27-09-2018 12:01

Диспуты - это... Значение понятия, использование в школьной практике

Disputare - слово латинское. В переводе означает "спорить", "рассуждать". Именно от disputare произошло понятие "диспут", которому посвящена данная статья. Его появление восходит к Средневековью. Рассмотрим значение слова "диспут" и то, как оно может быть использовано во внеклассной работе в школе.

Немного истории

Мы все знаем пословицу, дающую ответ на вопрос о том, где же рождается истина. "В споре", - ответит любой. А откуда появилось такое утверждение? Из средних веков, когда главным методом подготовки к экзаменам и их проведения в школах были прения.

«Исподволь»: значение слова, происхождение и предложенияВам будет интересно:«Исподволь»: значение слова, происхождение и предложения

Подобные научные споры носили название диспутов. Это определенный набор правил, требующий от ученика умения выдвигать некий тезис и доказывать его с помощью аргументов. Ему противостояли оппоненты, которые стремились найти доказательства ложности утверждений и приводили свои контрдоводы. Оценивал результат спора магистр, выступающий, по сути, в роли судьи. Он определял, чьи аргументы были весомей.

Диспуты - это некие формальные способы ведения прений. В средние века существовали правила: за аргументы принимались ссылки на письменные авторитетные источники, а доказательства каждой из сторон подвергались тщательному анализу. Целью диспутов было установление научной или богословской истины. С помощью этого метода решались споры между различными конфессиями.

Главные условия

Всякий ли спор сегодня можно назвать диспутом? Публичное обсуждение какой-либо проблемы (научной, общественной или религиозной) должно проходить с соблюдением ряда условий:

  • До начала обсуждения участники должны хорошо понимать предмет спора, ту проблему, которая будет вынесена на повестку дня.
  • Необходимо, чтобы заранее был известен и главный тезис (гипотеза способов устранения проблемы), а также аргументы в его защиту.
  • Диспуты - это прения, в ходе которых обязательно должно быть найдено конструктивное решение.
  • Участники, как правило, делятся на две группы: оппонентов и пропонентов. Вторые выдвигают гипотезу и стараются быть убедительными. Им важно быть понятыми и добиться поддержки аудитории. Оппоненты испытывают тезис, а также аргументы стороны и выражают либо согласие, либо несогласие с гипотезой. Иногда в ходе прений появляются новые варианты решения проблемы.

    Подобная активная форма общения сегодня находит все большее применение в школьной практике. Особенно для нее подходит классный час.

    Диспут как форма разрешения проблемы

    Классный час - это еженедельный дополнительный урок, решающий воспитательные задачи. Тематика определяется актуальностью, возрастными особенностями учащихся, их интересами. Она должна нести в себе проблему, например:

    • Интернет-зависимость: реальность или фантазии взрослых?
    • Истоки детской жестокости.
    • Может ли один противостоять толпе?

    Диспуты - это классные часы в активной форме, для подготовки которых требуется не менее месяца. Важно, чтобы учащиеся не только знали тему обсуждения и вопросы, предлагаемые в ходе дебатов, но и выработали по ним собственную позицию.

    Большую роль играет правильный выбор ведущего, который создаст необходимый настрой и атмосферу доброжелательности и не позволит участникам отклониться от главной темы обсуждения. Желательно, чтобы в среднем звене вел прения хорошо подготовленный взрослый.

    При грамотном использовании данной формы все участники:

    • будут вовлечены в живой, непринужденный диалог;
    • научатся выражать и обосновывать свое мнение;
    • смогут лучше понимать доводы других участников;
    • получат новые знания, которые в дальнейшем станут их убеждениями.

    Очень важно в конце классного часа получить обратную связь и узнать, насколько форма диспута была комфортна для обеих сторон.



    Источник