11-12-2018 06:07

Педагогическое требование - это... Виды педагогического требования

Очень часто родители школьников в ходе проведения классных собраний слышат много научных терминов и определений, типа «технологии образовательной и воспитательной работы», «виды педагогического контроля» и тому подобное. В статье попытаемся разобраться с определением «педагогическое требование к ребенку». Выяснить, на какую нормативную базу оно опирается, в каких видах осуществляется, в каких сферах действует.

Общие сведения

Учитель объясняет

Статистическое моделирование: методы, описание, применениеВам будет интересно:Статистическое моделирование: методы, описание, применение

Определений у изучаемого определения существует множество. Однако наиболее часто встречающееся гласит, что педагогическое требование – это правило, которое основано на единых подходах и принимается всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. Единство должно присутствовать в подходах, которые носят теоретический и практический характер.

Участниками педагогического процесса являются: учитель, воспитатель, администрация учебного заведения и вышестоящие органы. С одной стороны - ученик и родители, с другой - педагогический состав.

Нормативные основы требований в образовательной системе

Хорошие отношения с ребенком

Для родителей очень важно уяснить, педагогическое требование – это не личное решение учителя или классного руководителя. Оно должно входить в систему норм и правил, действующих в том или ином учреждении образования. И здесь не допускается «самоволия», нормы и правила требований, предъявляемых ко всем участникам процесса обучения, закрепляются в уставе (положении) о государственном или частном учреждении.

Немецкие ордена. Боевые награды Третьего РейхаВам будет интересно:Немецкие ордена. Боевые награды Третьего Рейха

Кроме этого, требования могут излагаться в положении об отдельных структурных подразделениях школы (училища, вуза), правилах внутреннего распорядка, разрабатываемых индивидуально под каждое учреждение, правилах поведения учащихся.

Правила для учителей и администрации

Роль учителя

Педагогическое требование – это не только требование, предъявляемое к уровню образования и поведению учащегося, но и система норм, касающихся организации учебно-воспитательного процесса. Особые требования предъявляются к расписанию уроков, составлению различных образовательных графиков, оформлению и ведению педагогической документации – журналов, характеристик, аналитических справок, иных документов.

Определенная группа норм и правил существует для организации процесса обучения, другие правила действуют в области разработки, адаптации и внедрения образовательных программ. Для родителей же наиболее важными являются требования, предъявляемые к их детям.

Процесс обучения сложен и многогранен

Процесс обучения

В этом важном деле выделяют несколько этапов – ознакомление, усвоение, развитие знаний, умений и навыков, умение применить их в стандартных и нестандартных ситуациях. В связи с этим к образовательно-воспитательному процессу предъявляются различные требования.

На первом месте стоят, естественно, дидактические требования – четкость в определении темы урока и целей, выбор оптимальных объемов новой информации и методов подачи, творческое осмысление педагогом материала и умение креативно преподать его детям. Не менее важной является опора на важные дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, наглядность, связь теоретических знаний с практическими навыками.

Требование как метод воспитания

Процесс обучения состоит из многих компонентов: приобретение и закрепление знаний, получение и развитие определенных навыков. Также важен процесс формирования определенных морально-волевых качеств. В их числе выделяются следующие: воля, умение преодолевать трудности, воспитание уверенности в действиях, умения взять инициативу в свои руки, повести за собой других.

В воспитательном процессе педагогическое требование – это один из важных методов вырабатывания поведенческих норм. Учитель, используя разные виды требований, технологии и методики, тормозит развитие одних качеств и стимулирует развитие других. Главным остается формирование положительного отношения к процессу обучения, всем участникам этого процесса.

Психология – важная часть образовательного процесса

Девочка учится

Психолого-педагогические требования играют важную роль, кроме усвоения новых знаний на уроке и во время факультатива, идет развитие психических процессов у учащихся. С помощью различных методов педагог развивает память, воображение, мышление своих подопечных, способствует концентрации внимания при решении особо сложных задач, расширению представлений об окружающем мире и отдельных явлениях.

Перед педагогом стоит чрезвычайно сложная задача, для развития психических процессов подопечных он должен вооружиться определенными знаниями и навыками. Во-первых, учитель должен знать особенности психологического развития каждого ученика, во-вторых, владеть арсеналом различных средств и методик, в-третьих, уметь применять их на практике в той или иной комбинации, индивидуально для каждого.

Гигиена – необходимый компонент образовательного комплекса

Учитель объясняет тему

Не последнее место занимают педагогические гигиенические требования, которые предъявляются к процессу обучения. Основная задача – предупреждение переутомления, а оно может проявляться в разных сферах – умственной, физической, моральной.

Чтобы не допустить переутомления, в образовательных учреждениях разрабатываются и внедряются различные нормы и требования. Важные составляющие – чистый, свежий воздух, благоприятный влажностно-температурный режим, нормы освещения, мебель, соответствующая физическим параметрам учащихся.

Виды современных требований, предъявляемые к учащимся

Сегодня существуют разные виды педагогического требования, в основе деления лежат различные критерии. Например, можно выделить прямые и косвенные требования. Для прямого воздействия на ученика характерны конкретность, императивность («без вариантов»), точность требования.

Ученик должен понимать, о чем его просят. Формулировка просьбы носит однозначный характер, не допускает различных толкований. Косвенное требование опирается на психологические факторы, в свою очередь, делится на несколько видов. Наиболее важными в педагогическом процессе являются: просьба, одобрение, совет, выказанное доверие и другие.

Более подробно о видах требований

Технология педагогического требования – важная часть знаний учителя, в зависимости от ситуации, психолого-педагогических особенностей ученика, он может использовать разные методики воздействия. Если учитель имеет авторитет в глазах учеников, его советы будут восприниматься как прямое указание к действию. Для самых маленьких участников образовательного процесса на первое место выходит игра.

В процессе игровой деятельности учитель и ученик могут выступать на равных, быть в роли ведомых и ведущих. Игра помогает наиболее эффективно и быстро прийти к желаемым результатам. Старшеклассники, наоборот, игру, как способ познания мира, отрицают, предпочитают вести диалог с учителем «на равных». И для младших школьников, и для учащихся средних и старших классов одинаково важным является одобрение учителя, в особенности того, которого они считают авторитетом.

Еще один вид деления – преднамеренные и непреднамеренные требования. В первом случае педагог опирается на целевую программу, план урока, планирует результат, корректирует в процессе используемые методики.

Главные выводы

Ребенок доволен оценкой

Единые педагогические требования к организации учебного процесса, существующие в той или иной системе образования, гарантируют устойчивую связь и взаимодействие всех участников процесса и всех компонентов. Образовательная система при правильно налаженной системе требований и контроля приобретает целостность, устойчивость, ведет к высоким результатам. Родителям не стоит бояться этого термина, важно контролировать, чтобы требования к ребенку не были завышенными, находились в зоне действия правового поля. Важно найти контакт с учителем, который подскажет, какие педагогические и воспитательные технологии будут наиболее удачными в каждом конкретном случае.