22-10-2018 18:08

Легендарная и непобедимая Железная дивизия

Прославленное подразделение Красной, затем Советской армии после распада Советского Союза оказалось бригадой в составе украинских вооруженных сил. В этом году исполнилось сто лет Железной дивизии. Одним из первых подвигов прославленного подразделения стало освобождение Симбирска от белогвардейцев и Чехословацкого корпуса.

Основание

Днем основания Железной дивизии считается 18 июля 1918 года. Именно тогда вышел приказ РВС 1-й армии Восточного фронта о формировании 1-й сводной Симбирской пехотной дивизии. В состав подразделения вошли отряды Симбирска (ныне Ульяновска), Самары и Сегелея, состоящие из добровольцев из числа местных жителей. Первым начальником (так тогда назывались командиры подразделений) вооруженного формирования стал прославленный армянский революционер и герой гражданской войны Гая Дмитриевич Гай (настоящее имя Гайк Бжишкянц).

Как устроен компас и как им пользоваться?Вам будет интересно:Как устроен компас и как им пользоваться?

Фактически это было самое начало полномасштабных боевых действий гражданской войны, связанной с мятежом Чехословацкого корпуса, объединившегося с эсерами. После заключения Брестского мира большевики обязались разоружить чехословаков и передать их немцам, в ответ они оказали вооруженное сопротивление. К 26 июля из Сергелея пробилась к Симбирску группа войск под командованием Гая численностью в 3 тысячи человек, которая с боями прошла около 100 верст через расположение белых формирований.

Получение почетного наименования

Командование революционной 1-й армии разработало план Симбирской операции, по которому планировалось начать наступление 25 августа. Командир сводной Симбирской дивизии писал Тухачевскому, что солдаты рвутся в бой, энтузиазм у красноармейцев большой, и просил разрешения наступать. После начала операции вооруженное формирование прошло с боями примерно 60 верст и вышло к пригородам Симбирска. Штурм командованием был назначен на следующий день - 12 сентября.

Гай вспоминал, что белогвардейцы упорно защищались, но части первого полка во главе с командиром Устиновым прорвались к южным городским кварталам. После упорных боев к 12:30 Симбирск был взят окончательно. Особо отличившимся в боях подразделениям были вручены награды. Симбирской дивизии вручили Почетное Красное знамя ВЦИК, и она официально стала "Железной". В Ульяновске помнят эти события. В 1927 году был установлен памятник погибшим красноармейцам, в 1968 году - начальнику подразделения. В городе есть улица имени Железной дивизии и проспект Гая.

По фронтам Гражданской войны

Боевой путь 24-й стрелковой дивизии проходил дальше по многим фронтам гражданской войны. В составе Туркестанской армии она принимала участие в боях с белоказаками под Оренбургом, в успешных наступательных операциях на территории Башкортостана и Татарстана. Потом подразделение было переброшено на западное направление, где участвовало в Польской войне (Польско-большевистская война по терминологии современной Польши), закончившейся разделом Украины и Белоруссии.

В это время дивизия входила в состав Вооруженных сил Украины и Крыма (так называлась армия Украинской Советской Социалистической Республики). Командовал подразделением начальник Муретов М. В. В 1920 году к названию было добавлено "Самарская", а с 1924 года Железная стала еще и 24-й Самаро-ульяновской стрелковой дивизией (в связи с переименованием города Симбирск в Ульяновск).

Финская война

В 1937 году в связи с обострением ситуации на северо-западе страны дивизию передислоцируют из Киевского военного округа в Ленинградский. В Финской войне 1939-1940 годов личный состав отличился при прорыве знаменитой линии Маннергейма на Карельском перешейке. Бои были тяжелыми, советская армия после массированного артиллерийского обстрела сумела нанести существенный урон финским войскам, которые в итоге отошли в глубину от 2 до 10 миль.

Железная дивизия участвовала в присоединении Эстонии после предъявления ультиматума от советского правительства, потребовавшего немедленного ввода дополнительных подразделений Красной армии.

В начале Великой Отечественной войны

К началу войны Железная дивизия находилась в Молодечно (Минской области). По планам в случае войны подразделение должно было в течение пяти дней прибыть в район Гродно, чтобы войти в состав 4-го стрелкового корпуса. Однако в бой с немецкими войсками пришлось вступить уже на третий день вблизи городка Лида на западе Белоруссии. Дивизия удерживала занимаемые позиции до 29 июня, попала в окружение, из которого вышла в район Могилева с относительно небольшими потерями, после чего в нее были включены остатки других частей. С жестокими боями она отходила в направлении Чернигова и дальше на Лубны.

В сентябре 1941 года подразделение попало в немецкий котел, было расчленено на несколько изолированных частей и уничтожено. История Железной дивизии (первого формирования) официально закончилась 27 декабря 1941 года, когда часть была расформирована.

Второе рождение

В Вологодской области зимой 1941 года была сформирована 24-я стрелковая дивизия (2-е формирование), которая участвовала во многих битвах и наступательных операциях Советской армии, закончив войну 9 мая 1945 освобождением города Летовице примерно в 100 км от чешской столицы. В Параде Победы принял участие сводный взвод Железной дивизии под знаменем части, которое в 1941 году при отступлении было похоронено колхозником Д. Тяпиным вместе со старшим политруком А. В. Барбашевым. После освобождения знамя было найдено, отреставрировано и в 1944-м возвращено прославленной части.

После войны часть дислоцировалась во Львове, сейчас это 24-я отдельная механизированная бригада. Военизированное формирование участвовало в вооруженном конфликте на территории Украины. В Самаре, Ульяновске и многих других городах бывшего Советского Союза помнят о подвигах прославленной дивизии.