09-12-2018 21:00

Мотивация учебной деятельности младших школьников: понятие, основные принципы, цели, задачи и примеры

Такое понятие, как мотивация учебной деятельности младших школьников, необходимо для объяснения деятельности и поведения ребенка. Это актуальная проблема в теоретическом и практическом отношении. Занимает центральное место в педагогике и педагогической психологии.

Становление жизненной позиции

Пути формирования мотивации

Когда ребенок поступает в школу, изменяется его отношение к жизни. Учение является ведущей деятельностью. Школьник узнает о новых правах, обязанностях, системе отношений. Учебная мотивация младших школьников состоит из нескольких элементов. В процессе работы возникают потребности, цели, установки, чувства долга, интересов. Мотивы могут быть внутри школы и за ее пределами: познавательные и социальные. Например, социальный фактор, когда ребенок стремится закончить школу с отличием.

Ведущие институты и университеты ОрлаВам будет интересно:Ведущие институты и университеты Орла

Первая группа включает в себя познавательные мотивы, где школьники овладевают новыми знаниями. Учебно-познавательные помогут добывать знания. Самообразование направлено на самостоятельное совершенствование.

Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников происходит в тот момент, когда происходит влияние социальных мотивов. Учащиеся получают знания, помогающие быть полезными и нужными обществу, своей Родине. Ребенок стремится занять определенную позицию, место в отношении с окружающими. Во время социального сотрудничества происходит взаимодействие с другими людьми, анализ способов и форм своего сотрудничества.

Особенности и характеристики деятельности

Важно обратить внимание на некоторые факторы учебной мотивации младших школьников. В первом классе дети стремятся к знаниям, им нравится учиться. К концу начальной школы число таких ребят сокращается до 38-45%. В некоторых ситуациях становится отрицательным. Доминируют мотивы, связанные с окружающими взрослыми: «Нравится учитель», «Так хочет мама».

Кислые соли соляной кислоты: гидрохлорид, формулаВам будет интересно:Кислые соли соляной кислоты: гидрохлорид, формула

Постепенно такой подход изменяется, дети не хотят выполнять школьные обязанности. Они не прилагают усилий, не стараются. Учитель теряет авторитет. Ребенок чаще прислушивается к мнению сверстника. Происходит формирование коллективных отношений. Эмоциональное благополучие зависит от того, какое место учащийся в нем занимает.

Формирование учебной мотивации у младших школьников происходит при влиянии некоторых факторов:

  • Необходимо правильно подобрать учебный материал.
  • Организовать деятельность на уроке.
  • Выбрать коллективные формы деятельности.
  • Предложить варианты оценивания и рефлексии.

При здоровой мотивации учебной деятельности младших школьников подтягиваются ученики. К 8-9 годам ученики избирательны в отношении к отдельным предметам. Мотивация проявляется в положительном и отрицательном ключе. Важно учитывать формирование и влияние факторов. Имеет значение возраст, личностные характеристики.

Пути формирования: на что обратить внимание

Совместная деятельность с учителем

Чтобы происходило формирование учебной мотивации у младших школьников, необходимо прививать школьникам идеалы и образы. Первый способ называют движением сверху вниз. Представлен он системой нравственного воспитания. Ученики отождествляют свое поведение с мотивами, которые предоставляет общество. Используют второй способ, при котором школьник включается в различные виды деятельности. Так получают опыт нравственного поведения. Мотивы становятся реальными.

Для развития применяют различные способы мотивации младших школьников к учебной деятельности. Однако не все они долгое время удерживают желание работать на уроках, получать знания. У школьника должно формироваться положительное отношение к обучению. Чтобы это происходило, учитель должен знать, чем нравится заниматься учащимся на уроках, что вызывает положительные эмоции.

«Баба с возу — кобыле легче!»: значение пословицы, ее интерпретацияВам будет интересно:«Баба с возу — кобыле легче!»: значение пословицы, ее интерпретация

Одним из примеров мотивации к учебной деятельности младших школьников является создание условий, при которых ученики готовы преодолевать препятствия. Они смогут испытывать собственные силы и способности.

