26-12-2018 01:06

Исследовательская технология обучения: понятие, виды, новые методики, цели и задачи

В условных интенсивного развития рыночной экономики, при постоянно возрастающей конкуренции, с каждым днем требуется все больше высококлассных специалистов. Нужны люди, являющиеся не только отличными исполнителями указов и общепринятых схем. Сейчас в обществе как никогда прежде ощущается потребность в новаторах, то есть тех работниках, которые способны творчески решать поставленные перед ними задачи. И это касается не только сферы искусства. Неординарный подход к осуществлению своей деятельности могут проявлять специалисты любой отрасли. Безусловно, существуют одаренные люди, чьи природные способности позволяют им постоянно изобретать что-то новое в их профессиональной деятельности. Однако процент таких талантливых личностей не столь велик.

Исследовательская технология обучения: понятие, виды, новые методики, цели и задачиВам будет интересно:Исследовательская технология обучения: понятие, виды, новые методики, цели и задачи

Здесь на помощь общественному развитию могут прийти исследовательские технологии обучения.

девочка у доски

История проблемы

Страны, вставшие на путь рыночной экономики много лет назад, столкнулись с проблемой воспитания творческой личности гораздо раньше, чем наше государство. Западные педагоги прошлого в один прекрасный момент поставили перед собой вопрос: можно ли привить человеку стремление действовать нестандартно и вырабатывать принципиально новые идеи? Многие специалисты дают на это положительный ответ. По их мнению, необходимые качества личности можно воспитать, если использовать исследовательскую технологию обучения.

Формулировка

Исследовательская технология обучения: понятие, виды, новые методики, цели и задачиВам будет интересно:Исследовательская технология обучения: понятие, виды, новые методики, цели и задачи

Исследовательскими технологиями обучения принято называть такие способы передачи знаний и умений, при которых ученик не получает новую информацию в готовом виде. Вместо этого педагог предлагает ему добыть нужные сведения в процессе решения конкретной задачи. То есть школьнику или студенту нужно провести исследование. Такая технология не является принципиально новой. Первыми о необходимости подобного обучения заговорили американские педагоги. Они еще в конце 19 - начале 20 века проводили эксперименты по внедрению в образование элементов исследования. Например, около ста лет назад в США была организована школа, где каждый ребенок осваивал все предметы в процессе работы в лаборатории. Однако тогда эта исследовательская технология обучения не дала ожидаемых результатов.

Причиной того, что педагогам не удалось добиться желаемого в своей работе, то есть воспитать талантливых, нестандартно мыслящих людей, можно считать пренебрежение теоретическими предметами во время составления учебной программы. Известно, что в этом образовательном учреждении групповые занятия, на которых преподавались основы различных наук, длились не более одного часа в день.

Соответственно, весь процесс обучения был направлен на воспитание ремесленников, которые способны выполнять свою работу и изобретать новые способы решения задач. Но недостаток теоретических знаний не давал таким специалистам возможности далеко продвинуться в своих начинаниях. Количество дисциплин, которые преподавались по новой методике (изучение во время деятельности), не превышало четырех. А значит, кругозор школьников был крайне узок. Они не могли решать поставленные задачи, используя знания из различных областей.

Отечественный опыт

Испокон веков: значение выражения, синонимы и правописаниеВам будет интересно:Испокон веков: значение выражения, синонимы и правописание

Исследовательская технология обучения в педагогике разрабатывалась и учеными из нашей страны. Некоторые школьные предметы невозможно представить без использования преподавателями подобных методов. Например, использование исследовательской технологии при обучении химии и физике всегда являлось одним из главных способов передачи знаний по этим дисциплинам.

урок химии

Любой человек, окончивший школу, наверняка помнит лабораторные работы. Это и есть пример многолетнего успешного использования исследовательской технологии на уроках химии и физики.

От малого к большому

Однако, несмотря на огромный опыт отечественной педагогики в использовании исследовательской технологии в обучении химии, физике или биологии, образование в целом вплоть до последнего времени еще нельзя было назвать направленным на формирование информационной компетенции.

Таким словосочетанием обозначается умение человека ориентироваться в большом количестве разнообразных сведений, которые сегодня легко получить из разнообразных источников. Именно на его развитие должно быть направлено современное российское образование, о чем говорится в последней редакции закона, его регламентирующего.

