27-09-2018 11:27

Учебная задача - это цель познавательной деятельности. Виды и особенности учебных задач

Рассмотрим основные виды учебных задач, решать которые предстоит педагогу в рамках урочной и внеучебной деятельности. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов всю учебную работу представляют в виде поэтапного достижения определенных результатов.

УУН

Цель познавательной деятельности - овладение школьниками определенными навыками. Они зависят от рассматриваемой научной области. Учебные действия могут быть предметными, контрольными, вспомогательными. К ним относятся анализ, обобщение, синтез, схематизация. Учебные действия в рамках новых Федеральных образовательных стандартов способствуют формированию в подрастающем поколении гражданственной ответственности, стремления к самостоятельному приобретению знаний.

Медицинское образование в Германии: подготовка, поступление, перечень вузовВам будет интересно:Медицинское образование в Германии: подготовка, поступление, перечень вузов

Структура задачи

Что подразумевается под этим термином? Учебная задача - это сложная система информации об определенном объекте либо явлении, при решении которой дети совершенствуют свои УУН. Процесс предполагает поиск новых знаний, их согласование с той базой, которая уже сформирована у школьников.

Способы решения

Так как учебная задача - это сложный процесс, существует определенная процедура, благодаря которой ее можно успешно решать. Она зависит от предметной области, индивидуальных особенностей школьников, а также методических приемов, выбираемых педагогом. Если одну и ту же проблему дети решают несколькими способами, это способствует приобретению ими опыта проектной и исследовательской деятельности, является гарантией успешной социализации.

Как производить расчет угла треугольникаВам будет интересно:Как производить расчет угла треугольника

В настоящее время учебные материалы по разным научным дисциплинам составлены так, чтобы педагог не ограничивался обычной трансляцией знаний, а выстраивал на основе личностно ориентированного подхода для каждого ученика отдельные образовательные траектории.

В качестве средств, применяемых для решения педагогических задач, можно рассматривать тексты, схемы, формулы, которые способствуют усвоению определенных навыков.

Занятия в школах организуются так, чтобы у педагога была возможность выполнять заказ общества по формированию гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении. На выходе из образовательного учреждения выпускник должен быть полностью готов к жизни в обществе, владеть УУН, любить свою страну, уважать ее традиции и культуру.

Краткая характеристика

Учебная задача - это некое задание, имеющее определенную цель. В некоторых задачах указываются средства и способы решения. К примеру, если учитель хочет обучить школьников методике составления химических уравнений, он пользуется простейшими математическими приемами (умножение, сложение, вычитание, деление), а также наглядными пособиями: моделями атомов и молекул.

Учебные материалы, выбираемые педагогом для решения поставленных задач, должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

Компоненты задачи

В педагогике есть несколько авторов, которые детально занимались изучением этого вопроса. Так, по мнению Л. М. Фридмана, учебная задача - это некое задание, имеющее составные части:

  • предметную область;
  • отношения между рассматриваемыми объектами;
  • требования;
  • операции для решения проблемы.

Как происходит решение учебных задач самими обучающихся? Они принимают ее, разрабатывают план действий, осуществляют определенные операции и действия, способствующие решению предложенной проблемы.

Учебный план работы школы составляется так, чтобы создавать оптимальные условия для самостоятельного развития школьников.

Специфика работы в школах

Иной вид в настоящее время имеют и занятия в школах. Учителя не ограничиваются простой передачей знаний, не требуют от учеников механического заучивания информации. На всех ступенях школьного образования уделяется внимание проектной и исследовательской работе. Если в рамках урока учитель выделяет незначительный промежуток времени на то, чтобы предложить детям решить определенную проблемную ситуацию, то после уроков на такую деятельность можно отводить гораздо больше внимания.

Специфика внеурочной работы

В последнее время во многих образовательных учреждениях появились научные и исследовательские клубы. Ребята, посещающие такие занятия, ощущают себя настоящими экспериментаторами и исследователями.

Учитель, который организует подобное обучение, является по-настоящему талантливым и неравнодушным педагогом, который мечтает привить подрастающему поколению чувство любви и гордости за свою страну. Какие задачи он ставит перед своими воспитанниками? Какими навыками смогут овладеть ребята, посещающие занятия клуба?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо подробнее рассмотреть специфику работы такой организации.

Педагог составляет программу, в которой указывает основные цели и задачи внеурочной работы с детьми. К примеру, помимо выявления ранней одаренности, создания оптимальных условий для самореализации и саморазвития школьников, учитель ставит задачу – сформировать в подрастающем поколении россиян активную гражданскую позицию. Те проекты, которые будут создаваться ребятами индивидуально или в небольших группах, обладают огромным воспитательным аспектом. Общение способствует формированию и совершенствованию коммуникативных навыков.

Помимо непосредственного выполнения проекта, ребята обучаются специфике публичного выступления, представляя результаты своего труда на суд научного жюри конференций и конкурсов. Отвечая на вопросы, задаваемые учеными, педагогами, дети формируют правильную речь. Получается, что внеурочная проектная и исследовательская деятельность помогает школьникам быть успешными в предметах гуманитарного цикла.

Нельзя оставить без внимания и развитие логики, которому также способствует проектная и исследовательская внеурочная деятельность. К примеру, анализируя полезные свойства клюквы, ребенок знакомится не только с теоретической информацией по этому вопросу, но и изучает методики, применяя которые, он сможет подтвердить (опровергнуть) выдвинутую им гипотезу.

Проводя свои первые самостоятельные эксперименты, школьник получает навыки работы с лабораторным оборудованием. Отдельное внимание в исследовательской работе, касающейся естественнонаучной области, отводится безопасному проведению экспериментов.

До того, как молодые ученые приступают к проведению собственных исследований, они знакомятся с правилами техники безопасности.

Заключение

Какую бы учебную задачу ни ставил перед ребятами современный учитель, она предполагает гармоничное развитие школьников. Безусловно, традиционный объяснительно-иллюстративный способ обучения не подходит для современной школы, так как последовательность действий, ключевые моменты, необходимые для рассмотрения, - все это предлагал на авторитарной основе учитель. У детей не было возможности для демонстрации своего нестандартного мышления, раскрытия творческого потенциала, развития универсальных умений и навыков.

Учитывая те преобразования, которые наблюдаются в настоящее время в отечественном образовании, можно говорить о повсеместном переходе детских садов, лицеев, гимназий на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Современные школьники уже не являются пассивными элементами образовательного процесса, они становятся его активными объектами.

Переход на проектную и исследовательскую методику в гуманитарной, естественной, научной областях школьной программы уже дал свои первые положительные результаты. Выпускники современной школы адаптированы к требованиям социальной среды, они готовы к постоянному обучению, развитию. Если в классической образовательной системе обучение предполагало единовременное приобретение определенных навыков и умений, то в настоящее время ситуация стала совершенно иной. Для того чтобы молодой специалист был востребованным на рынке труда, он должен быть мобильным и готовым к получению знаний, а привитие таких навыков - задача школы.



Источник