14-01-2019 15:00

Московская лингвистическая школа: общая характеристика, основатель, представители

Московская лингвистическая школа появилась в конце XIX века. Она развивалась за счет идей и работ известного лингвиста Филиппа Федоровича Фортунатова. Он становится основателем Московской лингвистической школы. Ученый имел большой опыт в сфере познания и изучения языков, так как долго время трудился в Московском университете.

Московская лингвистическая школа стала очень известной благодаря исследованиям Фортунатова в области языка, которые кардинально меняли подход к самому изучению языковых правил и норм. Он не только рассматривает язык с помощью синхронического метода, он активно применяет диахронический вариант сравнительно-исторического анализа языка.

Чем отличалась школа от других?

Частные инвестиции - это... Знания, правила и применениеВам будет интересно:Частные инвестиции - это... Знания, правила и применение

Школа носила гордое название Фортунатовская, в честь своего основателя, но также ее привычно называть «формальной», потому что все ученые данного объединения брали во внимание лишь конкретные факты, а не иллюзорные теории. Именно это выделяет ее среди других, где используется сугубо материалистический, необоснованный подход, за счет которого стоил свою деятельность А. Шлейхер или К. Беккер. Основная идея Московской лингвистической школы Фортунатова состояла в полном обособлении грамматики от психологии и науки.

Ученые, которые входили в ее состав

Михаил Михайлович Покровский

Представителями Московской лингвистической школы стали известные лингвисты и филологи — А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, М. М. Покровский, В. Н. Николаевич и многие другие гениальные умы того времени.

Все представители по праву считаются талантливыми учениками Ф. Ф. Фортунатова, которые смогли довести до идеала все идеи ученого, благодаря чему смогли достичь небывалых вершин в познании грамматической мысли.

Направления деятельности

Николай Николаевич Дурново

Над работой по восстановлению праславянского языка работали представители Московской лингвистической школы В. К. Поржезинский и И. Ю. Миккола, а над древнерусским языком работали А. А. Шахматов и Н. Н. Дурново.

Николас ван Вейк за счет учета метода относительной хронологии получил неплохие результаты. Он смог узнать об основных двух закономерностях праславянского языка, который строился на теории повышающийся звучности, то есть от глухого согласного к звонкому или от звонкого согласного к гласному, а также на принципе слогового сингармонизма.

Модель предметной области: понятие, структура и основные принципыВам будет интересно:Модель предметной области: понятие, структура и основные принципы

А. А. Шахматов и Николас ван Вейк, С. М. Кульбакин активно занимаются исследованиями в области праславянской акцентологии. В. К. Поржезинский, Г. К. Ульянов и Б. М. Ляпунов спустя период смогли заложить необходимую базу праславянской морфологии. Эрих Бернекер стал хорошо известным за счет полезных открытий в праславянской лексикологии.

Позже появляется конкретное разграничение букв и звуков, также исследования в области праславянской орфографии и орфоэпии увенчались успехом.

Русская диалектология также не стоит на месте, а активно развивается благодаря деятелям диалектологической комиссии под руководством А. А. Шахматова.

Московская лингвистическая школа также развивается и во многих других сферах языка.

Основные заслуги лингвистической школы

Если говорить кратко, Московская лингвистическая школа смогла добиться ряда нововведений в области языка:

  • выявление ряда правил теоретической грамматики, которые появились только за счет реальных фактов;
  • сравнительный анализ за счет сопоставления всех языков индоевропейской группы;
  • появление нового термина — «морфология», благодаря которому было возможно рассматривать грамматику с точки зрения истории и реального положения дел в языке;
  • создание теории о дивергентно-конвергентной эволюции языка;
  • появление метода относительной хронологии.

Филипп Федорович Фортунатов

Ф. Ф. Фортунатов и Московская лингвистическая школа помогли филологии развиться и открыть новые реалии. Языковед появился на свет в 1848 году, он учился в Московском университете на историко-филологическом факультете, где и открыл в себе желание в дальнейшем более активно заниматься познанием языка. Он хорошо знал исторические корни индоевропейской группы языков благодаря широкому изучению древнеиндийских письменных памятников.

После окончания университета он открыл новые сферы в литовском языке вместе со своим коллегой Всеволодом Ф. Миллером.

В 1871 году Фортунатов заканчивает магистратуру и начинает работать за границей в течение нескольких лет. Благодаря путешествию по Европе филолог знакомится со многими учеными, которые тоже влияют на его последующую деятельность.

После успешной защиты диссертационной работы Фортунатов становится на время профессором кафедры сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков в МГУ. Благодаря этому профессор стал не только прекрасным языковедом, филологом, лингвистом, но и педагогом. Он создал специальную систему преподавания именно лингвистических наук, которая становится ориентиром для многих педагогов и по сегодняшний день. Система базируется на том, чтобы научить студента основам древнеиндийских, старославянского, латинского и литовского языкам.

Флер: значение слова, примеры предложенийВам будет интересно:Флер: значение слова, примеры предложений

На то, как Фортунатов вел свои лекции, ориентировались многие педагоги не только в России, но и за рубежом. В Швеции, Англии, Дании, Франции, Германии, Австрии, Румынии метод ученого стал ведущим. Причем известнейшие языковеды и ученые в сфере языка слушали лекции Фортунатова. Все это получилось, так как филолог имел аналитический склад ума, он мог с легкостью сложить невзаимосвязанные между собой факты, рассмотреть в них причинно-следственные связи и сложить воедино.

