19-09-2018 13:12

Как уследить за мобильным персоналом

Мобильность сотрудников зачастую играет решающую роль в современном бизнесе. Аналитики утверждают: ожидать клиента в пассивном режиме означает распроститься с львиной долей доходов. Конкуренты не дремлют, завоевывая рынок за счет разъездных менеджеров, инженеров по сервису, PR-агентов и курьеров. Таким образом, сидение на месте уверенно продвигает даже успешную компанию к банкротству. Понимая это, дальновидные руководители активно внедряют «мобилизацию», но тут же задаются вопросом: а как управлять мобильным персоналом, как обеспечить его максимальную эффективность и, наконец, где взять соответствующие инструменты для этого? Тут явно не обойтись привычными CRM, настроенными на офисный формат…

Как сделать фотосервер на базе NAS QNAP по-новомуВам будет интересно:Как сделать фотосервер на базе NAS QNAP по-новому

Оказывается, проблема легко решаема. Многие вендоры бизнес-систем предлагают модули для своих продуктов – дополнения и расширения, посредством которых (используя автоэлектронику, например навигатор) можно ощутимо помочь курьерам, торговым представителям, агентам, которые, как известно, проводят практически весь день на колесах, оптимизировать свою работу: проложить удобный маршрут, организовать своевременное оповещение о важных действиях, контролировать объемы выполнения задач. Безусловно, если таких сотрудников двое-трое, все это можно обеспечить из офиса в телефонном режиме, если пять-десять – потребуется штат диспетчеров, работающих в режиме online. Ну а если их еще больше, никакими диспетчерами не обойтись – придется привлекать автоматизацию.

Наступает эпоха Connected CarsВам будет интересно:Наступает эпоха Connected Cars

Так, одна из популярнейших в мире компаний разработала систему «Навител Мониторинг», которая, по словам официальных представителей, способна в онлайн-режиме определять точные координаты автомобиля, а также его скорость, пробег, расход топлива и направление движения. Однако на самом деле все гораздо сложнее, чем просто навигация: достаточно ввести в систему все пункты, в которых требуется побывать, и, базируясь на точной картографии и спутниковых данных ГЛОНАСС/GPS, «Навител Мониторинг» построит оптимальный логистический маршрут, сообразуясь с пожеланиями оператора.

Но и это, разумеется, лишь минимум возможностей. В качестве источников информации задействованы не только спутники, но и разнообразные датчики (поддерживается оборудование более чем 20 вендоров), устанавливаемые на авто и предоставляющие всю необходимую статистику диспетчерскому центру. Посредством стандартной сотовой связи данные передаются на центральные серверы компании, где, пройдя соответствующую обработку, в удобной текстово-графической форме подаются непосредственно на рабочие места операторов-диспетчеров. Сформировав расписание и паспорт маршрута, они осуществят мониторинг в режиме реального времени: проконтролируют ведение журнала событий, скоростной режим, погрузку и выгрузку, проведут учет реального и нормативного расхода топлива. При этом большая часть статистической информации подается в виде графиков, что существенно повышает оперативность работы.

И наконец, о самом интересном: «Навител Мониторинг» – программа с открытым API-интерфейсом. Это означает, что ее возможности могут быть расширены до любых пределов, диктуемых производственной необходимостью заказчика. Причем написать модуль-обработчик могут не только разработчики комплекса, но и сторонние специалисты (аутсорсеры), и программисты компании (если они есть). Иными словами, продукт позволяет решить любые задачи в автотранспортной и логистической сфере.

Разумеется, разработками в этой сфере занимается не только Navitel. Так, недавно анонсированный «Яндекс.Авто» – навигационный продукт с расширенной функциональностью – уже используется рядом крупных автофирм, в том числе Toyota и Jaguar. А в ближайшее время он появится не только в Land Rover и RAV4, но и в моделях «Форд Соллерс Холдинга», «АвтоВАЗа» и «КамАЗа.

Столь высокий интерес к решению российского вендора вполне объясним: система оснащена элементами искусственного интеллекта и обеспечивает тесное интерактивное голосовое взаимодействие с водителем через головную консоль. То есть, водитель, не отвлекаясь от процесса управления автомобилем, сможет общаться с бортовым компьютером, получая от него практически любую информацию.

Пока что комплекс речевых технологий SpeechKit, разработанный специалистами «Яндекса», позволяет узнать расстояние до пункта назначения (скажем, города или АЗС), сменить радиостанцию, прослушать прогноз погоды. Сообщается, что «Яндекс.Авто» способен по команде перестроить машину на заданную полосу, предупредить водителя о нахождении в зоне действия геопозиционирующей метки или напомнить о необходимости пополнить топливо. Разработчики утверждают, что в обозримом будущем «Яндекс.Авто» позволит управлять автомобилем на пятом уровне – то есть совершенно без вмешательства человека!

Безусловно, не сидят сложа руки и гранды. В Apple и Google усиленно разрабатывают навигационные платформы, интегрируемые в автомобиль: в перспективе они будут рулить транспортным средством, подчиняясь исключительно голосовым командам пассажира и подсказкам ИИ.

Но это дела будущего, а бизнесу нужны решения уже сейчас. Ряд программ не обладают интеллектом, зато способны оказать неоценимую помощь в рабочем процессе. Так, Geo4.me обеспечивает координацию пользователей и постановку задач для них, предлагая как веб-интерфейс, так и взаимодействие через мобильные приложения, адаптированные для iOS и Android. С его помощью без труда можно отслеживать по карте координаты сотрудников и оптимально перенаправлять их, выбирая того, кто ближе всего к заказчику. Переживать, что исполнитель окажется на месте без требуемого пакета документов, не стоит: приложение допускает централизованное прикрепление к позиции заказчика текстовых и мультимедийных файлов. Версия для бизнеса, не предполагающая ограничений, обойдется в 200 рублей на каждого мобильного сотрудника в месяц.

Стоит упомянуть и комплекс GROTEM / Express, широкие возможности которого (формирование заказов в веб-панели и распределение их между мобильными сотрудниками, планирование маршрутов на карте, хранение всех данных о заказе, создание инструкций и анкет для курьеров) делают его весьма полезным дополнением ко многим системам навигации. Например, интеграция с «1С», предполагая тесную связь с производственной статистикой, поможет быстро принимать решения и централизованно управлять удаленным персоналом.

И в заключение несколько слов о ST-Mobi – облачном онлайн-сервисе для автоматизации работы выездных сотрудников (от курьеров до торговых команд). Постановка задач, обмен сообщениями в чате, формирование расписания, уведомлений, GPS-контроль за перемещениями, прокладка маршрутов, отчеты и чек-листы – вот лишь неполный перечень его возможностей. Несложная установка обеспечит создание стационарного рабочего места для управляющего на основе программы, надстройки или веб-кабинета, а для мобильного сотрудника – на основе планшета, смартфона или головного блока автомобиля. Если, конечно, последний оснащен ОС Android и имеет связь с Интернетом.

Журнал IT-Expert № 11/2017 [ PDF ] [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».