17-10-2018 17:30

Семинарское занятие - это... Определение понятия, характеристики, особенности

Сначала разберемся с происхождением слова. Перевод с латинского seminarium говорит о многом – это рассадник.

Семинарское занятие – это великолепный пример традиционного метода обучения, который с легкостью интегрируется с современными форматами учебы. Семинары отлично модифицируются под конкретные нужды слушателей и преподавателя. Они могут отличаться друг от друга в значительной степени по длительности, многолюдности, методике преподавания и т. д. Но у них есть общие черты и принципиальные особенности.

Особенности занятий в формате семинара

  • Обязательная предварительная подготовка со стороны не только преподавателя, но и слушателей. Заранее объявляется тема и круг вопросов для обсуждения. Готовятся сообщения и доклады, после прослушивания которых проводится обсуждение.
  • Интерактивный формат обучения, включающий в себя активное участие слушателей в разнообразных формах.
  • Важнейшая особенность классического семинарского занятия – «теория без практики». Оно, например, отличается от тренинга, в котором присутствует обязательная отработка навыков. В семинаре имеют место только теоретические «разборки».
  • Лидером мнений всегда является ведущий семинара.

PhD - это... Расшифровка, особенности, условия полученияВам будет интересно:PhD - это... Расшифровка, особенности, условия получения

Телемеханика в электроэнергетике: назначение и применениеВам будет интересно:Телемеханика в электроэнергетике: назначение и применение

  • Вопреки распространенному мнению, длительность семинара может быть самой разной – от одного часа до нескольких дней.
  • Количество слушателей семинаров также может быть самым разным, лимитов здесь нет.

Сходства и различия

Сходство семинара с лекцией заключается в серьезном информационном компоненте от ведущего. Но целью семинара является не только получение новой информации. Главное – привести ее в порядок в головах слушателей. Такой процесс часто называют «разложить по полочкам», что достигается с помощью интерактивных технологий занятия.

Анализ и оценка данных. Методы оценки данныхВам будет интересно:Анализ и оценка данных. Методы оценки данных

Сходство семинара с тренингом обусловлено интерактивной методикой обучения. Что же касается различий, то в семинарах нет отработки практических навыков. Конечно, такая отработка нужна не всегда, но, например, техники продаж или постановка задач подчиненному требуют навыков. В этом случае больше подходит тренинг. А вот семинарские занятия по истории по своему формату придутся в самый раз.

Цели и задачи семинарского занятия

Если коротко, то главная цель (как и главная особенность) семинара – это научить слушателей оперировать полученной информацией. Анализировать, уточнять, не соглашаться, корректировать, систематизировать, дополнять, делать выводы, задавать вопросы и снова анализировать…

Цели семинарского занятия можно сформулировать и так: если слушатели в итоге будут готовы к интеллектуальной беседе с экспертами в данной теме, то ваш семинар удался, и все его задачи выполнены. Потому что такого рода беседы включают в себя дискуссии, дебаты, аргументы за и против, поиск новых решений и т. д. А на это способны лишь люди, хорошо разбирающиеся в обсуждаемом вопросе.

Семинарские амбиции

Вы можете возразить по поводу слишком амбициозной цели: «Это невозможно сделать в течение одного семинара». Ответ будет однозначным. Это сделать не просто возможно, а обязательно нужно. В противном случае не называйте свое занятие семинаром. Пусть оно будет лекцией, коллоквиумом, форумом, мастер-классом, чем угодно. Но не семинаром. Потому что семинарское занятие – это серьезнейший и чрезвычайно эффективный формат обучения. Без глубокой подготовки и соблюдения главных принципов вам не обойтись.

Вам нужна хорошо мотивированная и заинтересованная аудитория слушателей на входе. На выходе эта аудитория должна превратиться в группу экспертов со своими аргументированными точками зрения на вопросы, которые затрагивались по ходу занятия.

Это возможно? Конечно. Все зависит от вас.

Принципы проведения семинарских занятий

Выполнение амбициозных целей станет возможным лишь при соблюдении нескольких обязательных семинарских принципов:

  • Доступность изложения, которая включает в себя адекватный язык без канцеляризмов и устаревшей лексики. Преподаватель должен обладать навыками ораторского мастерства, иначе ничего не получится.
  • Продуманная архитектура обучения – это новый термин, обозначающий комфортность для слушателей во всем, начиная от внятного раздаточного материала, заканчивая адекватной температурой воздуха в аудитории.
  • Пунктуальность и временная точность занятия с соблюдением перерывов и длительности всех компонентов семинара. О нарушениях регламента, например, монологов в сторону увеличения не может быть и речи.
  • Последовательность и выверенная логика представления информации и обсуждений.
  • Актуальность темы и связь с сегодняшним днем, даже если вы ведете семинарское занятие по праву в античной Греции.
  • Использование всех возможных технических возможностей для наглядности занятий. Визуальное восприятие информации в несколько раз эффективнее слухового.
  • Гибридизация ДНК: понятие, определение, этапы развития и применениеВам будет интересно:Гибридизация ДНК: понятие, определение, этапы развития и применение

    Шесть пунктов выше напоминают принципы эффективной презентации. Так и есть, если вы хотите, чтобы ваши практические семинарские занятия были по-настоящему результативными, вам без современных презентационных технологий и навыков риторики не обойтись.

