем озвучиваются роли участников и общий план квеста.
  • Непосредственно задание. Обычно это какое-нибудь интересное задание, которое вызывает желание немедленно приняться за работу. Также в этом блоке содержатся вопросы для изучения, ставится проблема и определяется позиция, требующая защиты. Кроме того, здесь обозначается результат, который должен получиться у участников.
  • Список ресурсов для изучения. Это могут быть и электронные, и бумажные источники, ссылки на сайты в интернете.
  • Перечень ролей для участников. Учащиеся выполняют задания исходя из своих ролей. Для каждого участника предусмотрен план и задачи.
  • Составление алгоритма действий для каждого участника.
  • Характеристика критериев оценивания прохождения веб-квеста.
  • Описание требований, предъявляемых к результатам выполнения квеста.
  • Заключение. Здесь резюмируется полученный учащимися опыт.

Этапы

Как правило, веб-квест состоит из трех этапов:

  • На начальном этапе, который также называется командным, участники должны ознакомиться с темой и ее главными понятиями. Далее в команде они разбирают роли, на 1 роль назначается 1-4 человека.
  • На ролевом этапе каждый участник команды работает индивидуально, согласно своей роли. Работа индивидуально не предполагает соревнования внутри команды, поэтому участники могут помогать друг другу, обмениваться знаниями и опытом. Все работают на общий результат и заинтересованы в успешном завершении задания. Далее команда совместными усилиями подводит итоги и готовится к созданию сайта по результатам квеста. На данном этапе участники ищут информацию по своей теме в интернете; работают над созданием структуры будущего сайта; собирают и дорабатывают материал для своего сайта.
  • На заключительном этапе возобновляется совместная работа. Преподаватель помогает командам опубликовать свои материалы в интернете. Публикация работ во всемирной паутине может стать дополнительной мотивацией для участников, так что не следует пренебрегать этим шагом.
  • Критерии оценки работ

    После завершения всех этапов обычно проводят конкурс на выявление лучшей работы. Среди критериев оценивания значатся: правильное понимание задания, истинность и правильность использования найденной информации, логичность предоставления материалов, критическое мышление при работе над проблемой, аргументированность подходов к ее решению и т. д. Не только педагог, но и сами участники могут оценивать результаты работы путем голосования или коллективного обсуждения.

    Поскольку веб-квест представляет собой сочетание различных заданий, то и оценивать их нужно комплексно. Например, создатель веб-квестов Берни Додж советует использовать 4-8 различных критериев. Подробно он описал их в своих трудах.

    План работы

    При создании веб-квеста следует придерживаться следующего плана:

    • Определитесь с направлением и темой квеста. Это может быть квест по учебному предмету либо связанный с внеучебной деятельностью. Интегрированные варианты также приветствуются.
    • Подумайте, какова возрастная категория участников и владеют ли они достаточными навыками для работы в интернете. Если у вас маленькие дети, то, возможно, они будут проходить квест вместе с родителями. В таком случае следует позаботиться о том, чтобы тема занятия была интересна как детям, так и взрослым.
    • Придумайте интересные роли для каждого направления. Не зря данный вид деятельности назван "квестом", это своего рода загадка, игра, приключение, но носящее образовательный характер. Поэтому роли должны быть неординарными, например: дизайнеры, повара, журналисты, театральные критики, следователи и многие другие. Здесь вам открыт простор для фантазии. Главное условие - чтобы эти роли можно было вписать в тему задания. Кроме того, в одном квесте достаточно 5-6 ролей, не больше.
    • Пропишите план действий для каждой роли. Это будет инструкция, которой будут следовать учащиеся.
    • Выберите критерии оценки результатов веб-квеста. Можно взять уже готовые, но обязательно их переделать исходя из вашей темы и целей.
    • Главная задача веб-квеста - это научить учащихся самостоятельному поиску материалов в глобальной информационной сети, поэтому приветствуется, когда дети сами ищут информацию. Однако педагог может помочь им, предоставляя ссылки на сайты с необходимыми ресурсами.

    Роли для веб-квестов

    Как уже было упомянуто выше, роли для квестов следует подбирать особенно тщательно.

