08-10-2018 21:56

Петр Федорович Каптерев: биография, семья, карьера, труды, вклад в педагогическую науку и дата смерти

Петр Федорович Каптерев – русский педагог-психолог конца XIX – начала XX вв. Главной его идеей была организация педагогического и воспитательного процесса в соответствии с психологическими особенностями ребенка и его возрастом. Некоторые предложения этого исследователя представляют интерес и в наши дни. Труды ученого стали основой для развития российской педагогической науки.

Юность и учеба

Детство Петра Федоровича Каптерева прошло в родном селе Кленово Подольского уезда (Московская губерния). Он родился 7 июля 1849 г. Отец будущего педагога был священником. Когда он умер, мать Петра Федоровича, Каптерева Надежда Яковлевна, осталась одна с восемью малолетними детьми на руках. С раннего детства они помогали ей в работе по дому и огороду. Трудолюбие всех членов семьи позволяло им стойко переносить нужду.

Петр Федорович Каптерев: биография, семья, карьера, труды, вклад в педагогическую науку и дата смертиВам будет интересно:Петр Федорович Каптерев: биография, семья, карьера, труды, вклад в педагогическую науку и дата смерти

Из-за нехватки денег сыновья Надежды Яковлевны могли учиться только в духовном училище в Подольске. Петр Федорович окончил это учебное заведение в 1862 г., а затем, как и остальные его братья, поступил в Вифанскую духовную семинарию. Она была учреждена при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры. Во время учебы он увлекался книгами английских философов Локка, Спенсера, а также изучал труды русских ученых и педагогов. Уже в эти годы Каптерев заинтересовался эмпирической психологией.

Театральные вузы СПб: список, адреса, специальностиВам будет интересно:Театральные вузы СПб: список, адреса, специальности

П. Каптерев был принят в Московскую духовную академию на отделение истории. В 1872 г., после ее окончания, он начал преподавательскую деятельность в Петербургской духовной семинарии, а также заведовал воскресной школой и являлся членом распорядительного совета этого учреждения. Его педагогическая практика в Петербурге продолжалась 46 лет до 1918 г.

Начало научной деятельности

Работа в семинарии тяготила Петра Федоровича Каптерева, так как она шла вразрез с его исследовательскими интересами. Поэтому, после окончания обязательного срока службы за бесплатное образование, полученное в духовной академии, он покинул это учреждение.

В 1874 г. выходят в свет первые публикации Петра Федоровича Каптерева. Педагогические идеи, изложенные в них, он будет исследовать в течение всей жизни, и они станут ключевыми в его психолого-педагогическом творчестве.

Физические свойства материалов: описание понятия, методы определения, суть материаловеденияВам будет интересно:Физические свойства материалов: описание понятия, методы определения, суть материаловедения

В это же время ученый ведет лекции Фребелевского общества, которое было создано для подготовки воспитательниц. Преподавательскую деятельность в рамках этой организации Петр Федорович проводил почти четверть века. Для разработки лекционных курсов Каптерев использовал отечественные и зарубежные источники по педагогике. В 1877 г. была издана его первая книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», в которой он обобщил опыт своих исследований. Этот труд стал первым такого рода в истории российской педагогики.

Служба в Мариинском ведомстве

После завершения духовной карьеры Каптереву не сразу удалось устроиться на службу, которая давала стабильный источник заработка и позволяла заниматься дальнейшими исследовательскими работами. В 1879 г. его приняли в Мариинское ведомство, которое курировало женские учебные учреждения. В течение последующих 6 лет он преподавал педагогику в женских гимназиях.

В 1883 г. он выпустил переиздание своей первой книги, которое вызвало резкую критику за материалистические толкования человеческого сознания. Каптерева обвинили в безбожии, нивелировании христианской нравственности и отстранили от преподавания. Однако анонимные обвинения и доносы не отразились негативно на биографии Петра Федоровича Каптерева. Его служба в Мариинском ведомстве включает несколько повышений: сначала его приняли помощником старшего чиновника, а к 1912 г. он уже стал председателем учебного комитета.

Все эти годы он совмещал данные должности с преподавательской деятельностью, работал профессором Женского педагогического института, был консультантом в Психолого-неврологическом институте В. М. Бехтерева и в Педагогической академии А. П. Нечаева, участвовал во всероссийских съездах по педагогике, психологии, образованию и семейному воспитанию, на которых выступал с докладами.

Работа в советское время

Свершение Великой Социалистической революции было воспринято Каптеревым неоднозначно. Он считал, что изменение старой школьной системы, произошедшее с приходом советской власти, носит разрушительный характер. Петр Федорович одобрял создание единой школьной системы, но высказывал мысль о том, что при этом недостаточно проработаны вопросы о дифференцировании образования по видам одаренности детей.

