05-01-2019 07:01

План самообразования воспитателя старшей группы ДОУ. План самообразования по ФГОС

Зачем нужен план самообразования воспитателя ДОУ в старшей группе? В рамках требований, предъявляемых к дошкольному образованию новыми образовательными федеральными стандартами, педагог обязан систематически повышать профессиональное мастерство.

Для того чтобы эта работа была системной, необходим план самообразования воспитателя ДОУ. Старшая группа по ФГОС предполагает проведение разнообразных мероприятий, поэтому педагог должен продумать последовательность теоретических и практических занятий, которые бы помогли ему выполнить социальный заказ - воспитать гармонически развитую личность (вариант планирования представлен на фотографии).

Созвездие Компас: история, описание и некоторые примечательные объектыВам будет интересно:Созвездие Компас: история, описание и некоторые примечательные объекты

план самообразования воспитателя в старшей группе

Вариант плана по саморазвитию

Самообразование педагога детского сада — это целенаправленный процесс изучения методических материалов и их практического применения в работе со своими воспитанниками. Хороший педагог - это человек, который никогда не останавливается на достигнутом. Он пытается искать новые эффективные методики, позволяющие выявлять одаренных и талантливых детей, подбирать для них эффективные развивающие траектории.

ФГОС второго поколения, который внедрен в ДОУ РФ, предполагает план самообразования воспитателя ДОУ. Старшая группа детского сада требует от педагога владения инновационными методиками. Как можно повысить свой профессиональный уровень? К примеру, план самообразования по экологии может быть таким.

Что такое радионуклиды и их роль в организме человекаВам будет интересно:Что такое радионуклиды и их роль в организме человека

1 этап. Изучение теоретических вопросов, касающихся обустройства живого уголка в ДОУ (сентябрь-октябрь).

2 этап. Анализ материалов (методик), касающихся подготовки малышей к восприятию экологических знаний (ноябрь).

3 этап. Курсы повышения квалификации по экологическому просвещению дошкольников (декабрь).

4 этап. Внедрение приобретенных ЗУН («знание», «умение», «навыки») в практическую деятельность (январь-май).

особенности планирования деятельности

Постановка целей

Среди тех факторов, которые определяют важность самообразования для воспитателя 5-6-летних детей, выделяют:

  • изучение опыта коллег, освоение инновационных педагогических технологий;

  • систематизацию изученных методик, которые позволяют систематизировать работу с детьми старшей группы;

  • создание условий для нормального психического, умственного, физического, эмоционального развития воспитанников.

план самообразования воспитателя доу старшая группа по экологии

Разработка задач плана

Что должен включать план самообразования воспитателя ДОУ? Старшая группа предполагает проведение комплекса мероприятий, которые направлены на привитие у дошкольников желания к саморазвитию:

1. Осуществлять систематический мониторинг методических материалов.

2. Использовать лучшие теории и практики дошкольного образования.

3. Внедрить элементы различных педагогических технологий в собственную работу.

4. Обобщить и систематизировать опыт.

план самообразования воспитателя доу старшая группа по развитию речи

Принципы самообразования

На чем основывается план самообразования воспитателя ДОУ? Старшая группа предполагает выстраивание работы по следующим принципам.

1. Непрерывность. Для разработки одной темы потребуется один учебный год. Если материал большой, воспитатель продолжает над ним работать 1,5-2 года. К примеру, если педагогом выявлены серьезные проблемы у воспитанников с развитием речи, необходимо включить изменения в план самообразования воспитателя старшей группы ДОУ). По развитию речи педагог планирует саморазвитие в следующей последовательности:

  • анализ диагностик, способствующих выявлению уровня развитости;
  • курсовая подготовка;
  • определение оптимальной методики работы;
  • внедрение ЗУН в практику с целью развития речевых навыков малышей;
  • рефлексия с целью определения собственного профессионального роста.

2. Преемственность. Необходимо выбирать тему так, чтобы она была взаимосвязана с поставленной целью и задачами развивающего процесса в детском саду. К примеру, исследования «Основы грамоты» является примером того, как можно на протяжении длительного периода заниматься одной и той же проблемой.

3. Реальность отработки на практике запланированных мероприятий. К примеру, работая над вопросами, которые касаются компьютерных технологий в дошкольном учреждении, нет смысла применять в рамках занятий с малышами тренажеры для быстрого набора текста.

Они еще не обладают точными движениями пальцев, знают далеко не все буквы. Именно поэтому данную тему лучше не включать в план самообразования воспитателя ДОУ. Старшая группа — тот период, когда ребята стремятся к приобретению практических навыков, это должен учитывать педагог.

как должен развиваться педагог

Формы работы

Для максимальной проработки темы самообразования воспитатель должен учитывать что работу ему важно вести сразу в трех направлениях:

  • с коллегами;

  • с детьми;

  • с родителями.

В каждом направлении педагог выбирает конкретные формы и методы своей профессиональной деятельности. С воспитанниками работа осуществляется в следующей форме:

  • учебных и воспитательных занятий (открытых уроков, постановок, ролевых игр);

  • прогулок (наблюдение, трудовая деятельность, игры, индивидуальный труд);

  • проведения режимных моментов (в виде основы для осуществления тем, которые связаны с культурой здоровья).

С коллегами воспитатель ведет работу в следующей форме:

  • посещает занятия других воспитателей (для обмена профессиональным опытом, мониторинга успешности использования различных авторских методики самообразования в практику);

  • выступления с результатами деятельности на педагогических совещаниях;

  • участия в заседаниях МО педагогов ДОУ (с докладами, презентациями);

  • публикаций в педагогических журналах, в профессиональных сообществах;

  • прохождения курсовой подготовки.

как составить план самообразования

Самообразование в области экологии

Как должен быть составлен план самообразования воспитателя ДОУ? В старшей группе по экологии предполагается системная работа, поэтому необходимо саморазвитие педагога в данной области. Его деятельность должна способствовать правильному поведению малышей в природе, формированию у них навыков бережного отношения к растениям, животным.

В план работы воспитатель включает этапы:

1. Изучение методических материалов в педагогических изданиях.

2. Анализ нормативных документов.

3. Участие в семинарах, конференциях по экологическому просвещению дошкольников.

4. Создание уголка природы.

5. Составление дидактических экологических игр в ДОУ (старшая группа).

6. Участие в конкурсах, праздниках по данной тематике.

Тематика самообразования по математике

В план самообразования воспитателя старшей группы ДОУ) по математике должны быть включены теоретические вопросы. В рамках внедрения ФГОС ДОУ возможен следующий алгоритм повышения педагогом своего уровня:

1. Изучение методических материалов (сентябрь-октябрь).

2. Отработка теории посредством ролевых математических игр (ноябрь-декабрь).

3. Проведение мониторинга для выявления уровня сформированности мотивации у дошкольников к получению математических ЗУН (январь).

4. Консультация с психологом с целью подбора эффективных корректирующих методик.

5. Вовлечение в работу, направленную на формирование элементарных математических понятий у дошкольников старшей группы, их родителей (законных представителей).

Подведем итоги

В рамках государственного федерального стандарта нового поколения, который был разработан специально для отечественных дошкольных учреждений, каждый воспитатель обязан уделять время для самообразования (повышения своего профессионального уровня). Это нововведение является требованием современности. Только в том случае, когда педагог уделяет внимание своему развитию, он сможет воспитать талантливых и ярких детей.