09-04-2019 18:40

Групповые формы обучения: виды, характеристики и особенности, плюсы и минусы

Развитие личности в школе идет в рамках учебной и внеурочной деятельности. У выпускника начальной ступени обучения должны быть сформированы определенные навыки: учебные действия, самоконтроль, самоанализ, самооценка. Что для этого требуется?

Для успешного решения подобной задачи многие учителя начальных классов и педагоги среднего звена общеобразовательных школ включают в урок (внеурочное занятие) отдельные элементы групповой деятельности. Рассмотрим отличительные особенности коллективного обучения, приведем конкретные примеры.

Основные правила сложения и вычитания столбикомВам будет интересно:Основные правила сложения и вычитания столбиком

формы работы в группах

Теоретические моменты

Новые федеральные образовательные стандарты нацеливают школьников на приобретение общеучебных навыков и умений. Для приобретения новых знаний у ученика должны быть сформированы навыки самостоятельной деятельности. Достичь этого помогает групповая форма организации обучения. Ребенок получает шанс для самостоятельного развития, пробует себя в роли исследователя, становится равноправным участником образовательного процесса.

Педагог, который использует в профессиональной деятельности принцип развивающего обучения, старается воспитывать активных личностей. Его ученики стремятся к получению новых знаний, умеют вести дискуссию, проявляют инициативу.

Законы гидростатики: проявления, эксперименты, формулы, расчетыВам будет интересно:Законы гидростатики: проявления, эксперименты, формулы, расчеты

Психологи убеждены в том, что именно групповая форма организации обучения способствует развитию познавательной активности ребенка. Работая в небольшой группе, ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

групповая форма организации обучения

Предназначение

Групповые формы обучения необходимы для активного включения каждого ребенка в процесс усвоения учебного материала.

Основные задачи:

  • активизация познавательного интереса;

  • совершенствование навыков самостоятельной деятельности (построение индивидуальной развивающей траектории);

  • развитие навыков общения (выстраивание диалога, умение слышать собеседника)

варианты работы в школе

Отличительные характеристики

Чем характеризуется групповая форма обучения? Плюсы и минусы данного способа образования заслуживают отдельного рассмотрения. Остановимся на них подробнее.

Групповая форма обучения является традиционным способом повышения учебной и познавательной мотивации. Благодаря совместной деятельности у школьников снижается тревожность, пропадает страх быть худшим учеником класса.

Усть-Джегута - что это за город?Вам будет интересно:Усть-Джегута - что это за город?

Групповая форма обучения на уроках способствует улучшению психологического климата в коллективе. Именно поэтому психологи рекомендуют педагогам включать эту форму работы на всех ступенях обучения.

поддержка педагога

Основные недостатки

Несмотря на то, что групповые формы обучения предполагают самостоятельность школьников, их эффективность зависит от мастерства и заинтересованности педагога. Среди минусов выделяют:

  • необходимость предварительного обучения школьников такой деятельности;

  • затраты педагогом серьезных усилий для организации работы;

  • сложность разделения класса на отдельные группы.

Не все дети готовы работать в коллективе. Поэтому педагогу приходится тратить усилия для продумывания форм приобретения УУН (универсальные учебные навыки).

Принципы

Коллективно-групповая форма обучения основывается на следующих принципах:

1. Учет уровня образовательных возможностей каждого ребенка.

2. Составление заданий проблемного характера.

3. Распределение ролей между участниками коллектива.

4. Организация коммуникации внутри группы.

5. Рефлексия.

коллективно-групповая форма обучения

Варианты создания групп

Групповые формы обучения предполагают предварительное разделение класса на небольшие ячейки. Сделать этого можно различными способами:

1. Деление по желанию.

2. Случайный выбор.

В первом случае объединение школьников проводится по взаимному согласию. При случайном делении в состав команды могут входить дети, которые в обычных условиях не общаются друг с другом.

