28-09-2018 17:54

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса особенно актуально для развивающей работы и коррекционной деятельности. Специалисты подбирают определенный эталон, к которому они стараются приблизить ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в развивающей среде направлено на создание таких условий, в которых ребенок смог бы подниматься на более высокий уровень развития.

Современные реалии

Синклит - это... значение словаВам будет интересно:Синклит - это... значение слова

Коррекционная работа предполагает «исправления» разнообразных отклонений, Развивающее психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ФГОС является не только тренингом какой-то способности, но и ориентацией на работу.

В настоящее время оно реализуется в виде комплексного проектирования образовательных материалов.

Такие возможности появляются благодаря различиям в образовательной и учебной программах. Если первый вариант ориентирован на становление, развитие, воспитание личности в сумме ее эмоциональных, мотивационных характеристик, то вторая программа акцентируется на владении навыками, умениями, знаниями.

Первая печатная машинка: история изобретенияВам будет интересно:Первая печатная машинка: история изобретения

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса предполагает анализ стартовых возможностей ребенка, оценку его максимальной динамики в образовательной деятельности.

Этапы процесса проектирования

Базой для работы психологов и педагогов для всех ступеней образования является нормативно-возрастная модель развития ребенка конкретного возраста. Она предполагает построение для него индивидуальной траектории, по которой он будет двигаться вместе с наставником.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включает несколько этапов:

  • мотивационный, на котором устанавливается эмоциональный контакт между психологом и педагогом, идет анализ предполагаемых вариантов сотрудничества, уточняются профессиональные ожидания;
  • концептуальный, в его рамках раскрывается смысл и содержание будущей работы, определяется позиция психолога и учителя по отношению к ребенку, распределяются функциональные обязанности между всеми участниками процесса;
  • проектный, на котором разрабатывается образовательная программа на базе начальной диагностики, происходит психолого-педагогическая подготовка остальных участников программы;
  • практическая реализация проекта, проведение анализа и рефлексии;
  • рефлексивно-диагностический, направленный на оценку результатов, переход на новый этап развития.

Алкидные смолы: состав, назначение, применение и производство лакокрасочных изделийВам будет интересно:Алкидные смолы: состав, назначение, применение и производство лакокрасочных изделий

Важные аспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся – это не просто совокупность различных методов коррекционной и развивающей работы с детьми. Это комплексная технология, отдельная культура помощи, поддержки ребенка в решении практических задач. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса способствует воспитанию, обучению, индивидуальному развитию каждого ребенка.

Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, специалисту необходимо владеть не только методиками консультирования, диагностики, коррекции, но и иметь способности к программированию, системному анализу.

Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса требует совместной деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, сверстников, ребенка, администрации.

Предназначение сопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающегося состоит в оказании ребенку реальной помощи. В зависимости от ступеней образования, психологи и педагоги используют разные задачи.

На стадии дошкольного образования проводится ранняя диагностика, своевременная коррекция отклонений в развитии, подготовке к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы предполагает формирование учебной и познавательной мотивации, развитие самоорганизации и самостоятельности, поддержку и развитие творческих способностей.

Специфика средней ступени

Что такое заносчивость: значение слова, понятие, этимология, звучание и синонимыВам будет интересно:Что такое заносчивость: значение слова, понятие, этимология, звучание и синонимы

В основной школе выделяется адаптация к новым условиям. ФГОС ООО предполагает поддержку личностного и смыслового саморазвития и самоопределения. Педагог-психолог помогает своим воспитанникам выстраивать отношения со сверстниками, с родителями.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в основной школе позволяет вести профилактику неврозов. Ребята приобретают навыки поведения в обществе, учатся успешно решать житейские проблемы.

Старшая школа

ФГОС ООО определяет работу специалистов с подростками. На старшей ступени обучения предполагается помощь в профессиональном определении. Акцент уделяется поддержке в самопознании, поиску смысла жизни, достижению индивидуальности, профилактике наркотической зависимости, девиантного поведения.

Основные уровни

Психолого-педагогические условия сопровождения образовательного процесса предполагают выделение переходных этапов в образовании и развитии детей. На уровне группы (класса) основную роль играют педагоги и классный руководитель. Именно они обеспечивают требуемую поддержку ребенка в решении развивающих, образовательных, воспитательных задач.

Главной целью деятельности является формирование самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций, своевременном разрешении конфликтных ситуаций.

На уровне школы работу ведут педагоги-психологи, учителя – логопеды, социальные педагоги. Совместными усилиями они оказывают первоначальную помощь ребенку в решении вопросов, касающихся обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, с ровесниками.

Ожидаемые результаты

Основные участники образовательного процесса рассчитывают на следующие итоги:

  • успешную адаптацию в учебной и воспитательной деятельности;
  • гармоничное развитие личности, совершенствование интеллектуального, физического, личностного потенциала;
  • успешную адаптацию одаренных школьников

Особое внимание уделяется сохранению в рамках такого сопровождения здоровья подрастающего поколения.

Работа с особыми детьми

Отдельного внимания заслуживает психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. В этом направлении предполагается решение следующих задач:

  • формирование навыков самостоятельного управления стрессом;
  • профилактика и развитие установок на здоровый образ жизни

Современные методики, используемые при создании профилактических программ, способствуют эффективному и безопасному обучению детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем.

В настоящее время в нашей стране функционирует государственная программа, направленная на дистанционное обучение и развитие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Предназначение специалистов сопровождения

Они должны решать разные по типу проблемные ситуации, которые связаны с непринятием ребенка коллективом. К примеру, подобная ситуация возможна при внешних особенностях, этнических отличиях.