Основными задачами повышения учебной мотивации младших школьников выступают:

  • Освоение методов изучения и формирования.
  • Изучение возрастных особенностей.
  • Внедрение способов, повышающих желание к познанию.
  • Ведение внеклассной деятельности.
  • Создание банка собственных разработок.
  • Обобщение и распространение положительного опыта.

При формировании мотивации учебной деятельности младших школьников появляется способность к смыслообразованию. Актуальность определяется тем, что учитель создает предпосылки. Впоследствии к окончанию школы мотивация приобретает определенную форму.

Какие методы считают эффективными

Индивидуальные и групповые формы работы

Выбор способов для формирования мотивации учебной деятельности младших школьников заключается в их использовании. Такой подход поможет избежать безразличного отношения к учению, а прийти к осознанному и ответственному. Объектом выступают все компоненты мотивационной сферы, умение учиться.

Впоследствии формируется положительная мотивация. Если изначально побуждения возникают в беспорядке, отличаются импульсивностью и неустойчивостью, с взрослением они становятся зрелыми. На первое место выходят отдельные мотивы, создается индивидуальность личности. В нее входит целостная внутренняя позиция ученика.

Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности младших школьников определяется уже к моменту прихода в школу. На этом этапе происходит включение в новую деятельность, формируется внутренняя позиция. Она является важной для ученика и взрослых. Возникает желание ходить в школу, носить портфель. Наблюдения за учащимися показывают, что влияние оказывают разговоры других детей, которые менее удовлетворены моментом нахождения в школе, получаемыми оценками. Однако рост культуры, телевидения, интернета повышает объективное оценивание происходящего.

Важные моменты: положительные и отрицательные стороны

Постановка проблемы и способы ее решения

Важным моментом в актуальности мотивации учебной деятельности младших школьников считают благоприятное отношение к школе. Здесь дети становятся любознательными, у них расширяются интересы, они проявляют интерес к явлениям окружающей среды, принимают участие в творческих играх, проигрывают сюжеты. Они помогают реализовать социальные интересы, эмоциональность, сопереживание.

Кратко о мотивации учебной деятельности младших школьников нужно сказать о любознательности. В качестве благоприятного условия выступает открытость, доверчивость, восприятие учителя в качестве главного человека, желание слушать и выполнять задания. Происходит упрочение мотивов долга и ответственности.

Среди негативных моментов при развитии мотивации учебной деятельности младших школьников выделяют такие характеристики:

  • Часто недейственные методы, которые не могут долго поддерживать деятельность.
  • Неустойчивость, ситуативность, угасание желания получать знания без поддержки учителя.
  • Ученик не может дать точное определение того, что вызывает интерес в предмете.
  • Нет заинтересованности в преодолении трудностей в учебном процессе.

Вращение твердых тел и формулы углового ускоренияВам будет интересно:Вращение твердых тел и формулы углового ускорения

Все это приводит к формальному и беспечному отношению к школе.

Результативность в зависимости от используемых факторов

Жизненная позиция учащегося

Диагностика мотивации учебной деятельности младших школьников позволяет выявить некоторые основные моменты. Сначала у школьников преобладает интерес к написанию букв и цифр, к получению отметок, а только позднее – к добыванию знаний. Познавательные мотивы проходят путь от некоторых факторов до принципов и закономерностей.

К 8 годам школьники уделяют больше внимания рисованию, лепке, решению задач, но не любят пересказывать, учить наизусть стихотворения. Интерес проявляется к заданиям, где можно проявить самостоятельность и инициативность. Среди особенностей учебной мотивации младших школьников готовность принимать цели, поставленные учителем. Учащиеся самостоятельно выстраивают логическую цепочку из важных заданий, которые необходимо выполнять в определенной последовательности. Называют этапы решения задач, определяют свойства целей. Слабое целеобразование приводит к отсутствию внимания на уроке. Отмечают неуспех на уроках, нежелание учиться, получать новые знания.

Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников тесно связано с эмоциональной сферой. Она будет положительной при получении хороших отметок. Ученики впечатлительны, непосредственны в проявлении и выражении эмоций. Они реактивные, быстро переключаются. По мере взросления происходят изменения в сторону содержательности и устойчивости.

Мотивация учебно-познавательной деятельности младших школьников перестраивается. Впоследствии удовлетворяется, перерастает в новый тип отношений, обретает зрелые формы. Возникает интерес к новым знаниям, закономерностям. Формирование новых уровней необходимо для быстрой адаптации в средней школе.

Формирование мотивации: какой путь необходимо пройти

Чтобы повысить уровень учебной мотивации младших школьников, необходимо приучать их к систематичной и упорной работе. Ученик должен усваивать новые знания, овладеть различными способами действия, осмысливать наблюдаемые объекты. Учебная деятельность должна иметь смысл, стать важной целью в жизни каждого ребенка. Он не должен просто выполнять желание своих родителей приносить домой хорошие отметки.

Среди особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников использование адекватного учебного материала. Только подача информации учителем, прочтение ее в учебнике не приводит к какой-либо деятельности. Она должна полностью совпадать с тем, что хочет узнать школьник. Впоследствии материал подвергают умственной и эмоциональной обработке. Не каждая мотивация подходит каждому ученику. Необходимо подбирать упражнения, дающие пищу психической функции, памяти, мышлению и воображению. В эмоциональную сферу входят новые впечатления, положительные и отрицательные моменты.

Учитель разрабатывает тематические планы, планы уроков, подбирает иллюстративный материал, который необходим школьникам. Информация должна быть доступной учащимся, давать возможность проявить их жизненный опыт. В то же время материал подбирают сложный и трудный, чтобы он удовлетворял их потребности в развитии психических функций и ярких эмоций.

Задания для мотивации учебной деятельности младших школьников должны формировать желание и стремление учиться. Они не должны быть легкими, так как у учащихся пропадает интерес. Новые знания покажут, что школьник мало знал раньше. Изучаемые объекты показываются с новой стороны. Каждый урок разрабатывается таким образом, чтобы решить серьезную проблему. Таким образом происходит формирование мотивации, направленной на содержание урока.

Способы организации уроков

Эффективные методы

При изучении мотивации учебной деятельности младших школьников и ее видов понадобится учебный материал. Чтобы его усвоение было эффективным, важны все части и их соотношение. Результатом выступает качество обучения, развивающие и воспитывающие факторы. Успешность гарантирована при наличии целей, направленных на овладение материалом. Учитель должен правильно организовать деятельность, определить характер и структуру урока.

Важно научить школьников изучению самостоятельно раздела или темы. Для этого придерживаются таких этапов:

  • Мотивационного.
  • Познавательного.
  • Рефлексивно-оценочного.

На первом этапе ученики осознают, для чего им нужны определенные знания. Школьникам рассказывают об основной задаче, что конкретно придется изучать. Под руководством учителя выясняют, достаточно ли уже имеющихся знаний, что необходимо сделать, чтобы решить поставленную задачу.

Этапы проведения урока: постановка целей, задач и пути их решения

Результативность на основании положительных и отрицательных факторов

Среди примеров мотивации к учебной деятельности младших школьников на этом этапе выделяют несколько моментов. Создают учебно-проблемную ситуацию, с помощью которой вводят учащихся в предмет изучения. Для этого учитель подбирает несколько приемов в зависимости от индивидуальных особенностей ребят. Вместе они формулируют основную задачу, обсуждают проблемы и пути ее решения.

С помощью учебной задачи показывают ориентир, на который ученики направляют свою деятельность. Каждый ставит перед собой цель. В итоге получают систему частных задач, которые постоянно поддерживают мотивационный тонус. Важно подвести школьников к самостоятельной постановке проблемы и возможности найти несколько путей решения.

