19-04-2020 06:21

Как организовать удаленную учебу: знания через Интернет распространяются, а коронавирус — нет

Как организовать удаленную учебу: знания через Интернет распространяются, а коронавирус — нет

Начиная с 23 марта и вплоть до 12 апреля все российские школы переходят на режим каникул или дистанционные формы обучения. Единой платформы для онлайновой организации школьных уроков и самообучения, которая охватывала бы всю страну, в России (пока?) не существует. Поэтому Министерство образования рекомендует проводить учебные занятия, консультации и вебинары на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов. Но какую внешнюю платформу для совместной работы через Интернет выбрать? Их же сегодня доступны десятки, если не сотни, даже если рассматривать только бесплатные.

Выбираем офисный пакет для LinuxВам будет интересно:Выбираем офисный пакет для Linux

Строго говоря, всё здесь определяют настрой и технические возможности учителя (в положенных рекомендациями Министерства пределах, конечно же). Развитые коммерческие платформы для совместной учебы и/или работы, такие как eTutorium. Slack или Teams, сводят в единое виртуальное пространство чат, планирование заданий, пересылку вложений, многостороннее одновременное редактирование документов, анкетирование и тестирование аудитории, создание графических заметок по ходу взаимодействия и централизованное управление активностями (предоставление отдельным участникам сессии возможности транслировать свое видео или презентацию в главный канал, избирательное отключение от общего чата и т. п.). Для обычного школьного урока этот список возможностей может оказаться избыточным, однако есть, к счастью, и решения попроще.

Чем отличается Windows от Linux? (Часть 2)Вам будет интересно:Чем отличается Windows от Linux? (Часть 2)

Skype

Само Министерство в приложении к официальным методическим рекомендациям по реализации образовательных программ приводит пример создания и проведения онлайнового урока в режиме видеоконференцсвязи с применением знакомого многим российским белым воротничкам мультимедийного мессенджера Skype. Здесь действительно всё просто: не требуется ни скачивать приложение, ни производить какие бы то ни было дополнительные настройки. Компьютер учителя работает, связь с Интернетом есть, микрофон и динамики активированы, — можно отправлять на e-mail учеников ссылку на свежесозданную конференцию («видеособрание», как это называется в русскоязычной версии платформы) и начинать урок.

Выбираем альтернативу ZoomВам будет интересно:Выбираем альтернативу Zoom

img

Плюсы: простота подключения, общеизвестность — все-таки самый популярный в мире IP-сервис для голосового и текстового общения.

Минусы: высокая требовательность к аппаратным ресурсам, малая скорость обмена файлами, перебои в потоковой трансляции аудио и видео (особенно если в сессии участвует более пяти человек) давно стали притчей во языцех даже среди коммерческих пользователей Skype. Нет централизованного управления действиями участников сессии. Нет толковых средств совместной работы (если брать именно бесплатную версию, а не Skype для бизнеса).

Zoom

Решение для мультимедийных коммуникаций: видеоконференций, онлайн-встреч, чатов и мобильной совместной работы с документами в едином приложении. Имеются официальные клиенты для множества операционных систем, включая построенные на ядре Linux. Довольно развитые средства управления действиями участников сессии, отлично подходящие для организации опросов в виртуальном классе. Трансляция происходящего на экране модератора возможна как целиком, так и из ограниченной области экрана. Имеется встроенная интерактивная доска, возможность писать/рисовать на которой модератор доверяет участникам сессии всем разом либо по выбору. Есть обмен файлами, а запись проводимого урока можно сохранять не только на локальный ПК, но и в облако.

img

Плюсы: скромные системные требования, высокая стабильность соединений, широкие возможности организации интерактивной деятельности в ходе урока, сохранение записей уроков в облако.

Минусы: бесплатная версия предоставляется с немалыми ограничениями (например, продолжительность групповых конференций не может превышать 40 минут; если нужно больше — уже за деньги). Требуется время, пусть и не слишком большое, на скачивание, установку и освоение клиента.

YouTube + Google Slides + Google Docs

Что, в сущности, представляют собой занятия в классе? Учитель излагает материал: голосом, с использованием доски и мела, наглядных пособий, слайдов презентации, аудио- и видеозаписей. Ученики — усваивают: задают вопросы, переписывают в тетради появившиеся на доске примеры, выполняют самостоятельные задания. Собственно, всё. Приятно, конечно, когда при организации онлайнового урока все эти активности удается свести в единое приложение либо окно браузера. Но можно пойти и по пути наименьшего сопротивления – воспользоваться наиболее широко (и полностью бесплатно) доступными инструментами.

