05-10-2018 23:45

Пожарно-строевая подготовка: нормативы, выполнение и методические рекомендации

В этой статье пойдет речь об основном предмете для изучения составом подразделений пожарной охраны. Это пожарно-строевая подготовка. Рассмотрим ее цели, содержание, разберем методические рекомендации по проведению обучения.

Что это?

Пожарно-строевая подготовка, как мы уже отметили, это главный предмет обучения, разработанный для личного состава подразделений и соединений пожарной охраны. Это обучение способам и приемам работы со всей пожарной техникой.

Программа обучения направлена на следующее:

  • Достижение высоких показателей по строевой подготовке личного состава, достижение слаженности работы, готовности к самым нестандартным заданиям.
  • Максимальное развитие как волевых, специальных, так и физических качеств пожарных.
  • Обеспечение успешного выполнения задач по тушению пожаров в самых различных условиях.

Современные регионы Германии - земли, вольные города и свободные государстваВам будет интересно:Современные регионы Германии - земли, вольные города и свободные государства

Пожарно-строевая подготовка - это не краткий курс. Занятия проводятся в течение года. Включают в себя следующее:

  • Организация и планирование обучающего процесса. Это составление тематического учебного плана, расписания занятий, нормативов, которые необходимо отработать, планов проведения конкретных занятий.
  • Контроль успеваемости обучающихся, оценка их умений, знаний, навыков.
  • Повышение профессиональной и педагогической подготовки непосредственных руководителей занятий.
  • Контроль за всем процессом обучения.

Класс Жгутиковые: общая характеристикаВам будет интересно:Класс Жгутиковые: общая характеристика

Важная часть пожарно-строевой подготовки - это выполнение специальных прикладных упражнений. В них входят разнообразные действия и приемы с пожарной техникой, что формируют и совершенствуют специальные навыки личного состава, способствуют развитию его физических качеств.

Цели и задачи пожарно-строевой и тактико-строевой подготовки определяются целым рядом документов:

  • Руководящая документация МЧС РФ.
  • Правовые нормативные акты уровня субъектов Российской Федерации.
  • Нормативные ведомственные акты.

Все вышесказанное формулируется в тематических и учебных программах и планах.

Методическое пособие

Испано-американская война 1898 года: причины, ход событий, командующие, итоги и последствияВам будет интересно:Испано-американская война 1898 года: причины, ход событий, командующие, итоги и последствия

Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке - пособия как по организации, так и по проведению занятий у личного состава всего разнообразия подразделений пожарной охраны. Практически это обучение основным правилам работы с техническим вооружением, противопожарным оборудованием, пожарным ручным инструментом, различными спасательными устройствами и средствами индивидуальной защиты самих пожарных. Если обобщить, то это методические указания по работе со всей пожарной техникой.

Данные рекомендации разработаны для следующих адресатов:

  • Личный состав расчетов пожарной охраны.
  • Пожарно-технические НИУ (расшифровка - научно-исследовательские учреждения).
  • Учебные пожарно-технические организации.
  • Специальные расчеты пожарной охраны.

Обязанности руководителей

Руководители подразделений пожарной охраны, их органов управления, пожарно-технических образовательных организаций наделяются рядом обязанностей по пожарно-строевой и тактико-строевой подготовке. Это следующее:

  • Создавать все требуемые условия для качественного и своевременного обучения личного состава.
  • Обеспечивать высокий уровень профессиональной и методической подготовки как руководителей подразделений, так и тех должностных лиц, которые ответственны за проведение и обеспечение занятий.
  • Обеспечивать системное развитие и совершенствование материально-технической базы. Она должна позволять создавать реальную обстановку во время учений, позволять проводить с личным составом всю совокупность упражнений по отработке нормативов по пожарно-строевой подготовке.
  • Уделять особое внимание обеспечению безопасности личного состава во время таких практических занятий.
  • Учитывать специфику выполняемых служебных задач при планировании занятий, а также разнообразие имеющейся в наличии пожарной техники, уровень подготовки личного состава, состояние учебного обеспечения, предписания по охране труда.

