Эргатическая система состоит из ручных инструментов и других вспомогательных средств, которые связаны с человеком, контролирующим все операции. Операторы таких систем используют свою собственную физическую энергию как основной источник. Эргатические системы могут варьироваться от человека с молотком до человека со сверхпрочной подачей экзоскелета.
В чем суть?
Разработка системы человеческих машин отличается от более общих и хорошо известных областей, таких как взаимодействие человека, компьютера и социотехнической инженерии, поскольку она фокусируется на сложных динамических системах управления, которые часто частично автоматизированы (например, летают на самолете).
Вам будет интересно:Топографический план - это... Создания, методы отображения рельефа местности
Управление эргатическими системами также подразумевает решение проблем человека в естественных условиях или в симулированных средах.
Области применения этих систем безграничны, но их еще предстоит широко изучить. Пути расширения эргатических систем с помощью механизмов машины указывают на то, как тело может действовать вне своей биологической формы и функций, а также за пределами локального пространства, в котором оно обитает. Раскрытие загадки того, как движение человека трансформируется в движение машины, а затем может быть выражено и расширено в виртуальную производительность в Интернете, обещает новые возможности как в концептуальном подходе, так и в эстетическом применении. Например, включение представлений виртуальной камеры о выполняемой эргатической системе гармонизирует взаимодействие различных ее элементов и усиливает конечный результат.
Вам будет интересно:Сербохорватский язык: а существует ли он еще?
Эргономика и биомеханика
Машина мышц - это гибридная машина для ходьбы человека и робота. Разработанная художником Джеймсом Стеларком (который также создал другие подобные системы), это экзоскелет с шестью роботизированными ногами, которые контролируются движением ноги и руки его пилота. Подобные проекты замечательно иллюстрируют возможности эргатических систем.
Рассмотрим эффективность этих систем на примере современных проектов экзоскелетов. Резиновые мышцы сжимаются при раздувании и растягиваются при истощении. Это приводит к более надежному проектированию. Тело стоит на земле внутри шасси машины, которое включает в себя нижний корпус экзоскелета, соединяющий его с роботом. Кодеры на тазобедренных суставах предоставляют данные, которые позволят человеческому контроллеру перемещать и направлять машину, а также регулировать скорость, с которой она будет двигаться. Действие человеческого оператора, поднимающего ногу, поднимает три чередующиеся ножки машины и качает их вперед. Поворачивая туловище, тело заставляет машину ходить в том направлении, в котором она обращена. Таким образом, интерфейс и взаимодействие более прямолинейны, позволяя интуитивно понять взаимодействие человека и машины и, таким образом, облегчая пользование этой системы.
Вам будет интересно:Ведущие университеты Воронежа: особенности вузов и специальности
Система хождения с прикрепленными датчиками акселерометра генерирует данные, которые преобразуются в звуки, что увеличивают акустическую пневматику и работу машинного механизма. Как только машина находится в движении, она больше не применима, чтобы спросить, контролируется ли человек или машина, когда они полностью интегрируются и перемещаются как одна. Шестиногий робот расширяет тело и превращает свою двуногую походку в 6-ногое насекомоподобное ползание.
Влияние массовой культуры
Эргатические системы были представлены в средствах массовой информации в большом изобилии. Киборги, увиденные в таких фильмах, как «Терминатор» и «Робокоп», являются фантастическими описаниями того, как человеко-машинные системы могут когда-нибудь выглядеть.
Человеческий фактор в эргономике
Изучение человеческих факторов и эргономика - это применение психологических и физиологических принципов для проектирования и разработки продуктов, процессов и систем. Цель человеческих факторов - уменьшить человеческие ошибки, повысить производительность, безопасность и комфорт, уделяя особое внимание взаимодействию человека и вещи, представляющей для него интерес.