    Сила тяжести: определение, формула, роль в природе и космосеВам будет интересно:Сила тяжести: определение, формула, роль в природе и космосе

    Для гуманитарных предметов это могут быть роли историка, филолога, журналиста, писателя, собирателя сказок и народных песен, дизайнера, кулинара и т. д.

    Для естественнонаучных и технических предметов подойдут роли механика, физика, химика, биолога, изобретателя, естествоиспытателя и т. д.

    Общими для всех предметов могут послужить роли следователя, детектива, редактора, оформителя сайтов, веб-мастера и т. д.

    Примеров веб-квестов достаточно много. Мы представляем ориентировочные задания для школьников на уроках информатики и иностранного языка.

    Веб-квест на английском уроке

    На уроках английского языка можно провести квест по изучению жизни и творчества великого поэта и драматурга У. Шекспира.

    Данный квест подойдет школьникам средних классов, которые начинают знакомиться с произведениями известного английского поэта, а также для старшеклассников, которые хотят глубже изучить его творчество.

    Для работы над данной темой можно выбрать такие роли, как:

    • журналист (изучает биографию писателя и интерпретирует события его жизни);
    • психолог (анализирует поведение главных героев его самых знаменитых произведений);
    • историк (фиксирует и анализирует исторические события, описываемые Уильямом Шекспиром в его пьесах);
    • редактор (отвечает за правильное и логичное представление материала во время создания сайта);
    • веб-мастер (ответственен за создание сайта или презентации на основе собранного материала).

    Задания для данной темы могут быть следующими:

  • Изучить информацию в интернете, согласно ролям.
  • Ознакомиться с наиболее известными произведениями автора (либо прочитать краткое содержание, либо отрывки).
  • Прочитать несколько самых популярных сонетов автора.
  • Выучить наизусть любой сонет (если это урок английского, то на английском языке).
  • На этапе представления результатов выступить с презентацией и рассказать выученное стихотворение.
  • Данный план можно использовать как готовый веб-квест, а также можно видоизменять его и подстраивать под свои цели.

    Веб-квест по информатике

    Тема: "Путешествие в мир информатики".

    Данный квест предназначен для учеников средних классов, которым будет интересно познакомиться с историей возникновения компьютеров и интернета.

    Цели: развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска и анализа необходимой информации; развитие умения компилировать знания из разных отраслей; расширение знаний в области информатики и ИКТ; развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

    В квесте принимают участие мини-группы по 3-5 человек.

    На первом этапе ученики знакомятся с сайтом веб-квеста, заполняют анкету и регистрируются в системе. Далее они расписывают, какую роль в их жизни играет компьютер и интернет.

    На втором этапе начинается непосредственно выполнение заданий. Например, учащиеся посещают виртуальный музей, чтобы ознакомиться с учеными, внесшими вклад в развитие информатики.

    Следующее задание - изучить историю создания ЭВМ и компьютеров. Для этого школьники смотрят видеоролик и читают про различные изобретения. После изучения информации они заполняют таблицу, где указывают название изобретения, дату и ученого.

    Третьим заданием будет знакомство с историей создания интернета. Для этого учащиеся посещают интерактивный музей и после изучения материала отгадывают кроссворд. Они должны разгадать ключевое слово кроссворда и выписать его.

    Завершающим заданием является творческая работа: либо написать эссе на тему "Информатика - самый важный школьный предмет", либо создать постер на тему, как знание информатики пригодится в будущей профессии.

    По желанию можно добавить еще одно творческое задание - создание открытки-поздравления с днем информатика в различных графических редакторах.

    На заключительном этапе следует попросить обратную связь. На сайте ученики могут заполнить форму для рефлексии со своей оценкой квеста и с пожеланиями по его улучшению.

    Заключение

    Итак, теперь вы знаете, как использовать технологию веб-квестов на уроках. С помощью них вы разнообразите свои занятия и сделаете их более эффективными. Пример веб-квеста по информатике должен помочь вам понять, как действовать, чтобы составить свой собственный. Мы дали вам лишь образец, на основе которого можно придумать множество вариантов интересных идей.



    Источник