Формы обучения

Учебные пособия по пожарно-строевой подготовке предполагают наличие трех главных ее форм:

  • Теоретические занятия. Соответственно, в них входит изучение теоретической базы, описаний принципов работы пожарной техники, изучение психофизиологических особенностей личного состава.
  • Практические занятия. В группу включено следующее: тренировочные, контрольные, проверочные, показательные упражнения на огневой полосе психологической подготовки, в тепловом манеже, в тепло-дымовой камере, на полигоне и проч. Такие занятия направлены на совершенствование и поддержание специальных и общих навыков, слаженность и работу дежурных смен и подразделений, решение общих задач по улучшению психологический и физической подготовки.
  • Внеурочные занятия. Здесь подразумеваются состязательные формы выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке, конкурсы, соревнования, сдача зачетов на совершенствование физических, специальных и психологических качеств. Используются для этого часы культурно-досуговой, спортивно-массовой работы, самостоятельной подготовки состава.

Основные методы подготовки

Момент инерции диска. Явление инерцииВам будет интересно:Момент инерции диска. Явление инерции

Проведение пожарно-строевой подготовки - это использование проверенных методов практического обучения:

  • Информационные, сообщающие. Беседа, устное изложение темы, исполнение команд.
  • По формированию умений и навыков. Демонстрация, объяснение, выполнение упражнений.
  • По закреплению и дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Повторение пройденного, соревнования, тренировки, различные уровни самостоятельной работы.
  • Проверка и оценка полученных знаний, навыков и умений. Практические контрольные упражнения, наблюдение.
  • Инструктивные. Согласование с потребностями обучающихся, выяснение, насколько им ясен пройденный материал.

Последовательность обучения

Отработка нормативов по пожарно-строевой подготовке - это всегда системные, особым образом структурированные занятия. Так, данные упражнения всегда проходят в три этапа:

  • Создание предварительного представления о новом упражнении.
  • Разучивание данного упражнения.
  • Закрепление двигательных навыков и дальнейшее их совершенствование.
  • Каждый из этапов мы далее разберем подробно.

    При выполнении нормативов по пожарно-строевой подготовке личным составом руководитель занятий должен обращать особое внимание на следующее:

    • Контроль и системное, предметное исправление ошибок. Что под этим понимается? Руководитель занятий должен первым делом исправлять главные, исходные ошибки обучающихся, а затем незначительные и второстепенные. Это происходит через демонстрацию, показ подводящих упражнений, наглядных пособий и проч.
    • Применение мер, которые предупреждают травмы и обеспечивают безопасные условия выполнения разучиваемых двигательных задач. Важнейшими условиями тут будут: проведение тщательной разминки, подбор упражнений, что соответствуют уровню подготовки обучаемых, соблюдение нормального гигиенического и физиологического режима.

    Первый этап обучения

    Занятия по пожарно-строевой подготовке начинаются с создания предварительного представления о новом приеме, методике действий. Для этого руководитель занятий предпринимает следующее:

  • Знакомит обучающихся с названием упражнения, его основными элементами, оперируя при этом профессиональной терминологией.
  • Демонстрирует наглядные пособия для создания двигательных представлений.
  • Демонстрирует сам технику и приемы выполнения.
  • Объясняет последовательность исполнения приемов упражнения, знакомя при этом личный состав с временными и пространственными характеристиками выполняемых действий.
  • Разъясняет, как выполнить упражнение, отдельные его приемы безопасно.
  • Проводит пробные попытки по выполнению упражнения.
  • Информирует личный состав о нарушениях, ошибках, допущенных по ходу пробной тренировки.
  • Продолжает занятие, пробные попытки.
  • Второй этап обучения

    Следующий этап упражнений по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке - это непосредственное разучивание. Его цель: овладение личным составом техники выполнения упражнений, формирование у подразделения пожарной охраны новых двигательных навыков. Для этого переходят от теоретических к практическим занятиям.

    Подготовленность личного состава, сложность упражнения влияют на то, как оно будет разучиваться - целиком или по частям. Здесь выделяются ключевые различия:

    • Разучивание целиком. Двигательная задача решается целостным образом, ее основные составляющие, элементы воспринимаются обучающими в общем виде. Как правило, данный метод хорош для простых упражнений. Но также его применяют и для сложных - когда действие сложно или нецелесообразно разбивать на части.
    • Разучивание по элементам. Тут плюсом выступает большее методическое преимущество. Способ подходит для случаев, когда упражнение состоит из разнородных по своему характеру элементов, которые объединяет только общая тактико-техническая цель. Такую двигательную задачу ее структура легко позволяет расчленить на отдельные элементы. После того как личный состав освоит упражнение по частям, можно переходить к слитному его выполнению.