Деятельность педагогов-новаторов

В 70-80 годы двадцатого века в Советском Союзе появилась группа преподавателей, которые стали предлагать новые подходы к обучению и воспитанию. Многие из них говорили о необходимости присутствия на уроках самостоятельного изучения нового материала.

Элементы такой деятельности постепенно стали вводиться в традиционные уроки. Например, учащимся предлагалось подготовить доклад по новой теме. Эта форма работы напоминала семинарские занятия в высших учебных заведениях.

Но данный вид деятельности не всегда имел место при прохождении новых тем. Он появлялся на уроках эпизодически и воспринимался школьниками и самими преподавателями скорее как исключение. Часто даже учителя не понимали в полной мере необходимости такой работы. Чаще всего исследовательские технологии обучения школьников применялись педагогами только ради того, чтобы разнообразить уроки, дать детям отдохнуть от однообразия процесса получения знаний традиционным методом, когда наставник является транслятором информации в готовом виде.

О принципиально новом подходе к обучению заговорили только на рубеже нынешнего, 21 века. В чем же отличие старой системы обучения от той, что предлагается в действующем законе "Об образовании"?

В условиях развития компьютерных технологий и интернета, когда человек имеет доступ к гораздо большему объему информации, чем раньше, его необходимо научить ориентироваться в данной среде. Именно такая задача стоит сегодня перед школой. На педагогов возлагается ответственность за воспитание человека с критическим мышлением, достаточно развитым для того, чтобы не только отбирать необходимую информацию по интересующей его теме, но и отфильтровывать ложные данные, которые являются бесполезными для практической деятельности, а иногда могут быть и вредны.

Испокон веков: значение выражения, синонимы и правописаниеВам будет интересно:Испокон веков: значение выражения, синонимы и правописание

Поэтому исследовательская технология обучения в педагогике рассматривается сегодня как главный способ передачи знаний и основной инструмент воспитания подрастающего поколения.

Это значит, что ребенок должен заниматься поисковой работой не изредка, в качестве исключения, для того, чтобы ненадолго отвлечься от рутины повседневности, а постоянно. В новом законе "Об образовании" говорится о том, что каждая новая тема по любому предмету должна преподаваться школьнику только таким образом.

Для выбора данного подхода есть много причин, о нескольких из них было сказано ранее в настоящей статье. Во-первых, это огромное море информации, в котором необходимо ориентироваться современному человеку.

много книг

А во-вторых, причиной внедрения проблемных методов обучения является часто меняющаяся экономическая ситуация в России и мире, которая предполагает, что для успешной профессиональной деятельности и жизни в целом необходимо постоянно учиться. "Образование длиною в жизнь" - таков лозунг современной политики государства в этой сфере.

Кроме того, рыночная экономика предполагает существование конкуренции между предприятиями и отдельными сотрудниками. Поэтому, чтобы быть успешным в таких условиях, человеку нужно уметь действовать не по шаблону, а предлагать и осуществлять оригинальные идеи.

Дошкольное образование

Методисты говорят о том, что новый подход к обучению должен внедряться не с младших классов школы, а несколькими годами раньше, когда ребенок посещает ясли и детский сад.

два дошкольника

Всем известно, что дети по своей природе - исследователи. Им интересно опытным путем познавать мир. И то, что зачастую родителями воспринимается как простая шалость, на самом деле есть не что иное, как неумелая попытка практическим путем изучить определенный предмет. Здесь перед родителями и педагогами стоит сложная задача.

С одной стороны, требуется поддержать в маленьком человеке стремление к самообразованию. С другой же - не следует забывать и об элементарной дисциплине, которую должен соблюдать ребенок. Иными словами, не нужно оправдывать любознательностью каждый случай плохого поведения.

