15-10-2018 16:24

Основные языковые уровни: понятие, классификация и виды

Язык – это уникальное явление уже хотя бы потому, что это единственный научный феномен, который описывает сам себя. Кроме того, его природа весьма сложна, что порождает множество научных подходов, различных теорий и способов описания сущности языка.

Современная лингвистика признает язык сложной знаковой системой.

Системный подход

Системный подход как методологическое требование вошел в лингвистику благодаря трудам Ф. де Соссюра. Под системой обычно понимают единство однородных взаимосвязанных элементов. Но язык объединяет единицы разного порядка, а потому признан сложной структурой, которой взаимодействуют друг с другом подсистемы отдельных ярусов языковой структуры. Эти ярусы и образуют уровни системы языка. Значимой характеристикой системных отношений в языке является их иерархичность: единицы каждого последующего яруса состоят из единиц предшествующего.

Понятие языкового уровня

Основные языковые уровни: понятие, классификация и видыВам будет интересно:Основные языковые уровни: понятие, классификация и виды

Каждый ярус языка по сути своей является системой, так как образован элементами, вступающими в определенные отношения.

Названия уровней языковой системы соответствуют традиционно выделяемым разделам языка:

  • фонетика (фонетический уровень);
  • морфемика (морфемный уровень);
  • лексика (лексический уровень);
  • синтаксис (синтаксический уровень).

Знать - это... Двойственная суть словаВам будет интересно:Знать - это... Двойственная суть слова

В пределах каждого круга языковой структуры принято выделять составляющие его компоненты – единицы. На фонетическом уровне это фонемы, на морфемном – морфемы и т. д. Однородность единиц каждого яруса является относительной, так как язык существует в двух материальных формах – устной и письменной.

Выделение языковых уровней является результатом аналитического членения языка, а не стадиями его развития.

Итак, под уровнем языка понимают ярус (подсистему) общей системы языка, характеризующийся наличием специфических единиц, которые функционируют по определенным правилам и законам.

Рассмотрим основные языковые уровни подробнее.

Фонетика

Фонетический языковой уровень описывает звуковой состав речи. Центральным компонентом этого яруса является фонема (звук). Это предельная, то есть далее неделимая, единица языка.

Двойственная природа языка обуславливает то, что к фонетике примыкает и графика, изучающая способы передачи звуков на письме. Единица графики – буква.

Несмотря на то что фонетика является базовым, начальным ярусом системы языка, это довольно обширный и сложный раздел. В школьном курсе русского языка он представлен в крайне усеченном виде.

Знать - это... Двойственная суть словаВам будет интересно:Знать - это... Двойственная суть слова

Фонетика исследует звуки речи с точки зрения способа и места артикуляции, их сочетаемость и акустические характеристики, позиционные изменения звуков в потоке речи, интонацию и ударение.

К слову, об ударении: традиционно принято относить орфоэпию к фонетическому уровню языка. Но это не единственная точка зрения, так как данный раздел лингвистики регулирует правила произношения слов, а это уже лексический уровень языка. Орфоэпия – не единственный раздел в языке, который можно отнести к разным уровням. Иногда в таких случаях говорят о переходном, или смежном, подуровне.

Морфемика

Данный языковой уровень посвящен морфемному составу (строю) языка, его единица – морфема. Ее принято называть минимальной значимой единицей, так как семантика слова заключена в корне, а корень – это морфема. Кроме того, существенное количество аффиксов в русском языке имеют значение. Например, при помощи суффикса -тель образуют существительные, которые называют того, кто производит или выполняет какое-либо действие: учитель, водитель, воспитатель. Таким образом, смыслообразование происходит именно на этом уровне языка, на предшествующем категория значения отсутствует.

В русском языке выделяют следующие морфемы:

  • корень;
  • основа;
  • аффиксы.

К аффиксам относят префикс (приставку), суффикс, флексию (окончание), постфикс (аффикс, стоящий после окончания) и интерфикс (соединительные гласные).

К морфемике примыкает словообразование, но оно является переходным разделом, своего рода мостиком от морфемики к лексике.

Лексика

Лексический языковой уровень описывает словарный состав языка с различных позиций. Базовая единица уровня – лексема (слово). Структура данного яруса весьма неоднородна. В зависимости от того, какая сторона слова рассматривается, можно говорить о следующих разделах языка, функционирующих на лексическом уровне:

  • этимология – изучает происхождение слов;
  • семантика – исследует предметно-понятийное значение слова;
  • морфология – рассматривает слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
  • лексикография – описывает правила и принципы составления словарей;
  • ономасиология – рассматривает процесс присвоения наименования;
  • ономастика – изучает имена собственные.

