24-09-2018 14:58

Что нужно знать о мультимедийной акустике формата 2.0

В чем плюсы мультимедийной акустики формата 2.0
Доступно ли на мультимедийной акустике формата 2.0 «хай-файное» качество
Какая конфигурация акустики оптимальна с точки зрения качества звучания

В чем плюсы мультимедийной акустики формата 2.0
Обсуждая акустику для ПК, апологеты хай-фай при упоминании стереосистем снисходительно пожимают плечами – мол, это несерьезно. А зря! Ведь много лет стереосистемы были единственным источником качественного звука, да и количество ушей у человека не изменилось. Так что получить качественный звук с их помощью можно запросто, а кроме того, они (стереосистемы) обладают множеством других достоинств: невысокая цена, компактные габариты, минимум проводов, простота установки и подключения, а также удобство в размещении делают их привлекательными во многих ситуациях.
Заодно вспомним, что в звукозаписывающих студиях применяются исключительно стереосистемы, а это самое лучшее подтверждение их правильности: что не зазорно профессионалам, сгодится и остальным.

Как разогнать видеокартуВам будет интересно:Как разогнать видеокарту

Как смотреть бесплатное легальное видео онлайнВам будет интересно:Как смотреть бесплатное легальное видео онлайн

Доступно ли на мультимедийной акустике формата 2.0 «хай-файное» качество
Став сленговым, термин Hi-Fi (High Fidelity – «высокая точность») оказался синонимом всего высококачественного, но утратил первоначальный смысл. Так, говоря о «хай-файной» акустике, подразумевают навороченное многополосное решение, и даже в документации на посредственную систему формата 7.1 можно встретить упоминание Hi-Fi. Оставив на совести маркетологов злоупотребление техническими терминами, значение которых им недоступно, а также некоторую долю лукавства, отмечу, что высокая точность в звуковоспроизведении подразумевает соответствие ряду параметров. Скажем, диапазон частот должен быть не меньшим, чем 80–20 000 Гц, отношение сигнал/шум не должно быть ниже 60 дБ, многое зависит и от мощности, линейности АЧХ, да и от таких второстепенных вещей, как размер динамиков, материал корпуса, тип наполнителя, количество динамиков (разделение по полосам частот, их должно быть не менее двух), и многого другого. Точного определения Hi-Fi не существует, но само название говорит о том, что любая музыкальная композиция должна воспроизводиться максимально детально, без искажений звука, во всем диапазоне звучания. Как минимум для хорошей акустики оговаривается, что она пригодна для воспроизведения аудиодисков высокой четкости (HDCD).
Например, в характеристиках системы Microlab Solo 4C этот параметр оговорен особо, да и остальные вполне соответствуют понятию «хай-фай»: диапазон частот от 60 до 20 000 Гц, соотношение сигнал/шум >80 дБ, два динамика, корпус из дерева. Но дань тенденциям учтена не только в параметрах – создатели акустики заявляют, что в усилителе мощности нет ни одной интегральной микросхемы, а только дискретные элементы; кроме того, данная модель снабжена пультом управления.

Как выбрать акустику для типичной задачиВам будет интересно:Как выбрать акустику для типичной задачи


К Hi-Fi-решениям также можно отнести акустику Edifier R2500: диапазон ее частот составляет 20–20 000 Гц, отношение сигнал/шум >85 дБ, большой широкополосный динамик в сочетании с высокочастотным твиттером и использование в конструктиве высококачественных материалов (МДФ для корпуса и проверенные электронные компоненты для усилителя мощности) создают отличное звучание и музыкальных композиций, и в играх. А чтобы расширить возможности такой простой вещи, как активные колонки, разработчики дооснастили их FM-радио, портом USB и слотом для чтения флеш-карт, так что музыку можно воспроизводить без включения компьютера. Встроенный декодер AX2016 поддерживает форматы MP3, MPEG1/2/3, WMA и битрейт от 8 до 448 Кбит/с, а значит, при желании можно воспроизводить музыкальные файлы в высоком качестве.