Осенью 1918 года, в возрасте 69 лет, он дважды перенес воспаление легких и переехал из Петрограда в Воронежскую губернию, где сначала работал разъездным инструктором трудового обучения, а затем начал преподавать одновременно в 3 образовательных учреждениях г. Острогожска: в двух школах и учительской семинарии.

В 1921 г. Петр Федорович Каптерев принял приглашение занять должность профессора на факультете общественных наук в университете Воронежа. Также ему поручили организовать первый воронежский педагогический техникум. Впоследствии ученый стал его заведующим. В этом учреждении он создал 2 отделения: дошкольное и школьное, а для преподавания дисциплин он приглашал туда видных ученых того времени.

7 сентября он умер от очередного воспаления легких, не дожив несколько дней до празднования 50-летия его научно-педагогической деятельности.

Основные принципы

Изучение психологии Петром Федоровичем Каптеревым неразрывно связано с педагогикой. Главным требованием к образовательному процессу ученый считал его соответствие детской натуре. В своих работах он рассматривал такие аспекты детской психики, как страхи, ложь, лень, упрямство, радость и печаль, основанные на жизненных фактах. Важное значение педагог придавал возрастным особенностям.

Петр Федорович отмечал, что в современном ему обществе сложилась неправильная оценка детства. К нему относились как к временному этапу, причиняющему много проблем для родителей и учителей. Однако Каптерев показывал в своих работах, что детство – самый счастливый период в жизни каждого человека, а главная задача воспитания – это развитие детской натуры в соответствии с устремлениями самого ребенка и свойствами его возраста.

Методы дошкольного воспитания

В начале XX в. начали меняться семейные устои и все больше женщин вовлекались в фабричную работу. Поэтому возникла необходимость создания дошкольных воспитательных учреждений. По мнению Каптерева, эта мера нужна была и для гармоничного развития ребенка в коллективе и товарищеских играх. Однако в те времена в России было много противников общественного воспитания.

Вклад Каптерева Петра Федоровича в дидактику был очень существенным: он выступал организатором Всероссийского съезда по семейному воспитанию, участвовал в вопросах изучения детской психологии и методов нравственного, эстетического и физического воспитания. Ученый доказал, что в хорошо организованном детском саду, где процесс построен на свободных играх и занятиях (но не на школьных порядках), происходит развитие индивидуальности ребенка, а не ее подавление.

Роль семьи

Семья у Петра Федоровича Каптерева находится на первом месте по важности в образовании детей, а уж потом – учителя и общественные институты. Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Для развития более сложной психической деятельности дети должны быть с младенчества окружены соответствующей средой, игрушками, сначала в виде простых геометрических фигур, а затем более сложными предметами.

Он очень высоко оценивал семейное воспитание и считал, что родителей, как и воспитателей, необходимо просвещать в вопросах гигиены, психологии и педагогики.

Школьное образование

Как отмечал Петр Федорович Каптерев, педагогика современного школьного образования уравнивает всех детей в их способностях, дарованиях и не может адаптироваться к разным способностям учеников. Это является ее главным недостатком. В такой атмосфере таланты угасают из-за подневольных и несоответствующих занятий.

Он предлагал ряд мер, чтобы учебные заведения и учителя помогали саморазвитию обучающихся. Одной из них было сокращение числа обязательных предметов и предоставление возможности их выбора для ребенка. При этом должно оставаться достаточно времени для досуга и самостоятельных занятий. Каптерев считал, что главный путь для развития личности – это всемерная поддержка самообразования.

Традиционное деление школы на классы он предлагал заменить на предметные классы (для более быстрого изучения программ в соответствии со способностями учащихся) и возрастные отделения. Оставление ребенка на второй год он считал «педагогическим абсурдом».

Такая концепция тяжело воспринимается учителями и родителями даже в наше время, а в советскую эпоху многие идеи этого выдающегося педагога не встретили никакой поддержки. В последние годы интерес к его трудам и идее вариативности образования вновь начал расти.

История педагогики

Петр Федорович является одним из первых основателей отечественной историко-педагогической школы. В развитии педагогической мысли в России он выделял 3 основных этапа:

  • церковный;

  • государственный;

  • общественный.

Основными задачами третьего периода, по его мнению, должны стать всеобщая образованность, общечеловеческое развитие будущих поколений, сочетаемое с национальными особенностями. Полное описание для направлений педагогики он дал в своей книге «История русской педагогии» (1915). В центре всех преобразований, по его мнению, должны находиться интересы личности.

Его перу принадлежат многочисленные работы по истории педагогики:

  • «Связь истории педагогики с историей вообще»;

  • «Очерки по истории русской педагогики: Пирогов Н. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н.»;

  • «Странички из истории первоначального воспитания детей в России»;

  • «Материнская школа по Амосу Коменскому» и другие монографии.