03-02-2019 16:00

Борис Панин: биография, подвиги, фото

Борис Панин – нижегородец (горьковчанин), призванный в армию на срочную службу в двадцатилетнем возрасте. С октября 1942 по 4 августа 1943 года принимал участие в боях Великой Отечественной войны. За неполный год двадцатидвухлетний парень совершил столько подвигов, защищая Родину от фашистов, что был удостоен Золотой Звезды Героя.

Детство на Волге

Родился Борис в 1920 году на берегу великой русской реки. Каким мог быть мальчишка, выросший в таких раздольных местах? Конечно, отчаянным, ловким, физически закаленным. И это было понятно из короткой биографии Бориса Панина, родственники которого все были речниками.

Броуновская частица: понятие, размер, движениеВам будет интересно:Броуновская частица: понятие, размер, движение

До шести лет он ходил с родителями на судах по Волге, а когда пришло время, поступил в школу № 4. Это здание и сегодня стоит на Большой Печерской улице, на его фасаде нижегородцы закрепили мемориальную доску в память о погибшем земляке.

Спорту мальчишка уделял много времени. Интересы его были многообразны. Зимой коньки и лыжи, летом – река. Но больше всего ему хотелось летать. Как и многие его сверстники, он посещал кружки и выбрал, конечно, парашютный и планерный.

К своей мечте

По окончании семилетки парень пошел на известный в городе завод им. Фрунзе. Здесь до самого призыва в армию он работал слесарем.

Булгарский язык: история, особенности изученияВам будет интересно:Булгарский язык: история, особенности изучения

За годы его мечта не исчезла, а, наоборот, приблизилась к реальности. Биография Бориса Панина начиналась в те времена, когда страна набирала силы в строительстве и осваивании воздушных судов. Конструкторские бюро работали над созданием гражданских и боевых машин, заводы приступали к выполнению новых серий, имена наших героев-летчиков были известны всему миру. Почти в каждом городе на крупных предприятиях создавались авиакружки, в которых молодые люди осваивали азы летной техники и парашютного спорта.

Конечно, земляки Нестерова и Чкалова не могли оставаться в стороне, и одними из первых создали авиаклуб на базе аэродрома в Щербинках. Борис проводил там все свободное время. В 1940 году, когда наступил призывной возраст, в военкомате просил только об одном, направить в летное училище. Его мечта сбылась. Он закончил лучшую в стране военную авиационную школу в городе Энгельсе.

Война

В конце лета 1941 вчерашний курсант, а сегодня военный летчик Борис Панин, был отправлен в город Скопин Рязанской области, где формировался авиаполк. По воспоминаниям сослуживцев в их подразделении были собраны люди разных возрастов: и такие, кому война не дала уйти на пенсию, и те, кому «бриться было достаточно раз в неделю».

Очковтирательство – это про умение обманыватьВам будет интересно:Очковтирательство – это про умение обманывать

Летчик Панин

Военные годы сплотили людей в единую силу. 82-й авиаполк прошел большой боевой путь, был удостоен звания гвардейского, награжден орденами Суворова и Кутузова III степени, воспитал девять Героев Советского Союза. Но только далеко не все дожили до конца войны.

Первый бой

Первое боевое крещение ребята получили в октябре 1942 года на Калининском фронте. Шли тяжелые бои по ликвидации ржево-сычевской группировки противника, результат операции носил переменный характер.

Экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2, в состав которого помимо командира Панина входил штурман, младший лейтенант Дмитрий Матвеевич Адамянц и стрелок-радист, старшина Василий Петрович Ермолаев, быстро учился воевать. Многие премудрости боя приходилось осваивать во время полета.

За неполный год службы ребятам довелось защищать советское небо на Волховском, Северо-Западном и Воронежском фронтах.

Бомбардировщик Пе2

Пикирующий бомбардировщик, прозванный в народе «Пешкой», был разработан группой конструкторов под руководством В. М. Петлякова незадолго до войны. На испытаниях самолет показал высокие летные характеристики, его вооружение составляли четыре пулемета, бомбовая нагрузка – 600 кг. Первые машины стали поступать в части весной 1941 года.

Пикирующий бомбардтровщик

«Пешка» считалась одной из самых перспективных боевых машин начала войны. В отличие от других типов она была оснащена всем комплексом пилотажных приборов, имела мощное вооружение, отличный обзор из кабины летчика и современные моторы.

Обучение экипажей на этом самолете проходило ускоренными темпами. Особенности пикирующего боя приходилось осваивать по ходу действия. Из-за нехватки подготовленных летчиков Пе-2 поначалу использовался для горизонтального бомбометания, постепенно экипажи открывали для себя все новые возможности боевой машины.