Технология исследовательского обучения в ДОУ - это реализация обучения дошкольников по принципу проведения небольшой научно-исследовательской работы. Такой вид деятельности бывает нескольких видов:

  • Мероприятия, которые прописаны в образовательной программе для ДОУ. Такие занятия нужды для развития у детей любознательности и навыков исследовательской работы.
  • Работа, проводящаяся детьми совместно с воспитателями. Сюда можно отнести наблюдения, выполнение трудовых заданий, рисование и изготовление различных поделок. Для чего нужны наблюдения? Технология исследовательского обучения в ДОУ - это побуждение детей к активности, направленной на получение знаний, необходимых для практической деятельности. Например, прежде чем попросить ребенка нарисовать птицу, можно устроить поход в парк, где маленький художник сначала будет наблюдать за пернатыми. Он изучит строение их тела: количество крыльев, лап и так далее.Также ребенок посмотрит на птиц во время полета, примечая характерные движения, которые они совершают в воздухе. девочка и голуби Все это пригодится ему во время создания рисунка. Кроме изобразительного искусства данный метод можно и нужно использовать и в других видах деятельности. Нужно помнить о необходимости заострять внимание малышей на том, что у их наблюдений есть определенные цели и задачи.
  • Лабораторные работы детей. Здесь перед воспитанниками ставятся более четкие задачи. Да и сами результаты такой деятельности оформляются наподобие настоящих научных трудов, со скидкой на возраст участников исследований и особенности их мышления. Итоги работы, как правило, не записываются, а проговариваются. У данной деятельности есть цели, задачи, обоснование ее актуальности и так далее. Словом, в работе должны присутствовать разделы, характерные для академического исследования. Темы должны выбираться исходя из интересов детей. Источниками информации в данном случае могут считаться родители, воспитатели, книги, телепередачи и так далее.
  • Совместная исследовательская деятельность детей и их родителей. Для выполнения подобных заданий, кроме дошкольников, привлекаются родители. Во время такой деятельности малыши учатся взаимодействию с другими людьми, они с самого раннего возраста должны привыкнуть не бояться общения с представителями других поколений. Такие навыки, бесспорно, помогут им на всех этапах получения образования, а также в будущей профессиональной деятельности.
  • Технологии исследовательского обучения в начальной школе также предполагают, что получение знаний на этой стадии происходит еще при значительной помощи со стороны взрослых (учителя).

    Стадии работы

    Технология обучения исследовательской деятельности детей всех возрастов предполагает, что педагог сначала объясняет разницу между научным подходом к оценке ситуации и всеми другими.

    В чем же состоит отличие? Человек, сталкиваясь в жизни с проблемными ситуациями (затруднениями), склонен сразу же после их восприятия своим сознанием выносить суждение по данному вопросу. Это происходит инстинктивно. То есть реакция на конкретную ситуацию включает в себя три стадии:

  • Осознание затруднения.
  • Выявление причины.
  • Формирование собственного суждения по данному вопросу.
  • Ученые в своей практической деятельности обычно действуют иначе. Вот их алгоритм мышления:

  • Осознание проблемы.
  • Выдвижение гипотез.
  • Изучение проблемы.
  • Разработка способов действия.
  • Проверка способов на практике, их корректировка.
  • Именно по этому плану должна осуществляться учебная деятельность современных детей.

    В получении знаний подобным образом и заключается информационная компетенция, о которой говорится в новом законе "Об образовании".

    мальчик пишет

    Знания

    Не стоит, однако, забывать и о том, что полученные знания должны быть прочными. Ведь кроме умения находить нужную информацию и правильно ее применять, человек также должен обладать и необходимым интеллектуальным багажом. Именно на нем основывается мировоззрение, отношение к окружающему миру и так далее. Это отмечают многие современные ученые, занимающиеся вопросами образования.

    Испокон веков: значение выражения, синонимы и правописаниеВам будет интересно:Испокон веков: значение выражения, синонимы и правописание

    Без определенного интеллектуального багажа человек, как бы хорошо он ни умел находить нужную информацию и применять ее на практике, превращается в бездушную машину.

    Этическая сторона вопроса

    Кроме разницы между научным и бытовым подходом к оценке ситуации преподаватель обязательно должен объяснить ученикам сущность такого понятия, как "сотрудничество". Ребенка с самых ранних лет необходимо учить, что работая в коллективе, он должен уважать не только свое мнение, но и точку зрения своих коллег (одноклассников).

    Хорошо если человек уже в начале своего жизненного пути осознает необходимость воспитывать в себе умение объективно оценивать результаты собственной деятельности. Он должен адекватно воспринимать успехи других, не пытаясь во что бы то ни стало убедить всех в своей правоте. Детям стоит объяснить, что успех всей группы зависит от умения ее участников признать превосходство чужой идеи над своей. Безусловно, лидерские качества, такие как умение вести других за собой, весьма ценны. Но стремление всегда и во всем быть первым, быть вожаком - это уже сугубо негативная черта характера, которую можно назвать эгоизмом.

