25-12-2018 21:03

Мониторинг в образовании - это... Определение понятия, проблемы, возможности

Мониторинг системы образования – это понятие, которое появилось в процессе информативного развития общества. Возникла необходимость в субъективных и объективных сведениях об определенных структурах и объектах. Именно потребность общества в получении информации способствовала расширению разнообразных исследований в педагогике. Проанализируем отличительные характеристики исследований, которых в последнее время в российских школах становится все больше и больше.

Мониторинг системы образования

Предназначение

Образование Евросоюза: этапы создания и история развитияВам будет интересно:Образование Евросоюза: этапы создания и история развития

Мониторинг в образовании - это возможность сбора, обработки, распространения, хранения информации об учебном и воспитательном процессе. Подобный процесс позволяет проводить научные исследования, организовывать контроль (подбирать методики оценки).

Мониторинг в области образования упоминается в тех случаях, когда отслеживаются явления и процессы, которые происходят в предметной среде. Подобные действия нужны для того, чтобы использовать результаты наблюдений в управленческой деятельности.

Историческая справка

Мониторинг в образовании - это понятие, которое появилось в XIX веке. Основателями его стали священник Эндрю Белл и учитель Джозеф Ланкастер. Сущность термина состояла в том, что педагог передавал знания группе учащихся (10 чел.), которые затем транслировали информацию еще 10 ребятам. Таким образом, один педагог охватывал аудиторию сразу в несколько десятков, сотен школьников одновременно. Ребенок, который получал доверие от педагога, назывался «монитором» - направляющим, надзирающим. Именно так «внедрился» мониторинг в образовании. Это постоянное наблюдение за педагогическим и воспитательным процессом, которое помогает анализировать достижение поставленной учителем цели.

Мониторинг развития образования

Рабочее определение

Мониторинг в образовании - это стандартизированное систематическое наблюдение за процессом. Чтобы образовательная деятельность была успешной, необходим систематический контроль текущей работы, а также результативности учебного труда. В рамках планирования важно прогнозирование, которое позволяет вносить определенные корректировки, чтобы повысить эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

«Подчинение» — это про выстраивание порядкаВам будет интересно:«Подчинение» — это про выстраивание порядка

Центр мониторинга в образовании является важнейшим инструментом, позволяющим систематизировать отдельные методики в единую педагогическую концепцию. Осуществляется она посредством личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению школьников.

Мониторинг системы образования — это система не только сбора и обработки, но и распространения информации о функционировании педагогической системы. Подобный процесс способствует непрерывному отслеживанию ее состояния, позволяет вести прогнозирование необходимых инноваций.

Педагогом А. С. Белкиным мониторинг развития образования рассматривается как процесс постоянного научно обоснованного, прогностического, диагностического анализа состояния, развития педагогического процесса для подбора и своевременного решения образовательных целей и задач. Только тогда можно вести речь об эффективности функционирования образовательной системы.

Каков центр мониторинга и развития образования города

Важные моменты

Мониторинг информатизации образования предполагает систематическое и продолжительное отслеживание результатов, их детальное сравнение с первоначальным эталоном на научной основе. В современных условиях важно не просто достижение качества образования, но и задействование всех внутренних резервов учебной организации, выявить которые при формальном традиционном варианте контроля над процессом и результатами учебного и воспитательного процесса сложно.

Выявить ресурсы, которые обеспечивают последующее развитие образовательной организации, можно только при грамотном продумывании исследовательской деятельности внутри школы. Мониторинг информатизации системы образования является частью такой работы.

Что потребуется

Для организации исследований, связанных с анализом качества организации воспитательной и развивающей деятельности в ОУ, важно задействовать и педагогических работников. Учителя систематически заносят информацию в компьютер, осуществляют ее обработку. Для того чтобы они могли успешно справиться с дополнительными обязанности, наложенными на них, потребуется компьютерная грамотность.

Как подобрать к слову "высокий" синонимВам будет интересно:Как подобрать к слову "высокий" синоним

Центр мониторинга в отечественном образовании

Особенности организации

Ориентирован мониторинг дополнительного образования на ученика. Он позволяет выявлять в динамике его достижения, что способствует получению информации о развитии ребенка не только для его родителей, но и для него самого. Подобный процесс — это важнейшее средство оценивания и контроля. Благодаря таким исследования меняется информационное пространство, поскольку увеличивается объективность, своевременность, доступность информации. Целью мониторинга становится своевременное выявление любых изменений, происходящих в учебном процессе.

Среди основных достоинств такой работы отметим, что центр мониторинга качества образования на основе получаемых сведений формирует универсальные, адаптированные к дополнительному и среднему образованию методические инструменты.

Как ведется мониторинг в области образования

Иерархия исследований

Среди условий его эффективного проведения выделяют простоту в применении, объективность сведений и др. Учет региональных особенностей является важным критерием оценки эффективности мониторинговой системы. Анализ реальной картины ее создания и функционирования предполагает выделение нескольких уровней мониторинга:

1. На уровне образовательной организации. Суть исследований состоит в фиксации обобщенного комплексного представления о функционировании школы, достижении цели, поставленной обществом перед ОУ. В рамках проводимого мониторинга анализируется и развитие отдельного ученика, а на основании полученных результатов создается прогнозная информация психологического и педагогического вида.

2. На муниципальном уровне формируется представление о работе всех образовательных организаций, что находятся в муниципалитете. При этом учитываются отличительные параметры каждого отдельного элемента: гимназии, колледжи, лицеи, специализированные школы. На основании полученной информации вырабатывается предварительный план развития образовательной системы.