Освоение нового самолета

Личная жизнь Бориса Панина, двадцатилетнего парня, состояла в его большой любви к небу, в стремлении освоить новую, непростую машину, в выявлении ее скрытых возможностей. Эта дотошность и желание докопаться до сути потом неоднократно спасали жизни экипажу. Он быстро овладел техникой пилотирования, был храбр, но расчетлив, а потому командование часто давало ему сложные задания.

Есть свидетельство сослуживца, который рассказал о таком случае. Панин летом 1943 года, проверяя работу двигателей после ремонта, выполнил в воздухе «бочку», фигуру высшего пилотажа. По всем представлениям тяжелый бомбардировщик не мог сделать этого. На земле командир набросился с вопросами, что произошло в небе. Случайность? Оказалось, что у Панина в кармане лежал листочек с расчетами, после проверки которых конструкторы оценили по-другому пилотажные возможности самолета. Так тяжелая двухмоторная машина в руках Панина стала многоцелевой.

Воздушный бой

Часто экипажи бомбардировщиков возвращались на базу неудовлетворенные результатами полетов. Казалось, что для полного уничтожения цели оставалось совсем чуть-чуть, но заканчивались бомбы, и приходилось брать курс на родной аэродром. Панин несколько дней сидел за расчетами, а потом попросил разрешения командира увеличить бомбовую нагрузку с 600 до 1000 кг. Этот полет многое изменил в боевом соединении, у новатора появились многочисленные последователи.

Боевые эпизоды

Добродушный и веселый на земле парень в воздухе преображался, становясь чем-то единым со своей машиной. Соображал он быстро, принимал единственно правильное решение, был решителен и смел.

7 марта 1943 года группа наших бомбардировщиков по дороге на задание попала под шквалистый огонь зенитной батареи. Операция по бомбометанию оказалась под угрозой. Борис Панин вышел из строя «Пешек» и пикирующей бомбардировкой накрыл вражескую батарею огнем. Самолеты смогли продолжить движение к своей цели.

Фото Панина

8 мая 1943 года при выполнении разведывательной фотосъемки харьковского аэродрома на самолет Панина было совершено одиннадцать атак. Экипажу удалось, сбив один из истребителей, скрыться в облаках, а потом, «нахально» вернувшись назад, завершить начатую съемку.

Летом того же 1943 года Борис Панин был атакован четверкой вражеских истребителей. Его экипаж возвращался с задания и вынужден был вступить в бой с несколькими самолетами противника. Только искусное пилотирование и неожиданные для врага решения помогли ребятам уйти из этого боя живыми, подбив один из самолетов врага.

Из дневника летчика

Сохранился боевой дневник молодого летчика, в котором он описывал свои сражения, разбирал ошибки и радовался победам. На его страницах есть и расчеты, и рассуждения о новых возможностях Пе-2.

Последняя запись об одном из боев в Белгородской области. Проводилась разведка, стрелок радист передавал на землю данные об обнаруженном вражеском аэродроме. Немцы зенитным огнем пытаются достать разведчика. Голос радиста: «Семь «Мессеров» с востока». Панин видит, что его самолет берут в полукольцо, отрезая путь к отступлению.

Летчики у самолета

Решение приходит мгновенно, он поворачивает на запад и скрывается в облаках. Тут же меняет направление движения, круто поворачивая на север. Через несколько минут выводит самолет из облаков, чтобы сориентироваться. «Мессершмиттов» нет, они понеслись дальше к западу, чтобы там перехватить советскую машину. Ребята спокойно вернулись домой.

Награды и отличия

За неполный год войны Борис Панин выполнил 57 вылетов на боевые задания. Среди наград, которые он получил при жизни, орден Красной Звезды и Отечественной войны II степени. 26 июля был подписан наградной лист на присвоение младшему лейтенанту Борису Панину звания Героя Советского Союза.

Наградной лист

Молодой летчик получил разрешение лететь в Москву за наградой на своем боевом Пе-2. А потом была обещана побывка домой, о чем он сообщил своим родителям. Это была последняя весточка от Бориса. Через несколько дней, 4 августа, защищая небо над Белгородом, его экипаж погиб. Звание «Героя» он получил посмертно. Наградной лист Бориса Панина, фото которого сохранилось, дает полную характеристику молодому летчику. Похоронен он в братской могиле села Иловка Белгородской области.

«Отомстим!»

Однополчане тяжело переживали гибель отчаянных ребят. Для немцев стало сущим кошмаром увидеть в небе самолеты-пикировщики с устрашающими надписями: «Отомстим за товарищей!», «Громить врага по-панински!», «За экипаж Панина!». 27 декабря 1957 года имя Бориса Панина навсегда внесено в списки 82-го бомбардировочного авиаполка.

Панин и самолет

В Нижнем Новгороде, недалеко от военкомата, в 1983 году установлен памятник летчику. Бронзовый бюст стоит на высоком постаменте из красного камня. Его именем названа улица. Герою Борису Панину было всего 22 года.