25-09-2018 13:48

Предмет курсовой работы - это некая проблема, требующая изучения

Уже в начале учебного процесса студент должен написать курсовую работу, объект и предмет исследования которой должны быть рассмотрены по всем правилам. К сожалению, далеко не каждый понимает смысл данных терминов.

Что это такое?

Объект работы – это та сфера знаний, в пределах которой будут проводиться исследования. Пример: торговая деятельность.

Предмет курсовой работы - это конкретная проблема, являющаяся частью изучаемого объекта. Пример: эффективность торговой деятельности. Как определить предмет курсовой работы? Очень просто. Чаще всего предмет исследования совпадает с темой курсовика.

Список самых распространенных глаголов в английском языкеВам будет интересно:Список самых распространенных глаголов в английском языке

Например, работа имеет название: "Эффективная организация продаж". Данное заглавие также будет и предметом курсовой. Прежде чем приступать к написанию работы, необходимо разобраться в данных терминах.

Выбор и обоснование предмета и темы курсовой

Как знает всякий исследователь, правильно поставить вопрос - это значит наполовину ответить на него. Если вы учитесь на младших курсах, в этом отношении вам повезло. Правильно или нет, но вопрос за вас ставит преподаватель соответствующей дисциплины. Именно он представляет на ваше усмотрение перечень тем.

Тем самым, на вас ложится хотя и менее ответственная, но не менее хлопотливая задача - осуществить обоснованный выбор исследуемого предмета.

Должен ли предмет изучения быть интересным?

Как правило, студенты делают две стандартные ошибки в этой области. Первая из них - выбирают предмет по его тематическим признакам в зависимости от того, насколько он интересен сам по себе, или от того, насколько увлекательные ассоциации он будит. Хотя, казалось бы, это путь очевидный, но он в корне ошибочен.

Когда вы сочиняете письменную работу, ваша главная задача - тренировка, отработка навыков по отбору, интерпретации, анализу и обобщение неких исходных данных. Никто не ожидает от вас нового научного результата (то есть и такое возможно, но в любом случае это сверхзадача). Вы должны именно изобрести велосипед, но не для того, чтобы осчастливить им человечество, а для того, чтобы научиться изобретать вообще. Лишь потом, на старших курсах и далее, вы будете применять полученные данным образом навыки всерьез, не на учебном полигоне, а на переднем крае соответствующей науки.

Аналитический этюд

Вторая ошибка - это выбор предмета, предусматривающего обширный объем работы. Начинающий студент зачастую чувствует себя первым учеником. Ему кажется, что самое главное - это написать побольше. Здесь он опять-таки жестоко ошибается. Ткнув палкой в чучело тысячу раз, вы научитесь фехтовать с живым противником не больше, чем если бы вообще не дергались.

Выбрав тему, позволяющую заполнить тридцать страниц одной лишь первичной обработкой материала, и этим ограничившись, вы все равно ничему не научитесь, никакой славы в глазах преподавателя не добьетесь. Если же вы избрали тему, требующую развернуть красивый, но маленький аналитический этюд, и справились с этим, ничего больше от вас не потребуют.

Эвристическая ценность предмета

Таким образом, на младших курсах важна не тематическая, а эвристическая ценность избранного вами сюжета. А она совершенно не зависит от того, фигурируют ли в ней яблоки, груши или выливающаяся из бассейна вода. На первый план здесь выходят следующие формальные признаки:

  • Исходных данных (источников) по теме должно быть мало, то есть тема должна быть компактна.
  • Предмет должен подразумевать постановку и разрешение всего лишь нескольких вопросов. Однако все они должны быть взаимосвязаны друг с другом, и правильно ответить можно либо на все, либо ни на один из них. Хорошие примеры предмета курсовой работы - это, например: "Понятие амортизации и ее нормы", "Внедрение сдельной оплаты труда", "Виды безработицы".
  • Решение каждого или хотя бы главных из этих вопросов должно требовать не только добросовестного отбора материала и сопоставления данных, но и умения обратить внимание на сами по себе незаметные детали, соотнести их с другими, то есть попросту соображать.
  • Правильный предмет курсовой работы - это проблема, имеющая как можно больше выходов на другие темы, так что ее изучение разом осветит перед вами целый ряд вопросов, до того, казалось, не имеющих к вам никакого отношения. То есть, это должен быть некий узел в бесконечной сетке объектов и взаимосвязей изучаемого мира.
  • Как сделать правильный выбор?

    Если свести все это воедино, то получится, что наилучший предмет курсовой работы – это небольшая, компактная и целостная проблема, легко поддающаяся изучению. Вот такую (или максимально приближенную к такой) и выбирайте.

    Возникает, впрочем, вопрос о том, как вы узнаете, есть у данного предмета все вышеперечисленные признаки или нет. Ведь, для того чтобы оценить их наличие, темой надо, по сути, уже полностью овладеть. А вы пока только приступаете к ней.

    Вопрос: как же быть? Ответ: спросите у преподавателя. Он-то, в отличие от вас, уже представляет себе и содержательную, и эвристическую ценность всех тем. Стало быть, не суйтесь в воду самостоятельно, а попросите его совета или хотя бы сравнительной характеристики. Только ознакомившись с оной, делайте выбор.

    Помните, что нужная задача должна соответствовать таким определениям, как эвристически изящная, красивая и т. д. Для вас все эти эпитеты - звук пустой (пока), но преподаватель, в отличие от вас, превосходно знает, что имеется в виду.

    Ну и, конечно, при прочих равных выигрывает та тема, с которой вы предварительно знакомы, при работе вы потратите меньше времени на первичную ориентировку.

    Правильно выбранные предмет курсовой работы и метод его исследования (то есть, каким образом проводится изучение темы) – гарантия хорошей оценки.