26-09-2018 16:13

Педагогические умения - это... Определение, общая характеристика, формирование и развитие педагогических умений

Педагогические умения – это совокупность самых разных действий преподавателя, с помощью которых он осуществляет свою деятельность. Именно они выявляют индивидуально-психологические особенности учителя, свидетельствуют о присущей ему профессиональной компетенции.

Каковы эти умения? Как они формируются? Почему они так важны? На что влияют? Поскольку тема интересная и немаловажная, стоит уделить ее изучению особое внимание.

Аналитика

Абсолютно все в окружении педагога влияет на успех его работы, а потому подлежит педагогическому анализу. В частности:

  • Педагогические ситуации.
  • Особенности обучающихся.
  • Создание личной педагогической системы, поддержание ее функционирования.
  • Специфика коллектива.
  • Результаты обучения.
  • Проблемы.

Коренная порода, история возникновения, классификация, содержание полезных ископаемыхВам будет интересно:Коренная порода, история возникновения, классификация, содержание полезных ископаемых

Педагогические умения и навыки аналитического характера очень важны. Они помогают преподавателю разделять определенные явления, с которыми доводится сталкиваться, на составляющие элементы, а также детально их осмысливать, определять взаимосвязь с другими компонентами учительской деятельности.

Как правильно: Геннадий или Генадий? Выясняем и пишем верноВам будет интересно:Как правильно: Геннадий или Генадий? Выясняем и пишем верно

Также аналитика способствует нахождению в психолого-педагогической теории определенных закономерностей, выводов и идей, вычленению главных педагогических задач, определению способов их решения.

Рефлексия

Перечисляя педагогические умения, это качество также нужно отметить вниманием. Рефлексией называется способность человека обращать внимание на самого себя, на свое сознание, а также на результат личной (в данном случае – профессиональной) активности.

В преподавательской деятельности это очень важное умение. Учитель обязан подвергать контролю и оценке то, что он делает и говорит.

Очень важно, чтобы он регулярно выяснял, в полной ли мере другие участники образовательного процесса (а это не только ученики, но еще родители и коллеги) понимают его как педагога. Сюда относятся личностные особенности учителя, его эмоции, профессиональные подходы к проведению занятий и т. д.

Также учитель должен осознавать, в какой именно мере полученные результаты являются следствием его деятельности.

Обеспечение информационной безопасности детейВам будет интересно:Обеспечение информационной безопасности детей

Анализировать самого себя не всегда просто. Учитывать нужно массу нюансов:

  • Правильность формулировки целей.
  • Дальнейшая их конкретизация в определенные задачи.
  • Умение находить адекватные способы для их решения.
  • Способность доводить учеников до поставленных целей.
  • Эффективность применяемых методов.
  • Их соответствие возрасту и уровню развития учащихся.
  • Умение исследовать причины успехов и неудач.
  • Способность исправлять допущенные ошибки и больше их не совершать.

Это педагогическое умение свойственно далеко не каждому преподавателю. Но тот учитель, который им владеет, демонстрирует поистине впечатляющие результаты.

Прогнозирование

Прогнозирование - еще одно важнейшее педагогическое умение. Это тот навык, который развивается с годами все сильнее. В преподавательской деятельности без него никак, поскольку управление педагогическим процессом невозможно без ориентировки на четко сформированный в сознании результат.

Основу прогностических умений составляет управление логикой и сущностью своей деятельности, а также закономерности индивидуального и возрастного развития учеников. Учитель, осведомленный в этом плане, может предвидеть следующие моменты:

  • Что именно учащиеся могут неправильно понять.
  • Какой смысл они могут придать тем или иным преподавательским действиям.
  • Какой опыт поспособствует глубокому проникновению в суть изучаемого.
  • Как именно они воспримут изучаемый материал, как их житейские представления на это повлияют.

Также педагог должен предвидеть, какие качества ученикам можно привить за то или иное время, какое количество информации они могут усвоить за определенный период, с какими трудностями столкнутся и т. д.

Проецирование

Ни один учитель не обходится без этого профессионально-педагогического умения. Без него невозможно осуществление следующих задач:

  • Конструирование процесса обучения с учетом интересов и потребностей воспитанников, а также возможностей предоставленной материальной базы и своего личного опыта.
  • Перевод содержания и смысла образования в конкретные цели.
  • Определение основных и сопутствующих задач для каждого этапа преподавательского процесса.
  • Отбор тех видов деятельности, которые соответствуют поставленным задачам.
  • Планирование системы творческих дел.
  • Проработка индивидуальных встреч, направленных на устранение преград, мешающих определенным воспитанникам учиться, а также на их всестороннее развитие.
  • Создание среды, благоприятной для личностного развития учеников.
  • Продумывание приемов, стимулирующих интерес воспитанников и их активность.
  • Поддержание позитивно-продуктивных отношений с общественностью и родителями.

Люди почтенного возраста: чем отличаются старики от пожилых?Вам будет интересно:Люди почтенного возраста: чем отличаются старики от пожилых?

Проецирование – то профессионально-педагогическое умение, которое непосредственным образом связано с ранее перечисленными. Все в преподавательской деятельности проходит в три этапа: анализ, прогноз и проект. А потом уже – результат.

Организационные умения

Есть учителя, которым они не свойственны. Но такие преподаватели, как правило, не добиваются особых результатов в своей деятельности. Да и им самим становится нелегко работать с детьми.

Организационно-педагогические умения педагогов можно определить в такой перечень:

  • Управление активностью и поведением воспитанников.
  • Увлечение детей занятиями, играми и прочими перспективами.
  • Быстрое принятие оптимальных решений.
  • Нахождение самых эффективных средств преподавательского воздействия.
  • Объединение учеников в группы с обязательным учетом их индивидуальной специфики и сложившихся в коллективе взаимоотношений.
  • Умение доступно, логично и четко объяснять воспитанникам правила, требования и задания.

