19-09-2018 13:12

Наступает эпоха Connected Cars

Термин Connected Car не нов. Он родился еще во второй половине 40-х годов прошлого века, когда в автомобилях появились радиотелефоны. И уже тогда новые возможности использовали не только для обеспечения связью топ-персон – машины с радиотелефоном вполне мог возить и курьера-экспедитора, и сотрудников социальных служб, и даже журналистов, не говоря уже о полицейских и военных.

С тех пор смысл термина менялся многократно. Были в его истории и первый круиз-контроль, и первые бортовые компьютеры, начинавшие со скромной возможности предсказывать запас топлива в баке, и развлекательные системы на месте допотопного радиоприемника.

Как законно купить биткоиныВам будет интересно:Как законно купить биткоины

Сегодня Connected Cars получает новое наполнение: это автомобиль, подключенный непосредственно или при помощи вспомогательных устройств к Сети. Учитывая, что в качестве коннектора может выступать и обычный смартфон, к категории Connected Cars можно отнести большую часть авто, передвигающихся по дорогам.

Новый всплеск интереса к Connected Cars связан с развитием технологий «Интернета вещей» и стандарта связи 5G. В прошлом году исследователи из BI Intelligence подсчитали, что в период до 2020 года каждый год будет выпускаться 69 млн автомобилей, отвечающих стандартам Connected Cars, – то есть 75% общего числа новых машин, а среднегодовой прирост доли Connected Cars на рынке составит 45%. (Для сравнения: в 2015 году было выпущено 15 млн таких авто.)

Обновляемся до Windows 10, пока не поздноВам будет интересно:Обновляемся до Windows 10, пока не поздно

Новое проявление технологической революции? Несомненно! Про другие города не скажу, но в Москве в 70–80-е гг. прошлого века на Волгоградском проспекте работала школа, в которой готовили таксистов. Конечно, там развивали навыки вождения, учили премудростям обслуживания автомобилей, но главным предметом была география города. Уже в то время выехать на улицы столицы без досконального знания дорог было просто невозможно. Сегодня такое знание стало и вовсе уникальным, но совершенно обесценилось – наступила эпоха GPS-навигаторов. Навигация (автоматическое прокладывание эффективных маршрутов с учетом пробок) – тоже элемент Connected Cars. Добро пожаловать в новый мир! Не угодно ли воспользоваться плодами технологической революции?

Как и любая техническая новация, Connected Cars дает новые возможности и частным потребителям, и бизнесу. С «подключенными автомобилями» даже больше: это явление породило целый сегмент специализированной электроники и заставило поумнеть сами машины. Навигация, встроенные информационные системы, объединяющие в едином интерфейсе мультимедиа и бортовые компьютеры, делают вождение удобным, предсказуемым и даже приятным. Такие встроенные комплексы существуют уже довольно много лет, а сегодня, получив возможность подключаться к Сети, меняют не только управление, но и роль автомобиля в экономике.

Применений Connected Cars можно найти великое множество. Транспондеры для проезда по платным дорогам; система «Платон», позволяющая не только облагать сборами грузоперевозчиков, но и упорядочивать использование ими инфраструктуры; тахометры, дающие возможность прогнозировать потребность в топливе, – все это широко используется уже сегодня, причем на коммерческом транспорте в обязательном порядке.

Однако есть и другие возможности, которые лежат уже не только в области Connected Cars (впрочем, кто знает, на что будут способны «подключенные автомобили» лет через пять). И коммерческий, и личный автотранспорт активно используются бизнесом: курьерские службы и доставка, дистрибуция, работа с клиентами, маркетинг, продажи через торговых представителей – куда им всем без машин. А элементами Connected Cars становятся не только сами автомобили, но и информационные системы, которые используют во время движения люди, этими автомобилями управляющие.

Среди компаний с собственным автопарком, пусть и небольшим, едва ли найдется хоть одна, где не использовалась бы ИТ-система, позволяющая этим парком управлять в режиме реального времени. И такие решения активно развиваются. Для CRM-систем создаются специальные модули: для планирования маршрута торговых представителей, контроля посещения ими клиентов или партнерских торговых точек, прогнозирования сроков выполнения заданий, сумм накладных расходов (скажем, на объезд заказчиков бензина) и т. д.

Если подумать об интеграции этих двух приведенных систем, то возможности, которые открывает Connected Cars, могут изменить эффективность бизнеса самым радикальным образом.

Для водителя Connected Cars означает и вовсе новую эпоху. Автоэлектроника уже изменила мир – те же транспондеры и бортовые мультимедиа воспринимаются как само собой разумеющееся. Впрочем, и на «Теслу» мы сегодня смотрим не так заинтересованно, как еще полтора года назад. А ведь впереди расцвет искусственного интеллекта и компьютерного зрения в области автомобилестроения. «Автопилоты» и сейчас не редкость, а в США ими даже хотят заменить представителей самой популярной профессии – водителей-дальнобойщиков.

Конечно, доверять системе с искусственным умом обеспечение безопасности на дорогах пока страшно. Тем не менее не будем забывать, что круиз-контроль, рядовое по нынешним временам устройство, изобрел в 40-е годы слепой, чтобы научить авто двигаться с неизменной скоростью. Сегодня на нем можно проехать лишнюю сотню километров, отдохнув и набравшись сил для дальнейшего путешествия. Подходящие дороги есть даже в России.

Именно поэтому система Connected Cars – буквально для всех, по крайней мере большей части тех, кто хотя бы отчасти интересуется ИТ, управляет автомобилем или ездит на нем в качестве пассажира. Бизнес в той или иной степени зависит от автоперевозок (даже если перевозятся менеджеры компании из одной локации в другую). А экономика в целом, как и десятилетия назад, в буквальном смысле привязана к стоимости литра бензина и, стало быть, к тому, насколько эффективно ездят автомобили по дорогам страны.

Журнал IT-Expert № 11/2017 [ PDF ] [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Максим Плакса

Окончил Историко-архивный институт, преподавал и защитил диссертацию, но в 1997-м изменил исторической науке с ИТ-журналистикой. С тех пор ни разу об этом не пожалел, тем более что считает информатику и источниковедение близкими дисциплинами. Работал в журналах «ИнфоБизнес» и iBusiness.Ru, сотрудничал во многих других изданиях. Больше всего тяготеет к проблематике софтверного бизнеса, но не чужд и других направлений. С удовольствием ведет разговор о мобильности, облаках, инновациях и инфраструктурных проектах.