Понятие эргатической системы
Эта наука представляет собой комбинацию многочисленных дисциплин, таких как психология, социология, инженерия, биомеханика, промышленный дизайн, физиология, антропометрия, дизайн взаимодействия, визуальный дизайн, пользовательский интерфейс и дизайн пользовательского интерфейса. В исследованиях человеческие факторы используют научный метод для изучения поведения человека, чтобы полученные данные могли быть применены к четырем основным целям. По сути, это исследование проектирования оборудования, устройств и процессов, которые соответствуют человеческому телу и его познавательным способностям. Термин «человеческие факторы» ранее был синонимом эргономики в английском языке. Сейчас же во всем мире предпочитают термины "эргономика", однако человеческий фактор по-прежнему считается одним из важных элементов любой эргатической системы. К слову, в ФРГ эту науку некогда называли "антропотехникой".
Подвиды науки
Эргономика включает три основные области исследований: физическую, когнитивную и организационную эргономику.
В этих широких категориях есть много специализаций. Специализации в области физической эргономики могут включать визуальную эргономику. Специализации в области когнитивной эргономики могут включать в себя удобство использования, взаимодействие между человеком и компьютером и инженерное проектирование пользователей. Все это так или иначе относится к изучению эргатических систем.
Социальная роль
Некоторые специализации могут пересекать эти области: экологическая эргономика связана с взаимодействием человека с окружающей средой, характеризующейся климатом, температурой, давлением, вибрацией, светом. Появляющаяся область человеческих факторов в безопасности на дорогах использует принципы человеческого фактора, чтобы понять действия и возможности участников дорожного движения - водителей автомобилей и грузовиков, пешеходов, велосипедистов и т. д. - и использовать эти знания для проектирования дорог и улиц, чтобы уменьшить дорожные столкновения. Ошибка водителей указана в качестве фактора, способствующего 44 % фатальных столкновений в Соединенных Штатах, поэтому тема, представляющая особый интерес, заключается в том, как дорожные пользователи собирают и обрабатывают информацию о дороге и ее окружении, и как помочь им принять соответствующее решение.
Области специализации
Несмотря на постоянные научные открытия и, соответственно, появление новых терминов (в том числе, в сфере эргономики), специалисты в этой области все так же востребованы в разработке оборудования, систем и методов работы для того чтобы улучшить комфорт, здоровье, безопасность и производительность во всех сферах человеческой жизни. Исследованиями, которые лежат в основе подобных разработок, обычно занимаются в институтах эргатических систем.
По данным Международной ассоциации эргономики, в рамках эргономики есть две основные области специализации:
Научно-испытательные институты эргатических систем
Самым старым профессиональным органом для специалистов по человеческим факторам и эргономистов является Chartered Institute of Ergonomics and Human Factors, до этого известный под названием Общество эргономики, созданный в 1946 году в Великобритании. Первые признанные основные компоненты эргатической системы (человек, механизм и система управления) были открыты именно этой организацией.
Общество человеческих факторов и эргономики (HFES) было основано в 1957 году. Миссия Общества заключается в содействии открытию и обмену знаниями о характеристиках людей, которые применимы к дизайну систем и устройств всех видов.
Ассоциация канадских эргономистов была основана в 1968 году. Первоначально она была названа Ассоциацией человеческого фактора Канады (HFAC). Согласно заявлению миссии 2017, ассоциация объединяет и продвигает знания и навыки эргономики и человеческих факторов для оптимизации человеческого и организационного благополучия. БЖД в эргатических системах относится к сфере интересов этой организации.
Заключение
Впервые об эргономике заговорили в Польше в XIX веке. Позже этот термин был позаимствован англичанами, и в середине прошлого века в туманном Альбионе возник первый НИИ эргатических систем. Сейчас эти системы существуют по всему миру в самых разных областях: в менеджменте, продвинутой педагогике, кибернетике, дизайне и т. д. Эргономику называют наукой будущего, и системы, которые она изучает, постепенно внедряются во все сферы человеческой жизни. Эргатические системы незаметно становятся неотъемлемой частью нашей обыденности, и скоро станут такими же привычными, как и интернет. Взаимная интеграция психологии и менеджмента, срастание человека и машины, рационализация трудовых и социальных процессов - все это в значительной степени заслуга систем, связанных с эргономикой.