18-01-2019 18:00

Георг Кершенштейнер: биография, основные идеи педагогической теории, научные труды

Георг Михаэль Кершенштейнер (родился 29 июля 1854 года, Мюнхен, Бавария [Германия] - умер 15 января 1932 года, Мюнхен, Германия) - немецкий теоретик образования и реформатор, который был лидером в развитии профессионального образования в Германии.

Как и Коменский, Песталоцци и Грундтвиг, он был популярным педагогом. Объединяющим фактором для всех его различных видов деятельности в качестве учителя, директора общественной школы, политика и университетского профессора была постоянная забота о том, чтобы теоретические убеждения соответствовали практике. Его достижение основывается на нескольких основных и взаимозависимых проблемах: создание профессионального образования и воспитание гражданской ответственности как основы общего образования.

Колледж "Комитент", Челябинск: адрес, специальности, поступлениеВам будет интересно:Колледж "Комитент", Челябинск: адрес, специальности, поступление

Георг Кершенштайнер

Биография

Георг Кершенштейнер преподавал математику в Нюрнберге и Швайнфурте, прежде чем был назначен управляющим государственных школ в Мюнхене в 1895 году. На этом посту, который он занимал до 1919 года, и в качестве профессора в Мюнхенском университете с 1920 года, он выступал за прагматический подход к начальному и среднему образованию, сочетающему классические занятия с физическим трудом. Он также разработал систему профессиональных школ в Мюнхене. Георг Кершенштейнер много писал как о необходимости всестороннего образования, которое включает в себя физическую деятельность, так и о ценности чисто профессионального образования, и он суммировал многие из своих теорий в своей последней крупной работе Theorie der Bildungsorganisation (1933).

В школе он представил мастерские, кухни, лаборатории и школьные сады для старших классов начальной школы, а также разработал своего рода метод проекта, направленный на повышение учебной мотивации учащихся, решение проблем способностей, самооценки и морали.

улица Кершенштайнера в Мюнхене

Международное признание

Его работа была принята педагогами во всем мире. Он получил приглашения на лекции в Европе, России и Америке; его книги были даже переведены на турецкий, китайский и японский языки. Кершенштейнер, почитатель Джона Дьюи и его выдающийся переводчик в Германии, совершил поездку по Соединенным Штатам в 1910 году от имени Национального общества содействия промышленному образованию.

В Англии, Швейцарии и Японии его концепция обязательного непрерывного образования оказала влияние на школьную реформу и законодательство.

школа Кершенштайнера в Обертсхаузене

Научная работа

Колледж "Комитент", Челябинск: адрес, специальности, поступлениеВам будет интересно:Колледж "Комитент", Челябинск: адрес, специальности, поступление

С 1912 по 1918 год Георг Кершенштейнер, как либерал, был членом немецкого парламента (Рейхстага) в Берлине. После ухода на пенсию, с 1918 по 1930 год, он работал профессором педагогики в Мюнхенском университете, публикуя многочисленные книги и статьи, в том числе Die Seele des Erziehers und das Problem der Lehrerbildung (1921, «Душа просветителя и проблема педагогическое образование), Theorie der Bildung (1926, "Теория культуры") и Theorie der Bildungsorganisation (1933, "Теория системы образования").

Истоки

На философию образования Кершенштейнера повлияли современные ему неоидеалисты, которые выступили против классического идеала культуры, представленного Вильгельмом фон Гумбольдтом. Принимая во внимание, что Гумбольдт (и Дьюи в этом отношении) утверждал, что общее образование должно предшествовать определенному образованию, Кершенштейнер утверждал, что профессиональное, а не общее образование должно быть центром обучения и «золотыми воротами в культуру и человечество». Он утверждал, что только человек, который находит себя благодаря своей работе, может в процессе своего развития стать действительно культурным человеком.

школа Кершенштайнера в Мюльхайме

Труды

Работы и педагогические идеи Георга Кершенштейнера рассматриваются как новый подход в образовательном мышлении. Это относится к его реформаторским взглядам в связи с принципом народного образования в отношении его идей о профессиональном обучении, трудовых навыков и роли образования в воспитании гражданского сознания.