Чтобы завести канал в YouTube, учителю не потребуется и минуты. В Google Slides без труда можно скроить презентацию по материалу любого урока, включив в нее отсканированные (да и просто переснятые на камеру телефона, если нет времени) иллюстрации из учебников, примеры и упражнения, ссылки на видео- и аудиозаписи, которые ученики моментально смогут открыть в соседней браузерной вкладке. Вопросы учеников по ходу трансляции будут появляться здесь же, рядом с видео, и учитель сможет отвечать на них голосом вживую. Наконец, открытый для совместной работы документ в Google Docs сыграет роль классной доски, «вызванные» к которой во время урочного стрима ученики будут решать примеры, вставлять в слова пропущенные буквы и выполнять иные упражнения.

img

Плюсы: всё происходит исключительно в браузере, нагрузка на «железо» минимальна, отсутствуют ограничения по продолжительности сессий и числу участников, проведенный урок сохраняется в записи в облаке.

Минусы: Отсутствуют инструменты централизованного управления действиями участников сессии. Ученикам необходимо постоянно переключаться между браузерными вкладками (либо размещать на рабочем столе как минимум три окна браузера разом). Совместное редактирование онлайнового документа двумя-тремя десятками учеников разом грозит превратиться в неконтролируемый сумбур.

Eduardo

Платформа, ориентированная на бизнес и студентов вузов, может оказаться полезной и для старшеклассников, поскольку даже в бесплатной версии позволяет организовывать до пяти курсов (до 200 слушателей на каждый курс — примерно семь полных классов, практически полная параллель для большинства школ). Она включает в себя стандартный набор компонентов: трансляцию видео, проведение тестов, обращение слушателей с вопросами, выдачу заданий на взаимное оценивание студентами курса знаний друг друга.

«Эдуардо» разработала команда «Лекториума» – одной из популярнейших российских платформ онлайн-курсов. Соответственно, для нее создан специальный обучающий курс, призванный помочь новичкам в освоении платформы. Минимальный уровень техподдержки обещан, кстати, даже для бесплатной версии.

img

Плюсы: перспективный российский SaaS-проект с развитой поддержкой; имеется конструктор курсов для планомерного создания цикла лекций (уроков) на месяцы вперед; есть интегрированные средства взаимодействия со слушателями; возможна коллективная разработка курсов несколькими преподавателями.

Минусы: только браузерная версия; проект все еще в начальной стадии развития (для школьников младших и средних классов может оказаться несколько тяжеловесным).

Безусловно, теоретически доступных для школьного образования сервисов в Интернете значительно больше. Но почти у каждого из них есть свои ограничения и не всегда удобные особенности использования. Так, онлайновая площадка для проведения совещаний Twiddla отличается великолепной доской для совместной работы, но гостевой (бесплатный) доступ к ней ограничен 20-минутными сессиями с участием не более 10 человек. Богатый возможностями бесплатный сервис организации онлайн-встреч WebRoom обеспечивает аудио- и видеосвязь, обмен файлами, трансляцию происходящего на экране и взаимодействие на виртуальной доске — но не более чем для дюжины посетителей разом. Платформа Netboard в полном смысле слова бесплатна: она великолепно позволяет организовывать и упорядочивать самый разнообразный веб-контент по группам пользователей, налаживать обратную связь с ними — но здесь отсутствуют чат и совместная работа над документами. GetCourse прямо позиционируется как «российская платформа для создания онлайн-школ», но минимальный тариф за пользование ею — 4,4 тыс. руб./мес. (правда, есть 14-дневный пробный период без ограничения функциональности, чего на три недели карантина за вычетом недели каникул как раз должно хватить), и т. д.

Официальные рекомендации Министерства образования, о которых говорилось в самом начале, разъясняют, что каждая образовательная организация сама определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся и в соответствии с собственными техническими возможностями организовывает мероприятия. С крайне высокой вероятностью большинство учебных материалов в ближайшие две недели в России будут появляться именно на школьных порталах, а взаимодействие с учениками — производиться через дневник МЭШ (в Москве) и его региональные аналоги. Однако в будущем вполне ожидаемо появление унифицированной общенациональной учебной платформы дистанционного образования, и есть сведения, что ряд крупных российских разработчиков уже работают над ее реализацией.

Удаленная работа, образование и обучение

Горячие темы: Удаленная работа

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 03/2020], Подписка на журналы

Поделиться:

Источники: www.it-world.ru