Такой вариант позволяет педагогу развивать у участников навыки приспособления к разным условиям деятельности, минимизировать межличностные конфликты.

Виды деятельности

Рассмотрим основные виды групповой формы обучения, которые подходят для начальной школы:

  • мозговой штурм;

  • работа в парах;

  • снежный ком;

  • игра «Продолжи мысль»;

  • поиск «сокровищ»;

  • мозаика;

  • метод «Зигзаг»

Как провести мозговой штурм? Такая тактика используется педагогом для генерации новых идей. Эта фронтально-групповая форма обучения предполагает соблюдение жесткого регламента.

Внутри группы ребята распределяют роли: хронометриста, секретаря, ведущего. После завершения коллективной деятельности ученики обмениваются сообщениями, обсуждают их, задают уточняющие вопросы.

Игра «Продолжи мысль»

Она предполагает выполнение разнообразных заданий ребятами «по цепочке». Такие групповые формы обучения подходят для разных учебных дисциплин. К примеру, можно использовать данный прием для составления рассказа по литературному чтению.

Формула Герона, или Как найти по трем сторонам площадь треугольникаВам будет интересно:Формула Герона, или Как найти по трем сторонам площадь треугольника

Отличительной особенностью такой формы является формирование у ребят коммуникативных навыков. Для того чтобы продолжить ответ, школьник вынужден внимательно следить за версией своего одноклассника. Педагог, применяющий такую методику в своей работе, решает проблему вовлечения обучающихся в учебную деятельность.

Поиск «сокровищ»

Такие коллективно-групповые формы организации обучения уместны на уроке закрепления и коррекции знаний. Педагог составляет вопросы, касающиеся изученного материала. Для того чтобы ответить на них, группа может использовать любые ресурсы: записи в тетради, ресурсы Интернета, материал учебника.

Если ребята успешно справляются с поставленной перед ними задачей, они находят «сокровища». Помимо отличных отметок, педагог предлагает детям посмотреть учебный фильм, касающийся повторяемого материала.

как можно организовать работу

Снежный ком

Такие групповые формы обучения в начальной школе используют многие учителя. Работа начинается с решения конкретного задания. Каждый ребенок выполняет его самостоятельно. Далее идет работа в парах. Дети обмениваются своими ответами, выбирают лучшее решение.

Затем идет объединение пар. Теперь из четырех решений группа должна выбрать одно. В конце урока в классе должно быть выделено общее, наиболее полное решение вопроса, поставленного педагогом в начале урока.

Мозаика

Что представляет собой эта коллективная форма учебной деятельности? Тема занятия делится учителем на несколько отдельных частей, они распределяются между группами. Ребята получают список источников, учебные материалы, которые потребуются им для изучения предложенной темы.

Как только группа справляется с поставленной задачей, она переформировывается. В новых коллективах ребята обмениваются найденной информацией, отвечают на вопросы, делают выводы.

Прием «Зигзаг»

Эта форма коллективной работы используется не только учителями начальной школы, но и педагогами, работающими в среднем звене. Класс делится на группы по 3-5 человек для работы над материалом, разделенным на отдельные фрагменты.

Ребята, работающие над одним и тем же вопросом, но входящие в разные группы, обмениваются между собой найденной информацией. Потом они возвращаются в свои коллективы, обучают остальных участников группы тем новым навыкам, которые приобрели сами. Аналогично работают и остальные члены команды. В конце урока подводится общий итог, уточняются те вопросы, которые вызвали у ребят максимальные затруднения.

Деятельность педагога

Чем должен заниматься учитель во время групповой деятельности? Педагог, использующий такую форму работы в учебной деятельности, может выполнять различные функции:

  • контролировать работу в группах;

  • организовывать учебный процесс;

  • оценивать результаты;

  • принимать участие в работе групп;

  • предлагать разнообразные варианты решений;

  • выполнять роль наставника либо носителя информации.

