08-10-2018 22:51

Апроприация - это значит "присвоение"

Согласно словарному толкованию, апроприация – это искусствоведческий термин, который говорит об использовании в произведениях, относящихся к изобразительному искусству, либо реальных предметов, либо уже созданных раньше произведений искусства. С латинского языка данный термин переводится как «усвоение, присвоение». Более подробная информация о том, что это – апроприация, будет изложена в обзоре.

Реди-мейд

Практика апроприации отслеживается искусствоведами до созданных кубистами коллажей, работ Барка и Пикассо, которые были сделаны в 1912 г. В них реальные газеты были частью произведения, представляя самих себя.

Подводный аппарат: классификация, описание и назначениеВам будет интересно:Подводный аппарат: классификация, описание и назначение

Эта практика получила свое развитие у Марселя Дюшана, французского художника в 1915 г. в его реди-мейдах. Ready-made происходит от английских слов ready - «готовый» и made - «сделанный». Данная техника характеризуется тем, что автор в качестве своего произведения представляет некий объект, который создал не он.

Первым указанный термин как раз и использовал Дюшан. В технике реди-мейд им были созданы такие работы, как «Сушилка для бутылок», «Велосипедное колесо», а также наделавший скандал «Фонтан». Последний представляет собой писсуар, который художник подписал и представил в качестве произведения искусства.

При этом авторство художника, применяющего ready-made, заключается в том, что он, перемещая предмет из нехудожественного пространства в художественное, тем самым открывает его с неожиданной стороны. В нем начинают проступать свойства, которые вне художественного контекста не замечались.

Дальнейшее развитие апроприации

Этот прием позже стали использовать в своих объектах и коллажах сюрреалисты. Например, Сальвадор Дали совместно с Эдуардом Джеймсом представили свой телефон-лобстер, у которого вместо телефонной трубки был муляж омара. В 1950-х годах присвоенные объекты и образы появляются в произведениях таких художников, как Р. Раушенберг и Д. Джонсон, которые работали в технике поп-арта.

Термин «апроприация» иногда используют и в более узком смысле, применяя его к деятельности американских художников, творивших 80-х годах прошлого века. Это относится, в первую очередь, к Ш. Ливайн и художникам направления нео-гео. В качестве собственных Шерри Ливайн воспроизводила картины других художников, в том числе Казимира Малевича и Клода Моне. Своей целью она ставила создание новой ситуации, нового значения или набора значений, придаваемых знакомому образу.

Нео-гео

Этот термин переводится с английского Neo-Geo как «негеометрический концептуализм» и обозначает направление в абстрактном искусстве 20-го столетия. Он возникает в начале 80-х гг. в американском искусстве. Апроприация в нем выражается в продолжении традиций отчасти классической геометрической абстракции 1-й половины 20-го века, отчасти поп-арта (в большей степени).

Основоположником и теоретиком нео-гео являлся Питер Хелли. Он призывал видеть в его картинах не абстрактные построения, присущие Мондриану или Малевичу, а своеобразные графики и схемы, описывающие современный социум. Так, прямоугольники и квадраты – это различные «ячейки общества», а линии – это коммуникационные сети и социальные связи.

В постмодернизме

Апроприация – это, по мнению теоретиков искусства, непросто копирование, а помещение нового произведения в иной контекст, наделение его новыми смыслами. Наиболее активно она стала использоваться в 90-х гг. прошлого века в рамках постмодернизма.

Именно тогда возникает ультра-апроприация, характерная для современного потребительского общества, насыщенного рекламой, являющейся одним из основных компонентов этого общества. Сам постмодернизм и апроприация, в частности, ставят под сомнение романтические представления авторов, их оригинальность, а также такие связанные с ними социальные институты, как музеи и галереи.

Культурная апроприация

Так называют социологическую концепцию, которая рассматривает заимствование или же использование элементов какой-либо культуры представителями другой культуры. В значительной степени это явление рассматривается как отрицательное. Основу данной концепции составляет предположение, что та культура, которая подвергается заимствованию, также подвержена и угнетению, и эксплуатации со стороны культуры ее заимствующей.

Концепция культурной апроприации в Северной Америке особенно сильно прослеживается в исследованиях, изучающих культуру афроамериканцев и культуру коренного американского населения. Данное понятие возникло в конце 20-го века при использовании его постколоноиальными критиками западного экспансионизма. В числе прочего они высказывали негодование, относившееся к белым поп-музыкантам, которые имитировали музыку темнокожего населения. Примером тому, по их мнению, являлось творчество певца Элвиса Пресли.

Сторонниками концепции приводятся в том числе и следующие примеры культурного присвоения:

  • Использование спортивными командами названий племен коренных народов, изображений их представителей в качестве талисмана или логотипа команды, а также традиционных произведений искусства. Так, одна из команд в американском футболе называется «Краснокожие», логотип в бейсбольной команде – Вождь Ваху, новозеландская команда перед матчами исполняет ритуальный танец «хака».
  • Облачение на Хэллоуин в такие костюмы как «индейский воин», «сумасшедший чувак», костюм гангстера из Латинской Америки, когда они надеваются людьми, не принадлежащими к соответствующей культуре и называющими их шутливыми.
  • Мода на головной убор, как у индейского воина, которая нередко вызывает протесты в виде подачи петиций на его запрет в рамках проведения тех или иных фестивалей. Нередко эти протесты являются действенными.