При правильном подходе учащиеся знают, как контролировать свою деятельность. После постановки учебной задачи, понимания и принятия ее учениками обсуждают, каких пунктов придерживаться для получения положительного результата. Учитель обозначит время и сроки до завершения процесса. Это создаст четкость и понимание того, чем необходимо заниматься. Затем сообщают, какие знания понадобятся для изучения темы. Так каждый ученик сможет оценить свою работу самостоятельно. Некоторым ученикам предлагают задания, которые помогут восполнить пробелы, повторить изученные правила. После этого переходят к получению новых знаний.

На познавательном этапе усваивают тему, овладевают учебными действиями. Важно применить такие приемы, которые позволят дать учащимся максимальное количество знаний для ясного их понимания и решения учебной задачи.

С помощью моделирования понимание новой темы становится осознанным. Учащиеся наглядно представляют, какого плана необходимо придерживаться, чтобы получить новые знания. Учитель с помощью наглядного материала и определенных действий показывает, что нужно запомнить и выполнить для получения результата. Так школьники приобретают опыт творческой деятельности и мышления.

На итоговом рефлексивно-оценочном этапе учащиеся анализируют собственную деятельность. Каждый дает самооценку, сопоставляет результаты своей деятельности с учебными задачами. Организация работы рассчитана на то, чтобы школьники получили эмоциональное удовлетворение. Они должны быть рады тому, что преодолели трудности. Это впоследствии влияет на желание учиться, получать знания, применять их на уроках и в повседневной жизни.

Формирование мотивации: постановка проблемы и способы ее решения

Для положительного эффекта необходимо создавать проблемные ситуации. Это позволит влиять на желание слушать на уроке в процессе осуществления деятельности. Как только ученик начинает действовать, возникают и развиваются мотивы. Процесс должен быть интересен, вызывать радость.

У всех школьников имеется потребность в мышлении, понимании того, что происходит вокруг. Важно помнить, чтобы развивать мышление, необходимо правильно подбирать и дозировать материал. Восприятие органами чувств делает ее нейтральной, поэтому не вызывает желание действовать.

В младших классах учитель не задает вопрос, а предлагает перейти к практической работе. Задача или рассказ не поможет вызвать проблемную ситуацию. После того, как учащийся приступит к действию, можно задавать вопрос.

Сокровища - это... Значение слова, фильмы с этим словом и не толькоВам будет интересно:Сокровища - это... Значение слова, фильмы с этим словом и не только

Мотивация ученика важна настолько, насколько необходимо доступное изложение учебного материала, организация поисковой деятельности. Все методы возбуждают интерес к содержанию учебного материала, формируют положительную мотивацию.

Необходимость коллективного обучения

На уроках важно использовать работу в группах. Это делает учебный процесс эффективным. Становление мотивации происходит только при включении в деятельность. Именно групповые методы вовлекают в работу всех учащихся. Даже слабые школьники выполняют задание.

Чтобы формирование мотивации происходило в положительном ключе, школьник должен быть субъектом процесса. Он должен чувствовать, что он организован лично для каждого ученика, а цели и задачи являются его собственными.

Учитель организовывает личностно-ролевой подход. Тогда каждый учащийся будет выполнять свою роль. Он сможет стать помощником учителя, оппонировать ему, консультировать других учащихся. Роли выполняют на протяжении определенного времени. Учитель является организатором и руководителем.

Использование различных форм взаимодействия на уроке позволяет дифференцировать деятельность. Тогда задания станут посильными для каждого школьника. При выборе формы проведения урока учитывают возраст учащихся, особенности класса.

Важным является вопрос оценивания. С одной стороны, оценка является своеобразной мотивацией, с другой – вызывает постоянные дискуссии. С психологической стороны баллы необходимо выставлять. Однако она не должна иметь преимущественную ценность перед деятельностью. Если отсутствует познавательная потребность, отметка становится неэффективной, перестает выступать в роли мотивации. Все чаще преподаватели ищут новые формы оценивания.

Главное в оценке – качественный анализ работы. Важно подчеркнуть положительные моменты, выявлять причины недостатков. Это необходимо для формирования адекватной самооценки. Баллы должны занимать второе место. Они указывают на имеющиеся пробелы в работе. Рекомендуется использовать формы взаимопроверки и взаимооценивания. Это позволяет формировать разумное отношение к отметке.