    Третий этап обучения

    Особенности и отличия австралийского английского языка от британскогоВам будет интересно:Особенности и отличия австралийского английского языка от британского

    Разработка нормативов по пожарно-строевой подготовке обязательно включает в себя разработку занятий по стабилизации способов и приемов выполнения упражнения. Важно тут добиться его доступности при выполнении личным составом конкретных действий по тушению пожара.

    Здесь под стабилизацией способов и приемов выступает выработанное умение выполнять упражнение каждый раз или одинаково, или в границах допустимых отклонений.

    Первым делом выполнение двигательной задачи должно быть освоено при стандартных условиях. Затем важно перейти уже к совершенствованию навыков. Упражнение повторяют при проведении тренировок, включают в него дополнительные комбинации навыков. Задача выполняется уже в необычных, непривычных условиях, на снарядах, учебных объектах с различными характеристиками. При этом оценивается качество исполнения упражнения, временные затраты на действие.

    План занятия

    Руководитель занятий всегда системного подготавливается к каждому новому уроку. Существенное место в этом занимает составление развернутого плана:

  • Вводная часть. Тут должны быть раскрыты методы и методологические приемы: построение группы, рапорт, проверка готовности как обучающихся, так и места проведения занятий. Далее - доведение до личного состава целей, задач упражнения. Обязательна проверка знаний, нормативов, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.
  • Подготовительная часть. Упорядоченная характеристика общеразвивающих и специальных укрепляющих упражнений. Специальные упражнения выполняются после физических.
  • Основная часть. Упорядоченное описание учебных вопросов (подразумеваются специальные упражнения с пожарной техникой), а также действий руководителя по решению главных задач упражнения.
  • Заключительная часть. В этом разделе плана отражается содержание и последовательность разбора урока, подведение итогов, приведение учебного инвентаря в порядок. Перечисляются вопросы для общего и частного разбора.
  • Структура отдельного занятия

    Разобрав систему освоения нового навыка, техники действий, двигательной задачи, перейдем теперь к построению структуры каждого занятия по пожарно-строевой подготовке. По своей сути это урок, учебное занятие, которое носит тренировочный характер. Выступает основным средством организации обучения личного состава, в рамках которого реализуются все вышеописанные формы, методы и средства обучения.

    Каждое учебное занятие по пожарно-строевой подготовке состоит из четырех составляющих:

  • Вводная часть. Это подготовка учебной группы к выполнению задач следующих двух частей обучения.
  • Подготовительная часть. Это уже подготовка обучающихся к основной части занятия. Сюда входят как специальные, так и общеразвивающие упражнения. В их заключении обучающиеся должны подготовить материально-техническое обеспечение для проведения основной части занятия.
  • Основная часть. Фактически это методическая подструктура, элементами которой выступают определенные виды деятельности как обучаемых, так и самого руководителя занятия. Ее элементы, их последовательность, определяются последним в соответствии с программой обучения. Именно здесь решаются главные задачи всего занятия: развитие психологических и физических качеств личного состава, формирование и совершенствование новых навыков, способов и приемов, овладение методикой работы с пожарной техникой в составе дежурной смены, караула, отделения. На эту часть отводится основная масса времени занятия. Успешность ее прохождения определяет эффективность всего урока.
  • Заключительная часть. Направлена на активизацию восстановительных процессов в организме обучающихся, а также приведение в порядок задействованных учебных объектов. Заканчивается общим построением: тут подводятся общие итоги, задаются векторы для самостоятельной работы.
  • Таким образом, занятия по пожарно-строевой подготовке - это системные, связанные упражнения, разработанные для личного состава подразделений и соединений пожарной охраны. Каждый урок имеет свой четкий план, структуру. Упражнения объединяются в цикл занятий по освоению определенного навыка, умения работы с пожарной техникой.