3. Региональный уровень предполагает фиксацию представлений о работе всей системы, ее элементах (муниципальных образованиях), с учетом отличительных особенностей каждого ОУ. На основании полученной информации вырабатывается прогноз последующей организации воспитательной и образовательной работы в конкретном регионе.

4. На федеральном уровне центр мониторинга и развития образования анализирует работу всех школ, лицеев, гимназий. Контроль выстраивается на базе ФГОС для начальной, средней, основной школы, осуществляется итоговая проверка достижения учебными заведениями воспитательных и образовательных целей.

Центр мониторинга и развития образования города, области выстраивает свою работу так, чтобы на каждом уровне образования выполнялись требования новых образовательных стандартов. Достичь подобного результата можно только при применении согласованных критериев на каждом уровне.

Те требования к организации воспитательного и образовательного процесса, на основании которых выстраивается система многоуровневого мониторинга педагогической деятельности, разработаны на основе государственного общеобразовательного стандарта.

Современный мониторинг в области образования

Применение исследований

Существует множество сфер применения педагогического мониторинга. Многочисленные системы имеют определенные общие характеристики, благодаря чему его можно считать самостоятельным научно-практическим феноменом.

Современная система оценивания качества образования является одним из шагов вхождения России в общемировое и общеевропейское образовательное пространство. О повышении качества российского образования можно вести речь только в том случае, если результаты проводимых исследования станут базой для последующей инновационной деятельности всех субъектов учебного и воспитательного процесса.

Осуществляется в рамках функционирования образовательной системы ориентация школ по социальному заказу. Для организации эффективной деятельности по удовлетворению потребностей общества важно своевременно отслеживать динамику количественных и качественных показателей, которые отражают образовательные запросы населения, а также анализировать образовательные услуги, предлагаемые различными профильными организациями.

Педагогический мониторинг и анализ работы ОУ дает возможность контролировать объективность выставления отметок, вносить учителям определенные корректировки в свою профессиональную деятельность.

Виды мониторинга

Что такое рычаг? Основная формула рычага в физикеВам будет интересно:Что такое рычаг? Основная формула рычага в физике

Существует подразделение всех исследований в системе образования на две группы: статистические и «мягкие».

Первый вариант основывается на данных статической отчетности: последовательной системе сбора информации, государственной отчетности.

Нестатический («мягкий») мониторинг основывается на показателях, которые разрабатываются исследователями самостоятельно. А. С. Белкин также выделяет дидактический анализ, предполагающий слежение за разными сторонами учебного и воспитательного процесса. Это позволяет создавать систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, отслеживать систему личностных, групповых, коллективных взаимоотношений, контролировать психологическую атмосферу в отдельных группах коллектива.

Исследования в образовании

Типология школьного мониторинга

В зависимости от масштабности целей обучения выделяют оперативный, тактический, стратегический мониторинг.

По этапам образовательного процесса предполагается входной, тематический, промежуточный, а также итоговый контроль. В зависимости от временных рамок проводят ретроспективный, опережающий (предупредительный), текущий мониторинг. В зависимости от количества исследований ведут речь о разовом, периодическом, систематическом анализе. С учетом формы организации в отечественном образовании проводят внешние исследования, а также самоанализ и самоконтроль.

В зависимости от целей, которые ставятся для мониторинга, применяется разнообразный набор инструментов для проведения исследования. Так, для оценки качества знаний выпускников 9 классов ребятам предлагают задания с выбором ответа. В зависимости от базы, выбираемой для анализа, выделяют, например, динамический мониторинг. Суть его состоит в оценке динамики развития определенного показателя, явления, объекта. Он является самым простым способом отслеживания продвижения ребенка по индивидуальной образовательной траектории.

Конкурентный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичного исследования иных образовательных сред. В таких ситуациях мониторинг становится площадкой для проведения множества серийных испытаний. Проводят его параллельно сразу в нескольких ОУ, затем выстраивают рейтинговые таблицы, которые доводятся до сведения всех участников. Благодаря подобному мониторингу не только выбираются те ОУ, в которых применяются наиболее эффективные учебные и воспитательные методики, но и анализируется качество знаний школьников на каждой ступени обучения.

Сравнительный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичных исследований одной либо нескольких систем более высокого уровня. Он нужен для сравнения отдельной образовательной организации с ФГОС, что актуально при проведении аттестации школы.

Заключение

В настоящее время со стороны общества выдвигаются новые требования к школам, лицеям, гимназиям. В качестве одной из функций проведения школьного мониторинга выделяют интегративную, позволяющую обеспечивать комплексную характеристику процессов, которые происходят в системе. Кроме того, исследования ведутся с целью диагностирования, благодаря которому сканируется состояние учебной деятельности, а также изменений, делается вывод о стабильности функционирования отдельной образовательной организации.

В рамках мониторинга проводится экспертиза состояния, форм, концепции, методов учебного и воспитательного процессов. Эксперты получают реальную картину в отдельной школе, что необходимо для составления перспективного плана работа ОУ.

Благодаря информационности мониторинга учебного процесса школы определяется удовлетворенность в приемах, методах, программах всеми участниками образовательного процесса. Информация, полученная в рамках таких исследований, обрабатывается, на ее основе вносятся определенные корректировки в перспективный план работы организации, взаимоотношения с родителями учащихся.



Источник