    Главное - начало

    Поскольку длительность семинара может быть самой разной, то и структуру занятия можно формировать сообразно его специфике. Планы семинарских занятий по истории, например, могут включать исторические видеопаузы, здесь пространство для творчества огромное. Если занятие длится больше одного дня, обучение можно разделить на модули, каждый из которых по своей структуре будет напоминать отдельный семинар.

    Главное – соблюдать общие структурные правила и этапы, которые остаются обязательными вне зависимости от длительности и темы семинарского занятия.

    Подготовка семинарского занятия – важнейшая часть, от которой зависит общий успех. Прежде всего это качественное информирование слушателей о теме и вопросах, которые будут представлены на занятии. Это может быть индивидуальная работа с участниками для подготовки их докладов, сообщений, эссе и т. д. Отличный способ – проводить подготовку в режиме онлайн с использованием любых возможных технологий. Главное – сделать так, чтобы участники пришли на занятие максимально подготовленными и заинтересованными. Сформируйте группу слушателей семинара в каком-нибудь мессенджере, ведь это несложно. А отношение к вам и к вашему семинару будет совсем другое, вот увидите.

    Основная часть и обучение вдогонку

    Основная часть в режиме офлайн

    Любое занятие (или его модули) должны состоять из классических эпизодов:

    • административная часть (длительность, перерывы, формат дискуссий и т. д.);
    • объявление темы, цели, плана и логики занятия (здесь великолепно работает инфографика);
    • основная часть (доклады, обсуждение, задания, игры и пр.);
    • заключение с выводами, опросами, анализом и тематическими планами на будущее;

    Итоги и обучение вдогонку в режиме онлайн

    Этот этап лучше провести через день или два после основного занятия. Здесь снова лучшим форматом будет режим онлайн. Письмо по электронной от преподавателя всем слушателям с выводами и разбором полетов может стать прекрасным семинарским финишем. Это можно устроить и в мессенджере. «Обучение вдогонку» - вот как можно назвать короткое повторение главных идей семинара в WhatsApp, например. Утрамбовать и зацементировать…

    Оценка эффективности семинара

    Оценка эффективности занятия - один из самых непростых вопросов в обучении взрослых, включая студенческую аудиторию. В отношении студентов можно, конечно, сослаться на будущие сессии с зачетами и экзаменами. Но мы ведем речь об оценке конкретного семинарского занятия. А она должна быть связана только с качеством полученных знаний.

    Необходимо четко понимать разницу между контролем знаний у студентов и оценкой эффективности занятия, ведь у этих оценок совершенно разные задачи.

    Контроль знаний конкретного человека нужен для оценки его интеллектуальных способностей, усидчивости, памяти, способности концентрироваться и т. д. Иными словами, это персональные учебные характеристики, которые формируются с помощью давно проверенных методов оценки знаний. Все это проводится с указанием имени человека, то есть персонализируется.

    Если же речь идет об оценке эффективности занятия, про имена слушателей в анкетах лучше забыть. Анонимность опросов и тестов добавит значительную долю объективности в итоговые результаты.

    Как оценивать не нужно и как нужно

    Печально, но большинство оценок эффективности семинаров (и тренингов) проводится самым неудачным способом с минимумом объективной информации. В конце занятия слушатели получают анкеты, в которых им предлагается указать свое имя и ответить на вопросы из разряда «понравилось ли» или «посоветуете ли вы семинар своему другу». Вишенкой на торте является вопрос «соответствовал ли семинар вашим ожиданиям». Такие опросы проводить легче всего. Да и результаты выходят великолепные: было весело, отлично отдохнули, будем всем советовать, ура.

    Работать нужно с групповой статистикой ответов до и после семинара. Анкеты с вопросами по теме занятия должны быть: а) анонимными, б) одинаковыми до и после. Только в этом случае можно получить достоверную и объективную информацию для анализа динамики знаний группы в результате занятия.

    Хорошим подспорьем в комплексной оценке эффективности семинара могут стать наблюдения за активностью участников, результатами их игр, вопросами после занятий и т. д. Главное – провести оценку системно и объективно. И конечно же, без вопросов «понравился ли вам семинар?»

    Резюме по семинарам

    Многие считают, что семинарское занятие – это рутинный и ни к чему не обязывающий формат обучения. Произошла обидная девальвация понятия: кто только не проводит бездарные и неэффективные часы обучения, называя их семинарами. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию?

    Было бы весьма полезно помнить о главной цели настоящего семинарского занятия. Это превращение слушателей в экспертов. Все очень просто понять. И очень непросто выполнить. Но амбициозные цели никогда не бывают простыми. Зато они всегда чрезвычайно интересны. Успехов.