15-10-2018 16:02

Ипостась - это... Значение, происхождение, синонимы

Ипостась – это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это – ипостась, будет приведен ниже.

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

Арифметический квадратный корень и его свойстваВам будет интересно:Арифметический квадратный корень и его свойства

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась – это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Примеры употребления:

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Далее будут приведены синонимы к слову «ипостась».

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

  • лик;
  • сущность;
  • субстанция;
  • качество;
  • основание;
  • функция;
  • обличье;
  • естество;
  • первооснова;
  • природа;
  • первоначало;
  • квинтэссенция;
  • образ;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • вид;
  • изображение;
  • амплуа;
  • миссия;
  • назначение;
  • круг обязанностей;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • занятие;
  • сторона;
  • грань.

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась – это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков – Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца – сущность Божескую, Сына – сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία – «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.



Источник