03-12-2018 23:27

Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачи

Дошкольное образование ставит перед собой цели обеспечения самореализации и развития детей, а также развития инициативы и исследовательской деятельности ребенка. Одним из лучших средств развития вышеуказанных качеств служит технология исследовательской деятельности, о которой мы подробно поговорим в этой статье.

Почему дети так любопытны?

Ребенок постоянно ищет новые для себя предметы и впечатления потому, что им движет тяга к ориентировочно – исследовательской деятельности, которая направлена на изучение окружающей среды. Чем более разнообразна и интенсивна поисковая деятельность ребенка, тем большим количеством информации он будет обладать, и, соответственно, более высоким уровнем развития будет отличаться.

Как найти объем правильной шестиугольной призмы (формула)Вам будет интересно:Как найти объем правильной шестиугольной призмы (формула)

Изучение ребенком окружающего мира

Лучше всего информация усваивается ребенком, когда он исследует сам окружающий мир звуков, предметов и запахов. Для ребенка весь окружающий мир нов и интересен, он смотрит на него незамыленным взглядом. Разве можно узнать мир лучше, чем через личные ощущения и опыт? Технология исследовательской деятельности изучает способы и причины познавательной деятельности ребенка.

Причины исчезновения всеобъемлющего любопытства у ребенка

Физические изменения у подростков: юношей и девушекВам будет интересно:Физические изменения у подростков: юношей и девушек

Что же является причиной того, что некогда веселый и любопытный ребенок вдруг потерял всякий интерес к жизни?

Родители, разумеется, из лучших побуждений, часто говорят своим детям, чтобы они не смотрели по сторонам, чтобы не споткнуться, не трогали листья, землю и снег, не бегали по лужам.

Из-за таких действий непредусмотрительных взрослых у ребенка рано или поздно пропадает интерес к тому, почему же трава зеленая, радуга появляется после дождя, а бензин оставляет на лужах причудливые цветные разводы.

Изучение окружающего мира

Технология исследовательской деятельности учит педагогов правильно отвечать на вопросы и одновременно оберегать ребенка от многих неприятностей, ведь задача взрослых - не препятствовать, а способствовать разностороннему развитию детей.

Определение исследовательской деятельности и сопряженных с ней понятий

Технология исследовательской деятельности – это раздел интеллектуально-творческой деятельности, основой которой являются поисковая активность и исследовательское поведение. Также это активная деятельность ребенка, которая направлена на постижение причинно-следственных связей между окружающими явлениями, а также на их упорядочивание и систематизацию.

Физические изменения у подростков: юношей и девушекВам будет интересно:Физические изменения у подростков: юношей и девушек

Несколько основ исследовательской деятельности:

  • Поисковая активность – поведение, целью которого является изменения ситуации или отношения к ней, если отсутствует определенный прогноз ситуативных результатов. При этом постоянно ведется учет ситуативной эффективности и результативности.
  • Исследовательское поведение – это действия, направленные на изучение и поиск новой информации из окружающей среды.
  • Исследовательская активность – нормальное состояние ребенка, выражающееся в его желании все изучить и узнать. Можно сказать, что исследовательская активность - это шаг в неизведанное для ребенка.

Исследования у детей

Исследовательская деятельность в онтогенезе

Теория исследовательской деятельности в ДОУ изучает детей с раннего детства, и поначалу их деятельность представляет собой простые эксперименты с вещами, в ходе которых происходит дифференциация восприятия, а также оттачивается навык различать предметы по цвету, форме, назначению. Происходит обучение простым орудийным действиям.

В дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивные ориентировочные действия, пробу возможностей нового материала.

В старшей группе ДОУ познавательная деятельность проявляется у ребенка как в виде экспериментов, так и в виде многочисленных вопросов взрослому.

Почему так важно самовыражение для ребенка?

Есть несколько причин, по которым не стоит пренебрегать внедрением технологий проектно-исследовательской деятельности в ДОУ:

  • развитие мыслительной деятельности ребенка, активизация его мыслительных процессов;
  • качественное развитие речи;
  • расширение спектра умственных комбинаций и приемов;
  • формирование и развитие самостоятельности, способность приспосабливать определенные предметы для своих целей и для достижения определенного результата;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка и его творческих способностей.

Познание окружающего мира

Благодаря проводимым исследованиям, ребенок сам ищет ответы на все свои вопросы. Это колоссальный опыт для ребенка, а также развитие его способности творить, думать и самовыражаться.

Плюсы исследовательской деятельности ребенка

Боковая поверхность конуса обычного и усеченного. Формулы и пример решения задачиВам будет интересно:Боковая поверхность конуса обычного и усеченного. Формулы и пример решения задачи

В процессе изучения технологии исследовательской деятельности по ФГОС, педагог учится развивать в ребенке познавательную активность и любознательность, память, активизировать его мыслительные процессы, потому что нельзя игнорировать постоянно возникающую необходимость совершения операций по анализу и синтезу информации, а также обобщения, классификации и сравнения последней. Развитие речи стимулируется необходимостью заключать выводы и формулировать определенные закономерности. Ребенок накапливает многочисленные умственные навыки и умения, развивает творческие способности. Дети учатся измерению, счету, сравнению. Также развивается эмоциональная сфера ребенка.