Последнее качество, пожалуй, удается выработать в себе сложней всего. Оно требует от учителя определенного опыта, психологических навыков, интеллектуальной развитости, даже хитрости. Преподаватель обязан уметь делать все перечисленное грамотно, не теряя уважения в коллективе (как в детском, так и в учительском).

Надо понимать, что между организационными умениями и тиранией (когда все решается криками и бесконечными двойками в журнале) есть огромная разница.

Привлечение внимания

Важным аспектом является способность привлекать внимание учащихся к излагаемому материалу или, иначе говоря, проявление мобилизационных умений. Виды педагогических навыков многогранны. И способность привлечь, а затем удержать внимание воспитанника, дорогого стоит.

Ведь учитель – это тот, кто развивает в учениках устойчивый интерес к знанию и труду. Он формирует в детях потребность в получении новой полезной информации. Педагог их вооружает навыками учебной работы, помогает привыкнуть к использованию их в реальной жизни.

Именно учитель способен помочь воспитанникам сформировать у себя творческое отношение к окружающему миру, стать намного более нравственно и интеллектуально развитыми личностями.

Донесение информации

В развитии педагогических умений важно придать особое значение навыку учителя излагать учебный материал. Настоящий преподаватель способен осуществлять следующие действия:

  • Грамотное объяснение материала простым языком.
  • Формулирование вопросов в максимально доступной форме.
  • Работа с источниками информации.
  • Дидактическое преобразование полученных сведений.
  • Логическое построение рассказа.
  • Перестроение учебного плана и хода изложения материала, если это необходимо.

Говоря простыми словами, учитель должен уметь донести до своих воспитанников информацию так, чтобы они ее осознали и запомнили.

Воспитание и нравственность

Эту тему также необходимо затронуть вниманием, раз речь идет о педагогической деятельности и умениях. Кроме всего вышеперечисленного, учитель обязан заниматься нравственным воспитанием детей. Это важно для формирования личности.

Педагог должен постараться привить детям высокое сознание, нравственные чувства, понятие правильного поведения в соответствии с принципами морали и идеалами. Учитель обязан донести до них: поступки и слова характеризуют отношение человека ко всему, что его окружает.

Это очень сложный и длительный процесс. Каждый ребенок пройдет немалый путь от базового усвоения нравственных понятий до овладения их содержанием. В дальнейшем нравственное воспитание учеников сыграет регулирующую роль в их поведении и отношении к окружающему миру, людям, природе, животным и т. д.

Перцепция

Перечисляя педагогические знания, умения и навыки, необходимо немного внимания уделить и такой теме. Важность перцепции нельзя недооценивать. Ведь если она свойственна учителю – значит, он способен понимать других, осознавать их личностные особенности и уникальные ценностные ориентации.

Данное качество позволяет ему определять состояние ученика и характер его переживаний. Благодаря перцепции учитель находит в действиях, словах и поступках каждого ребенка то, что отличает его от остальных (или даже от самого себя в других ситуациях).

Коммуникационность

Нельзя не отметить вниманием и это важнейшее педагогическое умение. Знания и навыки общения преподаватель применяет в своей деятельности каждый день. Именно посредством коммуникации он распределяет внимание учеников, поддерживает его устойчивость, определяет наиболее подходящий способ контактирования.

Через общение учитель может проанализировать поступки детей, увидеть преследуемые ими мотивы, определить их поведение в тех или иных ситуациях, даже создать опыт эмоциональных переживаний и, наконец, примирить учащихся.

Слово – это очень могучий инструмент, которым преподаватель обязан владеть в совершенстве. Есть учителя, которые забывают общаться с учениками, выслушивать их. А ведь это может существенно помочь образовательному процессу.

Управление собой

Важно отметить, что формирование педагогических умений требует от педагога колоссальной работы над собой. Эта профессия подойдет не каждому. Лишь сильные, всесторонне развитые личности смогут заниматься подобной деятельностью.

Вот что нужно педагогу для постоянного самосовершенствования, улучшения результатов и своих умений:

  • Выносливость.
  • Крепкое физическое здоровье.
  • Внимание.
  • Развитое воображение.
  • Наличие творческого подхода.
  • Грамотно поставленная речь.
  • Способность использовать пантомимику и мимику для достижения образовательных целей.
  • Стабильное эмоциональное состояние.
  • Социальная чувствительность.
  • Умение сдерживать негатив.

И, конечно же, педагог сам обязан постоянно учиться. Лишь так можно совершенствоваться и развиваться.

Любовь к своей деятельности

Выше было многое сказано о том, какие должны быть умения у хорошего педагога. Но можно выразиться намного проще.

Лучшим педагогом становится тот человек, который так сильно любит свой предмет, что испытывает желание увлечь им остальных. Ему будут присущи все перечисленные качества – они произойдут из этой его потребности.

Увлеченный человек охвачен интересом и даже некой страстью, а потому он умеет подобрать нужные слова, объяснить информацию простым языком, подобрать увлекательные примеры и т. д. Наверняка у каждого из нас есть такой пример из жизни: когда на урок определенного предмета было лень ходить из-за скучного, безынициативного учителя, а вот занятия другого педагога даже не хотелось пропускать – настолько интересно он рассказывал.

К тому же преподаватели этой категории всегда намного более эрудированные, чем другие. Поразительно, насколько у них капитальный уровень знаний и широкий умственный кругозор. А все потому, что такие преподаватели постоянно испытывают жажду в изучении новой информации.

И это дает свои плоды. Ведь, как говорил В. А. Сухомлинский: «Чтобы дать воспитанникам хоть искорку знаний, самому нужно выпить море света».