04-10-2018 12:45

Приоритетность образования - это важный вопрос современности

Приоритетность образования - это важный вопрос, который заслуживает детального изучения и рассмотрения. Этот термин подразумевает серьезную программу, которая направлена на помощь детям разного возраста в интеллектуальном совершенствовании, адаптации в социуме.

Ключевые термины

Каково значение термина «приоритетность образования»? Он взаимосвязан со следующими понятиями: функциональная грамотность, ключевые компетенции. Именно поэтому в обязательном минимуме, разработанном для каждой учебной дисциплины, отмечаются ключевые компетенции, которыми должны овладеть дети после завершения курса обучения.

Что такое конспирология: понятие, теория заговора, метод воздействия, популярные книги и мнения специалистовВам будет интересно:Что такое конспирология: понятие, теория заговора, метод воздействия, популярные книги и мнения специалистов

Теоретическая база

Приоритетность образования - это формирование нравственных, интеллектуальных, личностных, коммуникативных ресурсов ребенка. Процесс предполагает передачу различными способами опыта от старших поколений детям.

Так как школа является весьма консервативным социальным институтом, появляется необходимость периодических концептуальных и организационных изменений.

Что же подразумевает приоритетность образования? Это определение фигурирует в нормативных документах, к примеру, в «Концепции модернизации российского образования», которая рассчитана до 2020 года.

В качестве основной задачи школы выступает создание гармоничной системы универсальных навыков, умений, знаний.

Приоритетность образования - это те направления, по которым развиваются школы. К примеру, среди приоритетов – развитие самостоятельности и ответственности в подрастающем поколении, успешности социализации.

ФГОС общего образования в РФ

Этот документ признает приоритетность образования как необходимость развития готовности школьников использовать навыки и умения, приобретенные ими в ходе образовательного процесса, в реальной жизни для решения определенных задач.

Кроме того, новые федеральные стандарты в виде базового достижения рассматривают освоение девятиклассниками уровня грамотности по естественнонаучному, культурному, математическому профилю, без которых невозможно комфортное существование в современном обществе.

Приоритетность образования требует выделения существенных материальных ресурсов. Кроме того, нужны существенные кадровые преобразования в российских школах.

Специфика ключевых компетенций

Признание приоритетности образования привело к выявлению результатов, которые должны быть направлены на изменение содержания образовательных программ. В их качестве выступают ключевые компетенции. Этот термин имеет сразу несколько значений: правомочность, способность, умение.

Термин «компетентность» необходим для определения уровня знаний и способностей человека, возможности принятия им определенных решений в предметной области, а потому используется в педагогике.

Приоритетность образования - это серьезный аспект, от которого напрямую зависит выполнение государственного заказа.

Например, успешность специалиста в профессиональной сфере деятельности характеризуется сформированностью у него следующих «ключевых компетентностей»:

  • инициативности;
  • самостоятельности в принятии решений;
  • толерантности (уважительного отношения к другим людям).

Необходимо воспитание в подрастающем поколении активной гражданской позиции, умения и желания самообразовываться на протяжении всей жизни.

Современные тенденции в Российской Федерации

В нашей стране в качестве основных компетенций выделяют информационную, предполагающую умения и навыки переработки и критического анализа информации. Подобная ключевая компетенция является важной и актуальной, учитывая, какой поток информации «обрушивается» на современного школьника. Выпускник общеобразовательной школы РФ обязан владеть социально-коммуникативной компетенцией, которая предполагает соотнесение собственных возможностей и интересов с желаниями других людей, а также в умении решать практические жизненные проблемы.

В наши дни приоритетность образования является основной задачей функционирования учебных заведений. Она предполагает не приобретение школьниками конкретного числа знаний и умений в различных предметных областях, а формирование комплекса ключевых компетентностей, применяемых выпускниками на практике. Лишь в этом случае можно будет вести речь об успешной адаптации выпускников к реалиям социума.

Некоторые противоречия

Поскольку приоритетность образования является системой, то, помимо ключевых компетентностей, в ней есть и «предметные», связанные с химией, физикой, биологией, математикой. В российских школах их именуют универсальными умениями и навыками.

Так как главный акцент смещается на прикладные сферы деятельности, без должного внимания остается процесс приобретения научных знаний.

Подведем итоги

Далеко не вся информация, которую получают дети во время учебного процесса, потребуется им в повседневной жизни. Необходим длительный временной промежуток для того, чтобы обобщить, систематизировать, структурировать отдельные знания.

Учитель должен так формулировать и подбирать информацию в рамках своей предметной области, чтобы ребенок мог в полной мере разобраться в анализируемом вопросе, подобрать для себя оптимальный алгоритм действий в практических ситуациях.

Компетенции не должны стать единственной базой деятельности. Они являются умениями применять в социальных, бытовых, профессиональных ситуациях практико-ориентированные знания.