Какая конфигурация акустики оптимальна с точки зрения качества звучания
Конечно, для максимального качества звука лучше всего использовать источник (аудиокодек) и акустическую систему (АС) высокого класса, то есть дискретную звуковую карту, а АС – с параметрами Hi-Fi, но в реальности такое не всегда реализуемо. Распространенное мнение о том, что посредственная АС достойно зазвучит, если ее подключить к хорошей дискретной аудиокарте, не верно. Но также неправильно считать, что качественные колонки «вытянут» посредственный интегрированный звук. Верно одно: подсоединить бюджетные колонки к интегрированному кодеку и получить что-то похожее на качественный звук – вообще нереально. И тем не менее я рассмотрю два возможных варианта.

Вариант 1. Дискретная звуковая карта + АС поскромнее
Допустим, в наличии у вас есть хорошая звуковая карта, а бюджет на акустику ограничен. Это не беда – можно подобрать недорогие колонки с минимумом наворотов, но с достаточными характеристиками. Конечно, они в любом случае не будут звучать так, как высококачественные, но возможности аудиокарты позволят подкорректировать частотный диапазон – например, смягчить слишком резкие высокие частоты или устранить хрипение басов.
Для такой цели подойдет модель Genius SP-HF1255A – ее корпус сделан из МДФ, диапазон частот составляет 48–20 000 Гц, а усилитель, хоть и выполненный на интегральной микросхеме, при тщательном подборе положения ручек регулировки громкости и тембра (а также выходного сигнала с аудиокарты) способен выдать приемлемое звучание как музыки, так и в играх.


Преимущества данного варианта: невысокая цена АС и возможность тонкой настройки эквалайзера для корректировки звучания. Недостатки: требуется понимание технической стороны вопроса вкупе с наличием достаточно тонкого слуха. Этот вариант подойдет тем пользователям, кто планирует в перспективе приобрести высококачественную акустику, но не готов временно обходиться наушниками.

Вариант 2. Интегрированная звуковая карта + АС помощнее и покачественнее
Встроенные звуковые модули в основном обладают неплохими характеристиками, но не содержат столь мощных средств аппаратной обработки звука, как дискретные решения. Поэтому рассчитывать на то, что подключение посредственной АС даст пристойный результат, не стоит – лучше выбрать высококачественную систему, которая сможет нивелировать недостатки интегрированного звукового контроллера.
В полной мере раскрыть все возможности «хай-файных» АС на такой системе не получится, но вы вправе рассчитывать, что они «выжмут» из имеющегося контроллера все возможное. Кроме того, не придется думать, где причина искажений звука – в колонках или «звуковухе». Конечно, есть варианты: можно включить в разрыв между колонками и компьютером эквалайзер и попробовать устранить искажения, но это не обязательно – как правило, неплохого результата можно добиться, манипулируя настройками плеера (выбирая пресеты или воспользовавшись программным эквалайзером).
Главное достоинство данного подхода – высокое качество звучания при минимальных затратах и раскрытие всех возможностей звукового модуля. Также к плюсам можно отнести довольно простую настройку, не требующую специальных знаний. В то же время высокая стоимость АС простимулирует вас апгрейдить систему качественной дискретной звуковой картой.

Выводы
Если вы хотите получить качественное звучание, для этой цели необязательно применять сравнительно более дорогую (чем мультимедийная АС формата 2.0) многоканальную акустику. Ведь она предназначена либо для компенсирования акустической неполноценности помещения (квартира – не концертный зал), либо для придания дополнительных эффектов (например, эффект присутствия). Говоря о Hi-Fi, не стоит забывать главное: точное и качественное воспроизведение звука в первую очередь ориентировано на музыкальные композиции, а уж потом – на все остальное (игры, фильмы). Учитывайте этот факт при покупке мультимедийной акустики.
Об авторах

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».