    Поэтому опытные педагоги советуют объяснять детям различие между этими двумя характеристиками личности. В беседе с воспитанниками можно подкрепить эту мысль шуточным вопросом: как вы думаете, что будет, если больницей станет руководить пекарь? Наверняка ребята скажут, что ничего хорошего от такого назначения на должность ожидать не приходится. Даже при наличии у пекаря всех возможных лидерских качеств.

    Классификация исследовательской технологии

    Исследовательские методы обучения обычно причисляют к проблемным. То есть они предполагают не передачу знаний в готовом виде, а нахождение нужной информации, а иногда и повторное изобретение чего-либо.

    В технологии исследовательского проблемного обучения выделяют три типа таких методов:

  • Проблемная подача нового материала. Здесь учитель, как и при классическом обучении, раскрывает ученикам сущность новой темы, однако он не сразу сообщает те или иные правила или факты, а проводит исследование. Роль учеников сводится к внимательному наблюдению за происходящим.
  • Частично-поисковый метод. При таком обучении школьникам предлагается выполнить некоторые элементы исследования. Примером реализации такой поисково-исследовательской технологии обучения на уроке может считаться эвристическая беседа. Она предполагает, что учитель будет излагать школьником новый материал, но не сразу, а после того как они зададут ему соответствующие вопросы по указанной теме. Этот метод имеет богатую историю. Именно таким образом передавали знания своим ученикам древнегреческие и древнеримские философы.
  • Научно-исследовательская технология обучения. Метод предполагает большую долю самостоятельности школьников. Поэтому в классическом виде (как это происходит при написании настоящих научных работ) он возможен, когда у ребенка уже достаточно сформирована способность ко всем возможным мыслительным операциям (анализ, синтез и так далее).
  • Когда можно использовать технологии исследовательского обучения? Педагоги и психологи говорят о том, что этот метод носит универсальный характер. То есть благодаря естественной способности человека к подобным умозаключениям такой способ получения новой информации может использоваться при работе с детьми любого возраста. На первый план здесь выходит соблюдение принципа сообразности. То есть педагогам следует учитывать возрастные особенности детей. Этим правилом нужно руководствоваться, помогая ученикам при выборе темы, а также используя ту или иную форму поисковой деятельности.

    Основоположник

    Многие педагоги-новаторы опирались в своих разработках на достижения американского учителя и психолога Джона Дьюи. Именно он одним из первых научно обосновал необходимость разработки технологии проблемного обучения. Дьюи утверждал, что образование человека должно быть обусловлено его жизненными потребностями и проходить в процессе осуществления людьми их основной деятельности. В этом состоит задача технологии исследовательского обучения.

    В дошкольном возрасте, например, главным видом активности является игра. При работе с такими воспитанниками проблемные ситуации могут быть представлены им в соответствующей форме. Цель технологии исследовательского обучения - создать необходимые условия для развития ребенка. Американский педагог говорил о том, что осуществляя обучение и воспитание подрастающего поколения, следует учитывать инстинкты, которые могут способствовать школьникам в получении знаний. Из них он выделил три главных:

  • Потребность деятельности. Ученик должен активно участвовать в процессе познания нового.
  • Потребность соприкосновения с предметами искусства. Ребенок должен узнавать новое из художественных произведений: картин, книг, театральных постановок и так далее.
  • Социальный инстинкт. Поскольку человеческая жизнь неразрывно связана с обществом, с другими людьми, то и технология обучения исследовательской деятельности должна заключаться не только в индивидуальных формах получения знаний, но и в совместной деятельности.
  • символ сотрудничества

    Усвоение нового материала будет восприниматься ребенком как естественный процесс, если помимо потребности в нужной информации будут удовлетворяться также и вышеперечисленные инстинкты.

    Заключение

    В данной статье была раскрыта сущность технологии обучения исследовательской деятельности. Этот материал может быть полезен педагогам (работающим в настоящее время и будущим, то есть студентам), а также тем, кто интересуется проблемами современного образования. В нашей стране чаще всего практикуется технология исследовательского обучения на уроках химии или физики, но обучать подобным образом детей можно и по другим дисциплинам, и даже в детском саду.