Книга Фортунатова

Московская и Петербургская лингвистические школы были похожи между собой, так как ставили перед собой схожие цели. Ф. Ф. Фортунатов состоял в рядах членов Академии наук в Петербурге, поэтому своеобразно влиял и на развитие местных теорий.

Московская лингвистическая школа и лекции для студентов — это наследие, которое оставил после себя языковед. Конкретного труда, который бы обобщал все его теории, не было создано.

Взгляды Фортунатова

Основные идеи, которые касаются определения языка и его составных частей, заключаются в его работе «Сравнительное языковедение». Московская лингвистическая школа Фортунатова занималась разработкой идей, которые бы в широком смысле раскрыли понятие языка и его категорий, также она работала над раскрытием значения понятия комплекса звуков речи.

По мнению Фортунатова, язык считается строгой, конкретной системой, где все связано между собой. Его можно рассматривать только в полном комплексе, учитывая и современное положение, и исторические факты.

Нововведения Ф. Ф. Фортунатова

Ученый поднимал серьезную проблему в своих трудах, которая касается взаимоотношения языка и мышления. Он считал, что язык обусловлен тем, что есть мышление, потому что без последнего не было бы смысла выстраивать устную или письменную речь.

Фортунатов с женой

Ученый считал нелогичным разделять язык и жизнь общества, так как между ними есть нерушимая связь. На основе этого взгляда он вывел конвергентно-дивергентную теорию, которая предполагает то, что процесс изменения, распада человеческих союзов похож на процесс построения слов, предложений. Язык формируется ровно так же, как и человеческий социум.

Он также хорошо понимал, что индоевропейский праязык мог быть поделен на диалекты, поэтому раскритиковал работу А. Шлейхера, которая устанавливала то, что праязык имеет внутреннее единство, поэтому не мог быть расчленен на диалекты.

Ф. Ф. Фортунатов с помощью своей Московской лингвистической школы смог вывести две вариации ударения в языке — восходящая и нисходящая. Почти единовременно с ученым подобную теорию вывел де Соссюр, поэтому теория носит название «закон Фортунатова-де Соссюра».

Филолог также разработал собственную классификацию языков всего мира, которая носит название морфологическая. Существует всего пять типов языков:

  • Агглютинативные языки, которые отличаются тем, что их основа и аффикс существуют независимо друг от друга, то есть в единении они становятся «склеенными».
  • Флективно-агглютинативные — предполагается наличие в основах слов внутренней флексии, а связь между основой и аффиксом такая же, как и у агглютинативных.
  • Флективные — имеют основы, которые связаны с аффиксами и флексиями.
  • Корневые языки — все слова полностью соответствуют корню, а основ с окончаниями нет.
  • Полисинтетические языки — определенные формы слов образуются агглютинативно.
  • Направление деятельности

    Общая характеристика Московской лингвистической школы показывает, что ее основное направление деятельности — грамматика языка. Искалось понимание базовым законам и правилам, которые контролируют грамматические процессы языка. Приоритетным стало сопоставление всех языков индоевропейской группы, чтобы в комплексе отследить все связи и лучше понять основные моменты.

    Именно поэтому сегодня во многих вузах рассматривают язык, с точки зрения сравнительного языкознания.

    Алексей Александрович Шахматов

    Шахматов в московской лингвистической школе

    Одним из членов Московской лингвистической школы был А. А. Шахматов, который, еще будучи гимназистом, почитал деятельность Фортунатова, пытался всячески помочь ему за счет участия в его исследовательских работах. Еще в университете ученый разработал кандидатское сочинение «Исследование о языке новгородских грамот».

    Шахматов своей страстью к языку напоминал самого Фортунатова, он мог складывать конкретные факты в ошеломительные гипотезы. Благодаря этому навыку он смог открыть людям историю создания великой «Повести временных лет».

    Дополнительным увлечением Шахматова стал синтаксис. Он выпустил книгу «Синтаксис русского языка», в которой он ставит перед собой цель решения проблемы синтаксиса, базируясь на соотношении языка и мышления человека. Главное отличие от Фортунатова — это уверенность в том, что основной единицей данного отдела грамматики является не словосочетание, а предложение.

    Мнестические процессы - это... Особенности и типыВам будет интересно:Мнестические процессы - это... Особенности и типы

    Синтаксическая теория ученого строилась на учении о коммуникации, которая также напрямую связаны с мыслительным процессом.

    Александр Матвеевич Пешковский

    Труды Пешковского

    А. М. Пешковский в Московской лингвистической школе активно работает, изучает процессы в языке. Изначально он учится на естественном отделении Московского университета. Позже был исключен из-за того, что участвовал в революционных выступлениях.

    После этого инцидента Пешковский активно занимается филологией. Он становится хорошим педагогом, потому что длительный период преподает в московских гимназиях. Именно поэтому многие работы ученого выглядят не только как разговор с учеными, но и с учениками, которых он хочет научить всему, что знает сам.

    Работы Пешковского

    Пешковский и его труды

    Наиболее известная и успешная работа Пешковского — это «Русский синтаксис в научном освещении». Книгу восприняли очень положительно, так как она в корне меняла взгляды многих школьных учителей и учеников. Прежняя грамматика Ф. И. Буслаева не была столь совершенной, так как не разграничивала устную и письменную речь. Причем многие моменты в его грамматике не были поняты до конца, ввиду чего упрощались и изменялись. Пешковский пытается создать то, что будет понятно всем, и это у него выходит на славу.



    Источник