Методы исследования мотивации

Учитель использует несколько вариантов методов. Наблюдение часто выбирают для изучения мотивации. Оно выступает и как самостоятельный метод, так и в составе других методов исследования. К ним относится беседа, эксперимент. В процессе наблюдения показателями мотивации выступают признаки активности ученика, умение вычленять способ и результат действий, вопросы к учителю, ответы ученика. Наблюдение используют на уроках и во внеурочной деятельности.

Анкетирование делится на несколько вариантов. Их составляют из прямых вопросов, чтобы выявить осознанные мотивы. Селективный вид предлагает несколько вариантов ответов на один вопрос. Ученик выбирает подходящий. Анкета-шкала представляет собой тест, где необходимо оценить в баллах правильность каждого варианта. Достоинством считают возможность быстро получить материал для обработки и анализа. Анкетирование называют первым ориентиром в мотивах учения.

С помощью беседы или интервью глубоко изучают индивидуальные особенности мотивации. Необходимо установить психологический контакт. Отношения между учителем и учеником доброжелательные.

Среди продуктов деятельности учащихся для изучения учителем находятся продукты творчества. Это стихи, рисунки, сочинения, поделки, что позволяет давать характеристику внешним и внутренним мотивациям. Сочинения и беседы дают психологический материал для выявления индивидуальных, личностных отношений. Учитель делает подборку об особенностях мотивации в различных сферах жизнедеятельности.

Если предмет интересует ученика, у него повышается успеваемость. При изучении показателя учитывают субъективное отношение к отметке. Способ сбора данных отсутствует, основную роль играет психологический анализ. Мотивация учебной деятельности – основное понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности. Система определяет дальнейшую перспективу развития.

Влияние внешних факторов

Когда наступает время становления ребенка не дошкольником, а младшим школьником, у ребенка меняется внутреннее отношение и объективное положение вещей. Появляется субъективная готовность к школе. Мотивационная сфера перестраивается. Изменяется направленность в познавательной и социальной сфере, появляется конкретизация. Ученик стремится посещать школу, появляются зрелые мотивы.

После проведения педагогических и психологических исследований выявили, что младшие школьники имеют большой запас знаний для формирования мотивационной сферы. От этого времени зависит процесс обучения на протяжении всего школьного периода. Учителю необходимо использовать все методы в одной системе, чтобы в комплексе они помогли в становлении мотивации. Соблюдают индивидуальный подход, так как некоторые методы помогут одному ученику, но не воздействуют на другого. В совокупности методы представляют собой эффективное средство для формирования желания учиться.

Главной задачей учителя остается использование методов, вызывающих любопытство. А оно является причиной познавательного интереса. Для этого создают ситуацию успеха, давая задания с опорой на старые знания. На уроке должна быть доброжелательная атмосфера доверия и сотрудничества. На рефлексии оценивают себя, деятельность других. Используют вопросы: «Что мы узнали?», «Почему было трудно?»

В процессе урока учитель создает ситуацию дефицита знаний, чтобы школьники могли самостоятельно определить цели. Учащимся предоставляется право выбора с использованием разноуровневых заданий. Учебный материал соотносят с конкретной жизненной ситуацией.

Познавательный блок формирует учебную задачу. Школьник может самостоятельно выделить ее на уроке. Он овладевает новыми способами учебной деятельности, самоконтроля, самооценки. Ребятам нравится необычная форма подачи материала. На уроке должно быть сотрудничество, чтобы совместно решать проблемы и разрешать противоречия. Поможет эвристическая беседа, дискуссия, классификация, обобщение.

Для привлечения к оценочной деятельности используют рефлексивные линейки, отзывы об ответе других. Стимулируют школьников оценкой, благодарностью, словесным поощрением, выставкой лучших работ.

Побудить к учебной деятельности можно не одним мотивом. Необходима целая система, в которой все мотивы соединяются. Только так учитель сможет добиться результата, а учащиеся будут с удовольствием получать знания на уроках.