Как организовать качественную и результативную работу в группах? Для решения этой сложной задачи педагог должен:

  • воспринимать групповую работу в качестве творческого процесса;

  • демонстрировать ребятам значимость выполняемой ими деятельности;

  • уделять равное внимание всем ученикам, не выделяя одной группы;

  • позволять школьникам самостоятельно приобретать новые знания.

Среди ошибок, которые допускают педагоги, самой большой является желание ответить на вопрос, если этого не делает ребенок. Такая тактика учителя приводит к снижению познавательной активности школьников.

Как выбирать задания для групповой деятельности

Вопросы должны быть такими, чтобы каждый член группы смог сделать личное достижение (создание ситуации успеха). Уместным будет применение:

  • заданий, требующих выполнения значительного объема работы;

  • вопросов, предполагающих использование разных навыков и умений каждого члена группы;

  • заданий творческого характера, сопровождаемых генерацией большого количества необычных идей.

Работа, предлагаемая педагогом, должна быть интересной для школьников. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей учеников.

Особое внимание психологи рекомендуют уделять проблемным вопросам, позволяющим в максимальной мере вовлекать подрастающее поколение в процесс получения новых знаний, умений и навыков.

групповые формы при работе со старшеклассниками

Полезные советы

Предлагаем несколько рекомендаций учителям, которые хотят использовать групповую работу в своей профессиональной деятельности.

1. Не нужно заставлять детей работать в одной ячейке, если между ними между нет взаимопонимания.

2. Продолжительность групповой деятельности должна учитывать возраст школьников (15 минут для учеников 1-2 классов, 25 минут для 3-4 кл.)

3. Коллективная форма работы предполагает обмен мнениями, поэтому в классе не будет абсолютной тишины.

4. Нельзя в качестве наказания выбирать запрет на участие ребенка в работе коллектива.

Групповая форма обучения не дает быстрых результатов. Прежде чем переходить к сложному материалу, педагог должен проработать со своими воспитанниками алгоритм деятельности на простых примерах. Важно запастись терпением, чтобы на следующих этапах у школьников не возникало проблем.

При данном варианте обучения предполагается деление класса на небольшие группы (3-6 человек), которые будут осуществлять совместную деятельность. Работая в небольших коллективах, школьники приобретают навыки самоанализа. Такая форма помогает педагогу развивать у детей познавательный интерес к преподаваемой дисциплине. Коллективная деятельность способствует развитию универсальных учебных навыков.

Подведем итоги

Групповое обучение развивает отношения между детьми и учителем, а также между членами одной группы. Педагог, использующий в своей работе такую форму обучения, вносит разнообразие в традиционную систему. Ребята получают возможность самостоятельно приобретать знания, корректировать их, ставить перед собой собственные задачи.

Только на первый взгляд создается впечатление, что учителю не нужно готовиться к уроку, в рамках которого он планирует групповую деятельность. На практике ситуация обстоит совершенно иначе.

Сначала педагог должен изучить учебный материал, вооружившись разными источниками, выбрать те задания, с которыми смогут справиться дети (учесть индивидуальные особенности). Также при организации группового обучения педагог должен знать первоначальный уровень способностей и знаний учеников, взаимоотношения между одноклассниками.

Желательно подбирать задания проблемного характера, чтобы у детей была возможность высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями с другими группами, подбирать верный ответ.

Почему у групповой формы работы так много сторонников среди школьных учителей? Этот вариант обучения обладает значительным количеством преимуществ. Помимо приобретения универсальных учебных навыков, ребята обучаются навыкам сотрудничества. Обсуждая определенную проблему, школьники учатся уважать мнение других людей, выслушивать их точку зрения, отстаивать свою позицию, приводить аргументы.

При правильной организации групповой работы можно рассчитывать на развитие творческого мышления, повышение самооценки, самоуважения каждого ребенка.

В настоящее время групповые формы учебно-познавательной деятельности актуальны. Педагоги используют их для создания в коллективе оптимистического настроя, поддержания самостоятельности школьников.



Источник