Исследовательская деятельность в начальной школе

В наше время очень важно создать подходящие условия для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, с которыми школьник выходит за стены среднего учебного заведения, должны быть применимы на практике и способствовать его успешной социализации. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо отказаться от классических методов преподавания, которые направлены на формирование знаний, умений и навыков, и перейти на методики личностно-ориентированного развития.

Приоритет должен отдаваться методикам с элементами творчества. Среди них особое внимание уделяется такому методу обучения, как технология организации исследовательской деятельности. Она решает проблемы внедрения в современные образовательные учреждения методик личностно-ориентированного развития. Ребенок в младшей школе учится анализировать, изучать, синтезировать и оценивать полученную информацию так, чтобы применять ее на практике.

Польза исследовательского метода обучения

Чтобы поднять процесс обучения на качественно новый уровень, необходимо внедрить технологию научно-исследовательской деятельности в систему внеурочного и урочного обучения, целью которого является развитие творческих и аналитических способностей ученика с учетом индивидуальных особенностей.

Познание окружающего мира ребенком

С помощью непосредственного участия в исследовательской деятельности учащиеся начинают осознавать свою принадлежность и значимость в большой науке, знакомится со способами творческой и научной работы, развивают в себе интерес к познанию, учатся общению со сверстниками, принимают участие во всевозможных научно-исследовательских экспериментах.

История появления метода исследований

Технология учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике была востребована еще в глубокой древности. С тех пор как у человечества появилась потребность к обучению, люди думали, как же оптимизировать и улучшить этот процесс.

Сократ стал первым ученым в истории человечества, который внедрил в обучение методы исследования. Намного позже Фридрих Адольф Дистервег, известный немецкий ученый, признал, что методы Сократа являются венцом учительского искусства. Главная мысль Сократа заключается в том, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить ее самостоятельно.

Тактильное восприятие окружающего мира

Технология развития исследовательской деятельности находила свое отражение в трудах представителей просветительской деятельности восемнадцатого века. К ним относятся такие ученые как Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце девятнадцатого века свой неоценимый вклад в изучение исследовательской деятельности детей внесли такие ученые как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой.

Направления и задачи исследовательской деятельности по ФГОС

К основным задачам в технологии исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС можно отнести:

  • выявление интересов учащегося и включение его в исследовательскую деятельность;
  • обучение учащихся в соответствии с современной научной литературой и развитие навыков поиска информации;
  • изучение науки под руководством опытных научных руководителей;
  • предоставление рецензии на работы учеников, участвующих в научных конференциях;
  • проведение всевозможных конкурсов и олимпиад.

Основные задачи педагога при работе с методами исследовательской деятельности являются:

  • удовлетворение исследовательской тяги ученика педагогом;
  • пробуждение у ученика интереса к поисковой деятельности;
  • применение средств, которые активизируют процесс изучения и познания;
  • помочь ребенку найти свою индивидуальную стратегию познания;
  • донести до ребенка мысль, что осознание - плод познавательной потребности;
  • доведение учащегося до стабильного результата;
  • стимулирование учащегося путем создания подходящих и комфортных условий для познания.

Продуктивность исследовательской деятельности

Ребенок проявит недюжинный интерес к исследовательской деятельности, если будет чувствовать свою значимость в этом процессе. Чтобы в ученика начали появляться первые успехи, преподаватель должен знать несколько простых правил.

Тактильное восприятие

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать педагогу для того, чтобы у ученика проснулся интерес к исследованиям:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития.

Принцип доступности означает подбор индивидуальных заданий и методов обучения для ученика с учетом возрастных и временных особенностей.

Принцип поуровневости означает участие и обеспечение доступности в исследовательской деятельности на всех уровнях дошкольного и школьного образования: школьной администрации, коллектива педагогов, родителей и самих дошкольников и школьников. При этом каждый уровень учитывает индивидуальные особенности ученика, его таланты, способности и желания, а также удобство времени и занятость. К примеру, исследовательская деятельность на уроках технологии в школе разная для девочек и для мальчиков.

Принцип временного развития учитывает особенности каждого периода времени и ставит задачи, опираясь на временные особенности и рамки. Принцип временного развития представляет определенную трудность для учеников, поскольку требует недюжинной настойчивости и навыков достижения цели, а также определенного уровня трудолюбия.

Принципы личностно-ориентированного образования

Разумеется, современный подход к реализации потенциалов учеников должен быть основан на системе личностно-ориентированного образования. Благодаря этой системе ребенок развивается как личность и одновременно получает знания, необходимые в будущем.

Благодаря внедрению теории исследовательской деятельности в образовательный процесс, ребенок учится ценить нахождение и самостоятельное решение проблем и задач. Взаимодействие, ориентированное на личность, невозможно без конструктивного диалога учителя и ученика. В этом взаимодействии очень важно, чтобы учитель не просто навязывал свою точку зрения, ведя ученика по протоптанной дорожке, а помог сделать собственные выводы и самостоятельно решить возникающие проблемы.

Результаты исследовательского обучения

Результаты исследовательского обучения можно оценить по двум критериям: соответствие результата педагогическим критериям и требованиям и непосредственное развитие личности в процессе этой деятельности.

Можно сделать вывод, что использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ и школе помогает ребенку развиваться как личность, готовит его к возможным сложностям в современном мире, помогает процессу успешной социализации, а также реализовать свои творческие задатки и способности, стать полезным окружающему миру и окружающим людям.