09-12-2018 23:56

Каково значение и происхождение слова "суббота"?

Происхождение слова «суббота», как правило, вызывает вопросы. Тогда как его современное значение в русском языке понятно всем. Это шестой день недели, находящийся между пятницей и воскресеньем. Но почему он так называется? О происхождении названия «суббота», а также о его понимании в разные времена и у разных народов, будет рассказано в статье.

В славянских языках

Происхождение слова «суббота» в этимологическом словаре в славянских языках выглядит следующим образом.

В русский язык оно пришло из древнерусского, где есть слово «субота». Из этого источника произошли:

  • русское – «суббота»;
  • украинское, белорусское и сербохорватское – «субота»;
  • болгарское – «събота».

Шайка — это многозначное существительноеВам будет интересно:Шайка — это многозначное существительное

От старославянского «собота» происходят:

  • чешское, словацкое, польское, нижнелужское – sobota;
  • полабское – sübǘta.

Чтобы разобраться в происхождении слова «суббота», нужно понять, как оно пришло в древнерусский и старославянский.

Из латыни и греческого

В свою очередь, в древнерусский язык слово пришло из древнегреческого, где есть существительное σάμβατον. Тогда как в старославянском оно появилось путем заимствования из латинского языка – от sabbatum. От него также образованы:

  • итальянское – sabato;
  • французское – samedi;
  • испанское и португальское – sábado;
  • румынское – sâmbătă;
  • армянское – šabat (շաբաթ);
  • грузинское – шабати (შაბათი);
  • венгерское – szombat;
  • башкирское – шәмбе;
  • таджикское – шанбе;
  • татарское – шимбә;
  • казахское – сенби;
  • чувашское – шăматкун.

Как слово появилось в латыни и греческом?

Заимствование из древнееврейского

В латинский язык изучаемое слово пришло из древнегреческого, а в последний – из древнееврейского. На иврите оно пишется ‏שַׁבָּת и читается как «шабат». Этот термин связан с глаголом «шават», означающим «прекращаться», «воздерживаться», «покоиться».

У иудеев шаббат – суббота – является седьмым днем недели. Тора предписывает в это время воздерживаться от какой бы то ни было работы. Почитается суббота и другими категориями верующих, к которым относятся караимы, самаритяне, представители таких направлений в христианстве, как русские «субботники» и адвентисты седьмого дня. Подробнее о субботе у иудеев будет сказано ниже.

Не только седьмой день

Жертва в Скинии

Разбираясь в происхождении «субботы», нужно отметить, что это слово обозначает не только отдых в седьмой день недели. Оно касается дней отдыха от работы и праздничных дней вообще, независимо от того, на какой период они выпадали. Например, таким был День очищения. О нем было сказано в книге Левит. Это десятый день седьмого месяца согласно нашему исчислению. Он приходится на 10 сентября. У евреев он соединялся с постом, а также с сокрушением о грехах.

В такой день первосвященником приносилась жертва от своего имени. Перед Скинией он ставил двух козлов, бросал жребий и закалывал одного из них как жертву во имя искупления грехов всего народа. Над другим козлом грехи народа исповедовались священником, а затем животное изгоняли в пустыню. В заключение проводился обряд всесожжения.

В Древнем Вавилоне

Суббота в Вавилоне

Чтобы понять происхождение слова «суббота», целесообразным будет рассмотреть и еще один вариант его использования в давние времена.

У вавилонян существовало такое понятие, как «ша пату». Его значение – «день середины». Речь шла о 15-м дне месяца, который был «днем успокоения божьих сердец». Как и у иудеев, он отмечался молитвой и покаянием.

Помимо этого, в определенные даты в Вавилоне было запрещено заниматься некоторыми видами деятельности. Это были 7, 14, 21, 28 числа в месяце. В особенности это касалось царских особ. Причиной запрета было то, что эти даты считали несчастливыми.

Соблюдай день субботний

День радости

Как указывается в Исходе, Левите, Числах, а также в книге Царств и в некоторых других писаниях, седьмой день у евреев рассматривается как день святого покоя, в который запрещено было работать. Это указание относилось также и к пришлым людям, и к рабам, и даже к скоту.

Нельзя было зажигать огонь, носить ношу. Пищу для субботы нужно было приготовить заранее. Запрещалось покидать место проживания. В связи с этим сбор дров и манны был нарушением. Необходим был перерыв во всякой деловой жизни. Карой за нарушение предписаний была смертная казнь.

Однако основной смысл субботы заключался не в самом бездействии, а в отраде израильтян. Они собирались вместе, чтобы вознести хвалу Господу и совершить богослужение. Ежедневная жертва всесожжения приносилась в двойном размере, а в святилище приносились новые хлебы.

Связь с отдыхом Бога

Отдых Бога

В заключение изучения происхождения слова «суббота» нужно отметить, что отдых в этот день символизировал для иудеев причастность к покою Божьему. На седьмой день после того, как сотворил мир, Бог решил отдохнуть от дел и благословил эту дату. И эту святость он заповедовал соблюдать Израилю. То есть субботу необходимо выделять в череде других дней, как тот, что является особенным, так как он посвящен Господу.

Для евреев, избавленных Иеговой от подневольной беспрерывной работы в египетском рабстве, этот день стал знаком того, что они освящены Богом. Он выделил их из других народов, и живы они только как народ завета благодаря его благословению. Таким образом, для евреев соблюдение и нарушение субботы приравнено к соблюдению и нарушению завета, заключенного с Богом.