16-11-2018 17:44

Татьба - это кража в Древней Руси

В Судебнике 1497 г., составленном при правлении Ивана III, большое внимание уделено имущественным (экономическим) преступлениям. Они причиняли большой ущерб не только некоторым собственникам, но и всему обществу. Одно из таких преступлений это – татьба, то есть кража.

Кража по Судебнику 1497 года

Великий князь Иван III

В этом документе среди экономических преступлений находятся такие, как:

  • разбой;
  • грабеж;
  • кража;
  • растрата;
  • приобретение украденных вещей;
  • уничтожение межевых знаков;
  • «пожег»;
  • перепашка чужой земли.

«Конторщик» — это профессионал в работе с бумагамиВам будет интересно:«Конторщик» — это профессионал в работе с бумагами

Кража, или татьба, - это, в отличие от других указанных преступлений, не открытое хищение чужих вещей, а тайное. Слово образовано от устаревшего названия вора – «тать», которое связано с такими лексемами, как «таить», «таю», «тайный».

Особенностью правового регулирования этого вида нарушений имущественных прав было то, что ответственность за кражу была гораздо более строгой, чем за грабеж. Она, наряду с разбоем и убийством, относилась к числу самых тяжких преступлений, считавшихся наиболее опасными для общества.

Так, например, в случае примирения с потерпевшим грабителя могли освободить от уголовной ответственности, а вот примирение вора с пострадавшим исключалось.

В связи с этим возникает вопрос: почему татьба в Древней Руси – это более тяжкое преступление, чем разбой? Ведь сегодня открытый способ хищения имущества, характеризующий грабеж, считается более опасным в сравнении с тайным. Ученые-юристы усматривают здесь два фактора: моральный и социальный.

Моральная сторона

Судебник 1497 года

По мнению ученых, одна из причин отмеченного выше взгляда на татьбу – это ее особая аморальность. При краже, в отличие от открытого нападения при грабеже, тот человек, на чью собственность покушался преступник, мог защищаться от него. Тогда как во время татьбы такая возможность у него отсутствовала.

Боясь получить отпор со стороны владельца имущества, вор предпочитал тайные действия, что говорило о его трусости и подлости, порочном, низменном нраве. Поэтому он и заслуживал серьезного возмездия.

Причина социального свойства

Община в Древней Руси

А также повышенная наказуемость кражи диктовалась и социальным фактором. Он заключался в специфике существовавшего в те времена жизненного уклада, во многом не похожего на нынешний. Сегодня население по большей части сосредоточено в средних и крупных городах. Люди проживают разобщенно и перемещаются из одного места в другое.

В прошлом подавляющая часть населения жила в сельской местности, в очень небольших по нынешним меркам населенных пунктах. Образ жизни людей характеризовался оседлостью. Все главные жизненные вопросы, такие как пользование землей, распределение повинностей, поддержание порядка, взаимопомощь, решались в рамках общинной организации.

Вследствие подобного социального уклада все хорошо знали друг друга, многие состояли в родственных связях, поэтому появление незнакомца в округе всегда можно было заметить.

Все сказанное напрямую относится к проблеме наказуемости татьбы. Если во время открытого посягательства на имущество потерпевший видел лицо преступника, то в противном случае тот оставался для него неизвестным.

В условиях общины, как относительно замкнутой социальной единицы, это говорило о том, что, скорее всего, преступление совершено кем-то из своих. Если же в это время на общинной территории находился посторонний человек, то сначала подозрение падало именно на него.

Следовательно, обращение к такому тайному способу отъема имущества, как татьба, – это сознательный шаг к тому, чтобы посеять рознь, взаимное недоверие, склонить к подозрению друг друга в преступлении. Таким образом, вор, по сути, разрушал внутриобщинный мир.

Вопросы квалификации

Если говорить современным языком, то, в отличие от грабежа, татьба была многообъектным преступлением, то есть нарушала не один пункт общественных отношений, защищаемых законом, а несколько. Во-первых, она наносила имущественный ущерб отдельному лицу, а во-вторых, являлась посягательством на отношения более высокого, социального уровня.

Кража могла быть простой, без каких бы то ни было смягчающих или отягчающих обстоятельств. А также существовала и «квалифицированная» татьба, то есть имеющая отягчающие обстоятельства, которая каралась наиболее сурово.

Церковная татьба

К последней относились, в частности, такие ее виды, как:

  • Церковная татьба, представлявшая собой хищение священных предметов из храма. Здесь также имелось два объекта нарушения прав – это одновременно преступление и против собственности, и против Церкви.
  • Повторная татьба, то есть рецидив.
  • Головная татьба, под которой понималось похищение бывшего свободным человека для продажи его в рабство.
  • Кража с поличным

    Нужно отметить, что особо выделялась ситуация, когда вора заставали на месте. При этом определение татьбы с поличным во времена Московского государства стало трактоваться иначе, нежели раньше.

    Сначала под ней, как и сейчас, понимали поимку преступника на месте кражи, затем она определялась как то, что «выймут» из-за замка, из клети. А если вещи найдут не за замком, а во дворе или пустой хоромине, то это неполичное.

    У ученых по поводу такой, на первый взгляд, простой дефиниции, сложилось два мнения. Одни считают, что поличное – это то имущество, что похищено из-под замка, то есть тайное хищение вещи, находившейся взаперти. Другие придерживаются мнения, что под поличным понималось украденное имущество, которое позже обнаружили под замком у похитителя.



    Источник