Система благотворительности на Руси начинает формироваться с приходом христианства и открытия монастырей. Призрение — целенаправленное деятельность по отношению к людям, которые не могут обеспечить себе нормальные условия существования.
В допетровскую эпоху
Первые благотворительные учреждения открываются при монастырях. Уставом 996 г. князь Владимир обязал духовенство заниматься общественным призрением, определив десятину (отчисление десятой части доходов) на строительство и содержание больниц и монастырей. Иван IV (Грозный) начал политику проведения государственной благотворительности и издание соответствующих законов. Развитие системы прослеживается в Соборном уложении 1649 г. и Стоглаве 1551 г., изданных при царе Алексее Михайловиче.
Вам будет интересно:Площадь поверхности прямой призмы: формулы и пример задачи
Федор Алексеевич продолжил традицию. В Указе, изданном им в 1682 г., предложены конкретные формы борьбы с нищенством, например, создание приютов для беспризорников. Состоятельные люди делали вклады, землей или деньгами, на строительство благотворительных учреждений, раздавали милостыню, устраивали обеды для больных и неимущих.
Дом призрения — это учреждение, дававшее приют сиротам, вдовам, детям, убогим, престарелым, умалишенным.
Государственная система благотворительности
Лишив церковь финансов для ведения благотворительности, Петр I начал вывод системы благотворительности и Домов общественного призрения из-под ведомства церкви под контроль светских структур: финансового ведомства, городских и губернских магистратов. Реформа Екатерины II (1775 г.) предусматривала создание Губернских приказов общественного презрения. Дома призрения должны были не только обеспечить помощью нуждающихся, но и спрятать неустроенные членов общества, источник социального беспокойства. В ходе реформ местного самоуправления (1864-1870 гг.) бремя социальной защиты было переложено на городские и земские учреждения.
Система частной благотворительности в императорской России формируется одновременно с государственной системой призрения. В предреволюционной России 80 % Домов призрения — это государственные учреждения, и только 20 % — общественные и благотворительные организации. Крупнейшими благотворителями стали князья Нарышкины и Голицыны, промышленники Демидовы.
Неоценим вклад императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, в развитие российской благотворительности. Она создала крупнейшую сеть учреждений, занятых помощью социально неустроенным слоям населения. Александр I и его супруга Елизавета Алексеевна продолжили дело Марии Федоровны.
Структура Домов призрения
В сословном обществе, каким была Императорская Россия, социальные учреждения — сословные. Существовали такие структуры:
- Дом призрения трудящихся.
- Дом призрения для бедных дворян.
- Дом призрения для неизлечимых больных.
- Николаевский дом призрения для купцов и мещан.
- Дом призрения бедных девиц благородного звания.
- Дом призрения для обладающих духовным званием и т. д.
Часть учреждений включала дешевые столовые, в которых больным еда выдавалась бесплатно.
При некоторых из структур открывались профессиональные школы, дающие ремесленное образование, и школы, аналогичные первым курсам городских училищ, а также учебные заведения, предполагающие образование для девочек. Дом призрения — это дающее как приют, так и образование учреждение.
После революции
Систему общественной благотворительности разрушил, в числе прочих государственных систем, Октябрьский переворот 1917 г. Здания подлежали конфискации и отдавались под расположение различных контор. Милосердие заменила государственная социальная защита. В послереволюционной России Дома призрения — это социальные учреждения: детские дома, интернаты для престарелых, интернаты для психиатрических больных. Финансирование домов призрения стало стабильным, но недостаточным.
В настоящее время вместе с возрождением Русской православной церкви возобновляются традиции российской благотворительности и меценатства.