07-05-2019 09:40

Выбираем камеру: зеркалки ушли в прошлое?

Выбираем камеру: зеркалки ушли в прошлое?

Рынок фототехники изменился настолько кардинально, что впору говорить о настоящей революции. Подумать только, в нынешнем году в рамках национальной премии «Продукт года» не номинировано ни одной зеркальной камеры! Что произошло? Давайте разберемся, тем более только что недавний «Фотофорум ‘2019» наглядно продемонстрировал текущие тенденции.

Компактов больше нет

FiiO BTR3 и uBTR: беспроводные ЦАП-усилителиВам будет интересно:FiiO BTR3 и uBTR: беспроводные ЦАП-усилители

Смартфоны нынче действительно снимают на уровне компактных камер (мыльниц), а то и лучше. Причем не только флагманы за безумные деньги, но и вполне себе демократичные (скажем, Oppo A5s). К слову, я сам печатаю раз в год календарь формата B2 – и около половины кадров там со смартфона. Конечно, сколько бы ни старался, он не сможет «нарисовать» картинку как профессиональная зеркалка, но всегда ли это необходимо?

Зеркало не нужно, нужен короткий рабочий отрезок

Сегодня даже эстеты начали посматривать в сторону системных камер, лишенных оптического видоискателя и зеркала, а ведь у них значительно меньший рабочий отрезок – расстояние от опорной поверхности оправы (плоскости крепления) объектива до матрицы, из-за чего глубина резкости существенно повышается. То есть системные камеры по характеру изображения здорово приблизились к тем же смартфонам. Про рабочие отрезки различных систем вы можете прочесть здесь.

Mio MiVue i88: фиксация, детекция, помощьВам будет интересно:Mio MiVue i88: фиксация, детекция, помощь

Первооткрывателем этого сегмента можно считать компанию Olympus: в свое время, находясь в бедственном положении, она сыграла ва-банк, полностью отказавшись от выпуска зеркальных камер и перейдя на системные (первой из них стала micro 4/3). Для производителя такой шаг – бальзам на душу, ведь себестоимость аппарата без сложнейшего механизма, включающего зеркало и призму, значительно меньше. Но, вместо того чтобы снизить цену, Olympus, наоборот, взвинтила ее, пытаясь сыграть не на качестве картинки, а на ретродизайне и других рюшках. И люди это приняли! Несмотря на то, что задержки в электронном видоискателе были ужасающими, поколение «большого пальца», привыкшее к сенсорному управлению, желало визировать по экрану, так что видоискатель уже и не важен. Профессиональные же мстера продолжали пользоваться зеркалками.

img

Прошло лет шесть-семь, и в Sony, глядя на успехи земляка, задумались: а что, если сделать системную камеру, но не с маленькой матрицей, которая изначально заложена в систему micro 4/3, а с нормальной, дабы она еще и снимала как хорошая зеркалка? Сказано – сделано. После Sony Alpha с байонетом E свет увидела полнокадровая Alpha 7.

Сегодня уже можно сказать, что тот момент стал переломным: именно Sony вовремя сделала ставку на системную камеру с возможностями полнокадровой зеркалки. На руку японцам сыграло развитие видеографии и видеоблогов – людям нужен был инструмент для высококачественной видеосъемки. И сегодня, спустя еще несколько лет, Sony Alpha – бесспорный лидер на этом рынке.

Любопытно, что Panasonic, которая в свое время примкнула к лагерю micro 4/3, кажется, осознала, что ограничивать фотоаппарат крохотной матрицей глупо, и, совместно с Leica и Sigma, создала L-mount alliance. Байонет L уже используется в системах Leica SL, CL, TL2 и TL, так что недостатка в оптике точно не будет, да и сама Panasonic уже анонсировала ряд «стекол». Эта система тоже имеет короткий рабочий отрезок – 20 мм (для сравнения: у зеркальной Nikon F – 46,5 мм), но в ней можно выпускать и полнокадровые модели. Таковых у Panasonic будет даже две: Lumix S1R и S1.

img

В этом году оба лидера рынка профессиональной фототехники предложили по паре полнокадровых незеркальных «тушек» – Canon EOS R и EOS RP. Первая – старшая, вторая – «входной билет» в полный кадр. Аналогичная ситуация с Nikon – Z7 и Z6. Правда, есть важное отличие, если позволите, в идеологии: последняя сделала свои камеры такими, чтобы пользователь, уже знакомый с ее брендом, не ощутил дискомфорта. Все привычные кнопочки-рычажки на своих местах и выполняют ровно те функции, что и в «зеркалках».

Canon же, повторяю, полностью переработала интерфейс, что может стать узким местом при использовании новых EOS (для остальных проблем не возникнет).

Если хочется зеркалку

Единственным крупным игроком, который так и не решился на поход в «беззеркалье», остается Pentax. Зато благодаря ей мы можем выбирать систему на любой вкус и кошелек. Так, в этом году стартовала обновленная флагманская полнокадровая K1 с приставкой Mark II. Отличий от предшественницы немного, более того – владельцы камеры первого поколения могут проапгрейдить ее в сервисе официально, получив все плюшки новейшей.

img

Canon же выпустила любительскую EOS 250D, уверяя, что это «самая легкая в мире цифровая зеркальная камера с поворотным экраном». Добавлю: она умеет снимать видео в разрешении 4K, оснащена модулями Wi-Fi и Bluetooth, выпускается не только в черном, но и в белом и серебристом корпусе.

О технологиях

img

Не могу не сказать и о важном событии в сфере машинного обучения и искусственного интеллекта. В этом году лидеры рынка дружно анонсировали разработки новых систем со значительно улучшенными алгоритмами фокусировки: камеры научились отслеживать глаза животных и приобрели значительно более эффективный «следящий режим». Но суть в обоих одна – использование ИИ реально дает плоды.

О ценах

Увы, в заключение о грустном. Тем, кто планирует освоить новейшую технику, придется потрясти кошелек. За младшую Canon EOS RP просят 140 тыс. рублей без объектива, за Nikon Z6 – 155 тыс., а уж за Panasonic Lumix DC-S1R и вовсе 269 тыс. Но если уж брать серьезную системную камеру, то с новыми же объективами – дабы раскрыть весь потенциал, а такой комплект непринужденно перевалит (присядьте!) за полмиллиона «деревянных». Вероятно, после кончины мыльниц вендоры решили делать деньги на повышении цен и без того дорогих моделей.

img

Обычного же фотолюбителя порадуют две вещи. Первая – Красногорский завод имени С. А. Зверева активно занялся запуском новых объективов. Например «Зенитар 0,95/50» можно купить за обещанные 50 тыс. рублей, да и другие модели ожидаются по разумным ценам. Правда, автофокуса в них пока нет, а это сильно сужает аудиторию.

Ну и второй позитивный момент: даже очень хорошие зеркальные камеры на вторичном рынке теперь стоят вполне земных денег, так что смело приобщайтесь к волшебному миру большой фотографии!

Ключевые слова: Беззеркальная камера

[ Подписка на журнал ]

Об авторах Андрей Виноградов

Андрей Виноградов

Главный редактор журнала IT Expert. С 10 лет занимается фотографией, член жюри национальной премии «Продукт года». Свой первый миллион заработал на сдаче макулатуры.