Для успешного устранения подобных задач нужна профессиональная деятельность взрослых, которые взаимодействуют в школьной среде с ребенком.

Приходя в образовательное учреждение, школьник полностью погружается в новую среду, пытается решать какие-то проблемы. Психологи и педагоги, находящиеся рядом с ним, должны создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы у школьника была возможность развиваться по определенной личностной траектории.

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение является обязательным компонентом образовательной системы.

Особенности психологической работы

В основе разнообразных моделей лежат три основных принципа. Первая мысль состоит в научном и методическом руководстве воспитательной и учебной деятельности в образовательной организации. Вторая идея в том, что суть работы школьного психолога состоит в оказании реальной помощи ребятам, испытывающим проблемы социально-психологической и психологической природы. Осуществляя сопровождение, педагоги-психологи выявляют подобные проблемы, подбирают методики их успешного устранения.

Не входят в такое взаимодействие те школьники, которые благополучны в психическом отношении. Только при проявлении с их стороны каких-либо отклонений в общественном поведении психолог уделяет им некоторую долю внимания.

Третья идея психологической школьной работы состоит в сопровождении ребенка на протяжении всего обучения в ОУ. Фокусировка целей педагогической и психологической практики на личности школьника – отличная возможность объединения усилий разных специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение.

Белиберда - это... Происхождение слова и его значениеВам будет интересно:Белиберда - это... Происхождение слова и его значение

Каков истинный смысл «сопровождения»? Предполагается совместное передвижение с ребенком по его жизненному пути. Взрослый специалист прислушивается, присматривается к юному коллеге, выявляет основные его потребности, желания, отмечает любые достижения, помогает преодолевать проблемы и трудности.

Важно отметить, что поддержка является ненавязчивой, ее психолог оказывает только в том случае, если о ней просит ребенок.

Находясь рядом с воспитанником, педагог-психолог предлагает ему жизненные ориентиры, у ребенка есть право прислушаться к советам взрослого, либо от них отказаться.

Выбор своего жизненного пути – это обязанность и право личности. Безусловно, осознанное передвижение к намеченной цели под руководством опытного наставника – прекрасная возможность избежать дополнительных огорчений и разочарований.

Основным предназначением школьной психологической службы является создание оптимальных условий для полноценного и результативного продвижения детей по путям, выбранным им в соответствии с требованиями семьи и школы. Специалисты, сопровождающие ребенка, помогают ему справляться с определенными жизненными ситуациями, избегать конфликтов, осознавать свою уникальность и значимость.

В качестве объекта психологической практики выступает развитие и обучение ребенка в рамках школьного взаимодействия. Предмет – это создание социально-педагогических условий для полноценного развития и качественного обучения подрастающего поколения.

Следствия идей сопровождения

Подобный процесс является целостной деятельностью практической работы школьного психолога, в рамках которой выделяют три взаимозависимых компонента:

  • постоянное отслеживание психолого-педагогического статуса школьника, динамики его психического совершенствования в рамках образовательной деятельности;
  • формирование психологических и социальных условий для формирования гармонически развитой личности;
  • подбор специальных условий для помощи школьникам, которые получают возможность решать проблемы психологического характера

Благодаря слаженным действиям специалистов, появляется возможность подходить к процедуре отбора содержания работы обоснованно и ответственно. Социально-педагогический статус школьника рассматривается в виде системы психологических характеристик ребенка, в которую включены параметры личной жизни, позволяющие ему успешно развиваться и обучаться. Их психологи делят на две группы. Первая часть касается особенностей школьника. Например, здесь можно выделить стиль общения, интересы, психологический настрой, отношение к окружающим людям.

Вторая группа включает разные сложности и проблемы, появляющиеся у ребенка в разных сферах, начиная с работы на уроках, заканчивая ухудшением самочувствия. Подобные проблемы необходимо своевременно выявлять, корректировать, не допуская серьезных психологических травм у ребенка.

В организационных вопросах наиболее ярко прослеживаются психотехнические возможности идеи сопровождения. У педагога-психолога появляется возможность построить свою текущую работу так, чтобы охватывать основные все направления, всех участников школьной жизни.

Подобная работа базируется на нескольких организационных принципах:

  • постоянная деятельность школьного психолога;
  • выбор форм сотрудничества психолога и педагога для достижения оптимального результата;
  • контроль результатов

Подводим итоги

Психолог, который работает в контексте такой модели, приобретает возможность выстраивать позитивные и функциональные отношения со всеми участниками образовательной деятельности: детьми, педагогами, медицинским сотрудником, родителями. Все они рассматриваются в качестве субъектов психолого-педагогического сопровождения, принимающих участие в процессе на добровольных началах.

Психологи совместно с другими специалистами подбирают наиболее результативные методы коррекции проблем эмоционального плана, выявленные по результатам разнообразных диагностических исследований.

Совместные усилия всех взрослых, заинтересованных в формировании гармонически развитого, успешного школьника, дают желаемые результаты.

Сопровождение является перспективным вариантом профессиональной деятельности психолога, оно основывается на индивидуально-личностном подходе к каждому школьнику. Новые федеральные стандарты, внедренные в отечественную систему образования, содержат в качестве обязательного элемента проведение рефлексии. Это способствует анализу личностных достижений каждого ребенка, выявлению проблем, составлению индивидуальных образовательных траекторий.