В своей первой публикации, Betrachtunger zur Theorie des Lehrplans ("Мысли о теории учебной программы", 1899) он критикует систему образования Гербарта, называя ее «формализмом». Он убежден в том, что школы должны быть продуктивными элементами общества. Он обосновал эту точку зрения в своей работе Die staatsbürgerliche Erziehung der deutschen Jugend ("Гражданское образование молодежи Германии", 1901). Это ключевое понятие в его последующем понимании роли образования было расширено в его трактате о концепции гражданского воспитания (1907). В том же году была опубликована его работа Grundfragen der Schulorganisation ("Основные вопросы школьной организации"). Пять лет спустя, в 1912 году, в своем исследовании Der Begriff der Arbeitsschule ("Концепция школы труда") Георг Кершенштейнер рассмотрел задачи, связанные с внутренней организацией школ и методическими и дидактическими реформами.

обучение в школе Кершенштайнера

Водрузить – это установить на видуВам будет интересно:Водрузить – это установить на виду

Цели и методы преподавания научных дисциплин, вопрос, особенно важный для него, были проанализированы в Weten und Wert des naturwissenschaftlichen Unterrichts ("Природа и значение обучения наукам", 1914). Фундаментальные вопросы внутренней и внешней школьной организации и подросткового образования были рассмотрены в его книге Die Seele des Erziehers und das Problem der Lehrerbildung ("Душа педагога и проблема подготовки учителей", 1921).

К более поздним работам Кершенштейнера, представляющим вклад в философию образования, относятся Das Grundaxiom des Bildungsprozesses ("Основная аксиома образовательного процесса", 1917) и Theorie der Bildung ("Теория образования", 1926).

Обновление системы образования

Только после того как Кершенштейнер пересмотрел систему начальных школ в Мюнхене и создал профессиональную школу, появились его первые теоретические сочинения: «Мысли о теории учебного плана» (1899, 1931) и «Гражданское воспитание немецкой молодежи»(1901).

В его первых теоретических работах перечисляются основные проблемы, которые более подробно рассматриваются уже в более поздний период.

Второй этап в деятельности Кершенштейнера начался с того момента, как он получил должность профессора в Мюнхене в 1919 году. Вдохновленный Шпрангером и сочинениями Риккерта и Уиндельбанда, он занялся поисками философского обоснования своих педагогических теорий. Это привело к написанию «Теории образования» (1926).

профессионально-техническое училище Кершенштайнера

Методы обучения трудовым навыкам

По мнению Георга Кершенштейнера, правильно выполненный ручной труд формирует способность к логической мысли, которая применима к любому другому виду деятельности. Кроме того, она может быть углублена на более позднем этапе обучения. Эта концепция легла в основу его трудовой школы.

Георг Кершенштейнер утверждал, что есть такая вещь, как ручной интеллект, который должен воспитываться в процессе обучения, так как это неотъемлемая часть характера каждого отдельного ребенка. Однако ручной труд без интеллектуальных усилий будет механическим для того, чтобы он стал работой в педагогическом смысле этого слова, он должен быть связан с интеллектуальными усилиями, которые были вложены заранее и используются на протяжении всего хода его выполнения.

Ручной труд в педагогическом смысле является его планированием и самостоятельным выполнением в соответствии с характером поставленной задачи и возможности самопроверки. Таким образом, идея школы труда проявляется как методологический принцип. Она, как основополагающая, развивалась и в более поздних его трудах.

издание «Концепции школы труда»

Основные концепции

Рассматривая кратко педагогические идеи Георга Кершенштейнера, следует отметить, что центральным его достижением является основание профессионального училища и сопутствующая реорганизация народного образования (начальная и младшая средняя школа), гражданское воспитание и обучение практическим навыкам.

Принимая во внимание развитие психологии молодежи в 1890-х годах, он пытается дать более точную психологическую трактовку понятиям «индивидуум», «ситуация» и «спонтанность» в том, что касается детей. Его выводы таковы: инстинктивно дети склонны к моторике, они стремятся к взаимодействию с конкретными вещами.

В своих педагогических трудах Георг Кершенштейнер выступал с критикой традиционной народной школы и гимназии. При этом он опирался на идеологию империализма, которому необходима была такая система образования и воспитания, благодаря которой дети и подростки могли стать благонамеренными гражданами, добросовестными и инициативными работниками, настоящими профессионалами.

По сути, теория гражданского воспитания Георга Кершенштейнера заключается в том, что школа, используя специально организованные методы воспитания, должна нивелировать классовые противоречия между рабочими и буржуазией, должна научить детей повиноваться государственной системе. При этом воспитательные цели народной школы ограничивались в первую очередь развитием профессиональных способностей, воспитанием любви к труду и соответствующих качеств, таких как добросовестность, прилежание, чувство ответственности, самообладание и преданность деятельной жизни.



Источник