Иногда к этому же ярусу относят фразеологию и орфографию. Последнюю чаще ассоциируют с графикой и рассматривают на первом из описанных уровней.

Разнообразные отношения, в которые вступают слова, также рассматриваются на уровне лексики: синонимия, паронимия, антонимия, омонимия.

Синтаксис

Синтаксический языковой уровень исследует словосочетания и предложения, а также правила их построения. Соответственно единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения. Иногда к ним причисляют сложное синтаксическое целое и текст. Понятие о членах предложения также является атрибутом синтаксиса.

Существует описательный синтаксис и исторический, конструктивный и коммуникативный, общий и частный и т. д.

К синтаксису примыкает пунктуация, регламентирующая правила постановки знаков препинания.

Общепринятый подход к выделению уровней языка предполагает, что синтаксис - финальный ярус языковой структуры. Представленная классификации языковых уровней является традиционной, но не единственной в лингвистике.

Текст

Текст не принято считать языковой единицей, он рассматривается как речевое произведение. В работах некоторых лингвистов текст противопоставляется языку на основании противоположности принципов их внутренней организации. Более того, указывается, что текст обладает собственной системностью и единицами. Но и в отдельный уровень он не выделяется.

В настоящее время языковедами все же предпринимаются попытки выработать синтетический подход, который позволил бы считать текст и произведением речи, и единицей языка. Это позволило бы тексту как понятийной категории занять более определенное место в системе языковых уровней.

Компетентный подход

Языковой уровень речи отражается в сформированности языковой компетентности. Ее компоненты отчасти перекликаются с уровнями структуры языка:

  • Фонетический. Предполагает знание фонем, их акустических и артикуляционных характеристик, особенностей интонационной и ритмической организации речи, владение орфоэпическими нормами.
  • Лексический. Заключается в характеристиках словарного запаса, включая владение фразеологией, знание пословиц и поговорок, использование синонимических возможностей языка и т. д.
  • Семантический. Выражается в знании значений слов и выражений и умении правильно подбирать и использовать лексические средства в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Грамматический. Подразумевает владение грамматическими нормами языка, в том числе умение правильно строить предложения с учетом синтаксических закономерностей и правил сочетаемости слов.
  • Орфографический. Предполагает знание правил графического оформления письменной речи, включая правила правописания. Сюда же относят умение пользоваться словарем.

Изучение иностранного языка

При изучении иностранного языка выделяют следующие уровни языковых знаний:

  • начальный (А1);
  • элементарный (А2);
  • первый средний (В1);
  • средний (В1+);
  • выше среднего (В2);
  • продвинутый (С1);
  • свободное владение (С2).

Данная шкала является общепринятой европейской системой.

Система уровней владения языком

Первый уровень еще иначе называют уровнем выживания. Он предполагает, что вы можете при аудировании и чтении опознавать отдельные знакомые слова и выражения, в состоянии представиться, заполнить регистрационную карточку или поздравительную открытку, а также поддерживать несложный разговор на знакомую тему (место жительства, родные и знакомые), но только в том случае, если речь собеседника звучит медленно и отчетливо, может быть повторена в случае необходимости. Также предполагает способность задавать элементарные вопросы и отвечать на них.

Второй уровень предполагает, что вы в состоянии прочесть короткий текст, написать недлинное письмо, записку или сообщение, поддержать общение в типичной ситуации на бытовую или хорошо знакомую тему, способны опознавать в звучащей речи фразы и выражения, но для участия в диалоге по-прежнему нуждаетесь в замедленном темпе речи собеседника и четкой артикуляции.

Третий уровень означает, что вы можете написать связный текст, отражая свои эмоции и впечатления, а также владеете языковым материалом в рамках профессионального и повседневного общения, способны поддерживать диалог на частотные и знакомые темы даже без особой договоренности с собеседником о необходимости подчеркнуто четкого произношения.

Четвертый уровень предполагает расширение круга тем, на которые вы можете свободно говорить, отсутствие затруднений в общении, способность устно и письменно излагать и обосновывать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Пятый уровень означает, что вы можете без затруднений понимать все, что транслируется по телевизору, слушать лекции и доклады, создавать развернутые аргументированные тексты, читать художественную литературу, не прибегая к словарю.

Шестой уровень – это свободное общение в быстром темпе на профессиональные и научные темы, умение различать стилистические оттенки, способность изучать не только художественную, но и специальную литературу, включая технические инструкции, умение создавать объемные и сложноорганизованные тексты.

Седьмой уровень – это свободное владение языком во всех аспектах.